«Не сдаваться трудностям наперекор всему»
Кто ищет выход из непростой ситуации, тот его обязательно находит.
Легкая промышленность сегодня переживает непростые времена. Причины финансовой нестабильности одни для всех: проблемы с сырьем (предприятия в основном работают на валютном сырье, а это не только ткани, но и упаковка, навесные ярлыки, этикетки и так далее), недостаток оборотных средств, дебиторская задолженность, затаренность складов, низкая конкурентоспособность большинства видов продукции и параллельно с этим высокая активность конкурентов-иностранцев, падение покупательской способности.
Как пережить эти сильнейшие финансовые бури? Накануне Дня работников легкой промышленности мы встретились с директором ОАО “Мозырская швейная фабрика “Надэкс” Екатериной Михайловной ЕРМОЛЕНКО, чтобы задать несколько вопросов, что называется, на тему дня.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ СОБЕСЕДНИКА
Екатерина Михайловна Ермоленко в ОАО “Мозырская швейная фабрика “Надэкс” пришла в 1987 году в качестве швеи сразу после окончания СШ №1. Окончила без отрыва от производства технологическое отделение Витебского технологического института легкой промышленности (квалификация — инженер-технолог швейных изделий). После получения диплома о высшем образовании была переведена в ОТК контролером качества. Затем стала помощником мастера, мастером, инженером по подготовке производства, начальником экспериментального цеха, главным инженером. С 2 мая — директор предприятия.
Главный жизненный принцип — терпение и вера в то, что все можно изменить. Есть такое выражение: “Учусь терпеть, учусь терять и при любой житейской стуже учусь с улыбкой повторять: “Прорвусь, бывало и похуже”.
О КОНКУРЕНЦИИ
— В марте Президент общался с индивидуальными предпринимателями, он обеспокоенно говорил о том, что фактически исчезает легкая промышленность из-за того, что производимая ею продукция менее конкурентоспособна по сравнению с товарами, которые индивидуальные предприниматели привозят из-за рубежа и продают в Беларуси. “Мы как государство теряем нормальный прозрачный бизнес и убиваем свое производство”, — говорил Александр Лукашенко. Как Вы считаете, оздоровит ли ситуацию введение сертификата качества, о котором сегодня так много говорят?
— Давно не секрет и для производителей, и для руководства концерна, что мы проигрываем азиатам, в первую очередь, в цене. Девятый вал дешевого азиатского импорта давно крушит наши надежды. На азиатских конкурентов работает такой важный козырь, как собственная сырьевая база, а наши производители большинство сырья (хлопок, шерсть, красители, комплектующие) закупают за рубежом.
Одежду белорусского легпрома часто критикуют из-за неудачных моделей и за то, что у нас нет системы скидок, которую мы можем предложить, как китайские производители, берущие объемом. Но это, уверена, можно наладить. А пока убыточное предприятие (а их в Беларуси сотни) не имеет права продать товар ниже себестоимости. Когда мы заработаем с прибылью, можем сделать скидку, распродажную или сезонную.
Уверена, ситуация после введения сертификатов качества должна измениться. Я тоже хожу на рынок и по магазинам и сравниваю. Когда читаю состав сырья на этикетке, часто не соглашаюсь с указанным процентном хлопка: на ощупь понятно, что сорочка синтетическая.

Золотой фонд предприятия. Татьяна Михайловна КУРМАЗ — одна из самых опытных швей, на предприятии трудится 40 лет. На “Надэкс” она пришла вчерашней школьницей, так что можно сказать, именно здесь, в цехе №2, состоялась как сильная, уверенная в себе личность и первоклассный профи. Сегодня Татьяна Михайловна выполняет самую сложную, ювелирную работу — отделочную. К слову, на предприятии работают также ее сын Николай (электрик) и невестка Елена (швея). “Нашему предприятию пожелаю стабильности, а работникам — хороших объемов работы, тогда и зарплата будет достойной”.
— Как “Надэкс” сегодня выглядит на фоне своих конкурентов по стоимости и качеству?
— Если сопоставить с Дзержинской фабрикой “Элиз”, работаем практически в одинаковых условиях), выигрываем в ценовом факторе. По качеству мы равнозначные, и группы товаров у нас одинаковые. Дзержинцы могут предложить больше моделей сорочек, но мы стараемся не уступать. С недавних времен, например, мужские сорочки от “Надэкс” имеют три силуэтные линии: “classic line” (классическая, свободная), “normal line” (прямого силуэта), “slim line” (полуприлегающая, приталенная). Еще одна наша визитная карточка — женская блузка делового стиля, но ее производство мы немного упустили по времени — на то были свои причины. Столичные товароведы утверждают, что в крупных универмагах ее покупатели по-прежнему ищут и ждут. Особенно пользуются спросом наши торговые марки “Модница” и “Озорник”: блузку и сорочку делового стиля для детей школьного возраста по достоинству оценили и ребята, и их родители. Причем не только в Беларуси, нашу “Школьную программу” отлично осваивают россияне, уставшие от китайских модных, но некачественных изделий.
Рынок Беларуси, повторюсь, перенасыщен, и конкурировать сложно, но все же мы всячески стараемся удержаться, не терять своего покупателя, более того, приобретать нового.
— Специалисты маркетинга и рекламы советуют: чтобы победить конкурента, нужно изучить и взять, если нужно, на вооружение его методы работы. Тот же Китай выдерживает конкуренцию не только по ценовому фактору, основные его преимущества — быстрая реакция и четкое понимание запросов потребителей. Значит, нам нужно четче, слаженнее работать именно в этом направлении, согласны?
— Мы как раз в поиске специалиста по маркетингу. Нам нужен тот, кто чувствует рынок, будем рады видеть среди соискателей бывших индивидуальных предпринимателей со стажем работы. Это должен быть человек идейный, умеющий продвинуть, внедрить товар на рынок. Правильный маркетинг — это залог успешного развития любого бизнеса.

У сдатчицы готовой продукции Татьяны Аркадьевны ПИНЧУК работа ответственная. В ее деле чрезвычайно важна точность. Скомплектовать продукцию, проверить правильность навешивания маркировки — ее самые главные задачи. В этой профессии она трудится 10 лет, а всего на предприятии — около 20 лет (сначала работала швеей). “Своим коллегам в профессиональный праздник желаю здоровья и удачи, остальное все непременно будет”, — говорит она.
— Успешно ли складываются ваши отношения с торговыми организациями? Насколько развита ваша фирменная торговля, налажено ли сотрудничество с “частниками”?
— Наша продукция представлена во всех крупных универмагах Беларуси. Кроме этого, у нас 5 фирменных магазинов: два в Мозыре, по одному в Гомеле, Светлогорске и Бобруйске. Надеемся, что откроем свою торговую точку в столице: так наши изделия будут доступнее, чем в больших торговых организациях, где ее практически нельзя найти из-за многообразия швейного ассортимента.
С нашими ИП мы не сотрудничаем: их не устраивает цена наших изделий, а с предпринимателями из России у нас налажены связи.
ОБ ИНОСТРАНЦАХ
— Как известно, предприятию помогают смягчить удары экономически непростого времени зарубежные компании, работающие с “Надэкс” по давальческой схеме. Кого из иностранцев одевает мозырская швейная фабрика сегодня?
— Действительно, наша фабрика выполняет заказы иностранных фирм, работа по давальческой схеме занимает большой процент в объеме производства — до 50%. С начала кризиса мы перестали сотрудничать с крупным мировым производителем одежды “Seidensticker”, который с помощью умелых рук мозырских швейников прошивал у нас сорочки мировых брендов “Marks & Spencer”, “Burberry” и других. Заказчик перешел работать в Китай, а нам предложили производить только единичные, самые дорогие брендовые вещи. Но одиночные заказы нам не выгодны, и мы отказались от этого предложения.
Чтобы получить право производства, совсем недавно мы прошли европейский социальный аудит и получили заказ от европейской компании — мирового производителя и дистрибьютора разнообразных товаров под брендом “Esprit”: будем шить для голландцев, австрийцев женские блузки. Три года такую же процедуру мы проходили для швейцарской фирмы. Иностранцы по-прежнему нас благодарят за достойное качество.
Большую прибыль приносит пошив собственной одежды, но мы вынуждены предоставлять давальческие услуги, чтобы сохранить коллектив, а сегодня это 500 человек. Наши люди очень трудолюбивы и имеют большие возможности.
— Тот факт, что сделанное руками наших специалистов идет под зарубежными марками, говорит о нашем неумении грамотно продавать, неверии в себя, свои возможности…
— Конечно, в идеале не выполнять заказы, а продавать свою одежду под торговой маркой “Надэкс” за пределы республики и зарубежным заказчикам — и к этому мы стремимся. Нам есть что предложить.
О МОДЕРНИЗАЦИИ
— Чтобы догнать и перегнать конкурентов, предприятия обновляют свои технологии. Модернизация производства на многих мозырских предприятиях сегодня на повестке дня — вопрос №1. Как с техническим перевооружением обстоят дела у “Надэкса”?
— Техническому перевооружению мы уделяем большое внимание. Два года назад, когда я была в должности главного инженера, мы приобрели современное высокопроизводительное оборудование — раскройный комплекс “Гербер”: улучшили качество кроя, сэкономили сырье. Мы ушли от картонных лекал, вся информация подается прямо на комплекс в электронном виде — это совершенно новый уровень производства. Кроме этого, недавно ввели в действие ряд современных машин, которые нам также позволили увеличить производительность: пресс для формирования рукавной планки, карманов и автомат для обтачивания.
Естественное обновление претерпевают машины универсальные — основное наше оборудование, которое мы покупает из года в год. Предпочтение отдаем оборудованию японского производителя “Juki”. Представители этой фирмы не забывают предлагать нам последние новинки, недавно, например, давали для апробации машину для настрачивания мелких деталей — оборудование не из дешевых, но нужное. Еще одна наша мечта из мира науки и техники — настилочный комплекс. Когда экономика нашего предприятия укрепится, мы обязательно приобретем и его.
Ольга АРДАШЕВА
Фото Александра СОЛОДКОВА