Без проекта не будет объекта

“Архитектурный проект должен стать по-настоящему архитектурным проектом со всеми необходимыми классическими атрибутами и выходными параметрами… И никакого упрощенчества – это же деньги”, – потребовал на одном из совещаний по решению проблемных вопросов в строительной отрасли Президент Беларуси А.Г.Лукашенко.

МуженкоО тонкостях работы над проектами, особенностях работы проектировщиков, что необходимо, чтобы соответствовать предъявляемым высоким требованиям, рассказывает начальник группы архитекторов АКБ №2 ГП “Полесьепроект” Наталья Леонидовна МУЖЕНКО.

– Чем занимается ваше архитектурно-конструкторское бюро?

– АКБ №2 занимается разработкой архитектурно-строительной части проекта зданий и сооружений, создает генпланы микрорайонов и проекты благоустройства отдельных зданий – то есть то, что строится и что можно увидеть во-очию.

Но проектированием занимается не только наше АКБ. Институт “Полесьепроект” подразделяется на несколько групп. В данный момент работают три АКБ, кроме этого, есть подразделения, которые занимаются разработкой разделов проекта для систем водоснабжения и водоотведения, систем тепло- и газоснабжения, вентиляции, кондицио- нирования, отопления, сетей электроснабжения и слаботочных систем, пожарной сигнализацией. Также работает отдел инженерно-геологических изысканий – они первыми приступают к разработке проекта.

– Чем отличается архитектор от проектировщика?

– Проектировщик – это общее название всех, кто работает в вышеперечисленных производственных отделах.

Архитектор – это, пожалуй, первый специалист, с которого начинается работа с заказчиком, ставящего примерную задачу: “Хочу здание определенного функционального назначения, такой-то этажности и предполагаю, что оно должно выглядеть примерно следующим образом…”

За работу берутся архитекторы, и появляются планы, фасады, разрезы… Следом подключаются конструкторы, потому что архитектор может нарисовать то, что невозможно будет сконструировать или построить. Приступают к работе ответственные за геологию, потому что, когда будет делаться посадка здания на рельефе, необходимо правильно заложить фундаменты.

Кстати, в городе есть микрорайоны, где геология плохая, поэтому строительство будет идти дольше стандартных сроков, и потребуются дорогие фундаменты. Не всегда существующие технологии позволяют строить дешево и доступно.

Как правило, все требования к объекту подробно описываются в задании на проектирование. Зачастую это задание составляется вместе с нами, потому что у нас уже накоплен большой опыт работы и знания. Мы можем подсказать заказчику, который впервые сталкивается со строительством, какие элементы в здании должны быть обязательно.

Например, в здании с массовым пребыванием людей должен быть набор определенных инженерных систем: охранная сигнализация, пожаротушение, пожарная сигнализация, видеонаблюдение…

В итоге, согласовав личные пожелания заказчика с тем, что должно быть обязательно, готовится задание на проектирование.

Образно говоря, нам ставят задачу, а мы создаем сначала скелет, а потом и все тело со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения.

– Что необходимо, чтобы сделать хороший качественный проект?

– До последнего времени основными нашими объектами было жилищное строительство: микрорайоны, жилые дома. В связи со сворачиванием программ кредитования эта сфера немного сузилась, и сегодня значительную часть наших объектов составляют общественные здания, когда заказчиком часто выступает частное лицо. Поэтому основной сложностью становится проблема исходных данных.

Любое проектирование в идеале должно начинаться после того, как такие данные нам предоставлены.

Сейчас у нас в разработке есть объекты, по которым заказчик хочет срочно получить проект, но исходные данные еще все не предоставлены. В результате объект уже, как говорится, на выдаче, но когда нам стали поступать исходные данные, то оказалось, что мы либо не сможем его здесь построить, либо придется потратить огромные деньги на вынос сетей.

Если бы все эти данные нам были предоставлены заранее, то эта проблема не возникла бы. А сейчас либо заказчику надо отказываться от строительства, либо нам необходимо сделать новый проект.

Когда мы работаем с УКСом, то таких сложностей возникает меньше, потому что там работают специалисты с большим опытом работы в строительной отрасли, и они просчитывают все варианты.

Но когда приходится иметь дело с частниками, которые еще не имели дела со строительством, то зачастую они слабо представляют возможные негативные последствия для себя. Возможный выход: взять на подряд организацию или специалистов, у которых есть опыт подобной работы.

– Часто приходилось слышать претензии строителей к проектировщикам. А вашим специалистам есть что предъявить строителям?

– Мы друг от друга зависим, бывает, что спорим, но всегда договариваемся.

Потому что строители тоже разные бывают, но задача-то одна – объект должен быть построен. Поэтому что-то мы изменяем в проектах, где-то они ищут возможности, как воплотить то, что задумано в проекте.

Как очевидный пример: в четвертом микрорайоне строились два дома по одному проекту разными строительными организациями. Когда мы в рамках процедуры авторского надзора (проверить, как реализуется проект на практике) пришли на один объект, то строители начали нам доказывать, что так, как в проекте, выполнить данный вид работы невозможно. Причем говорили это так убедительно, что наши специалисты согласились подумать и предложить другое решение.

Но на другом доме все было сделано по проекту!

Поэтому многое зависит от квалификации, опыта, мастерства да и добросовестного отношения к делу тех, кто воплощает проект. Как и в любой профессии есть творческие и обязательные люди, но есть и те, кто хочет, чтобы все было попроще.

– Каков характер вашей работы? Ибо один из упреков, что проектировщики оторваны от строительных реалий…

– Конечно, кирпичную кладку мы не делаем, но присутствуем на объектах постоянно, потому что есть авторский надзор. Есть моменты, когда, скажем, строители работают и допускают ошибку, бывает неточная предпроектная подготовка, например, при рытье котлована выявилось, что нарушены грунты…

Тогда вызывают нас, и принимаются новые проектные решения, меняются чертежи под конкретные условия.

В принципе, допустить большие ошибки в проекте сложно, так как, во-первых, над каждым проектом работает большая группа квалифици- рованных специалистов, а во-вторых, каждый проект подвергается многоступенчатой проверке, в том числе обязательно в Госстройэкспертизе.

– Что ограничивает творчество проектировщика?

– В первую очередь, финансирование, это самый большой ограничитель.

Кроме того, ограничения в нормах, потому что есть такие вещи, которые невозможно нарушить. Допустим, стеклянный фасад смотрится очень красиво, но сделать его не так просто – есть сложные противопожарные требования.

Не всегда строительные материалы соответствуют нашим желаниям. Бывает, что частник хочет сэкономить и просит материал попроще, но в итоге получается некрасиво и недол-говечно. Опять же, когда строительство идет за государственные деньги, то материалы должны быть белорусских производителей. У частников, строящих за свои деньги, таких ограничений нет, необходимо только наличие сертификатов и соблюдение противопожарных и санитарных норм.

Также есть обязательные моменты согласований в различных инстанциях.

В принципе, спроектировать можно все. Главное, чтобы были деньги, необходимые стройматериалы и квалифицированные специалисты.

– Если выбирать профессию проектировщика, то что необходимо знать и уметь? И как в этом мире можно стать знаменитым?

– Обязательно математика и черчение. Конструкторам и ряду специальностей нужны еще знания физики и частично химии.

Архитектору важно умение рисовать.

Всем проектировщикам  требуется объемное мышление, чтобы представлять, как примерно объект будет выглядеть. У кого-то такое мышление есть от рождения, у кого-то вырабатывается в процессе учебы и работы.

Для личного успеха необходим талант, очень много трудиться, немного везения и хорошее здоровое честолюбие. А также желание создать что-то, чего еще никто не смог создать, а это может быть как нечто глобальное, так и простой, но очень важный узел.

– Каким образом работа проектировщика накладывает отпечаток на носителя этой профессии?

– К счастью или сожалению, но реальная жизнь куда сложнее, и спроектировать ее по собственному желанию невозможно.

Что мне нравится в моей работе – этоздоровая атмосфера в нашем коллективе. Я работала в разных подразделениях, менялись люди, но всегда было чувство, что наш коллектив – единое целое, все уважают друг друга.

По рассказам сослуживцев со стажем, такая обстановка в ГП “Полесьепроект” была всегда. Приятно, что Игорь Михайлович Шевелев и Александр Васильевич Бондаренко – руководители, с кем мне посчастливилось работать, – сохранили наши лучшие традиции.

Проектирование – работа коллективная. У нас личный успех невозможен без командных достижений. Поэтому необходимо уметь строить отношения с коллегами, учиться взаимодействовать и находить компромиссы и решения.

Без этого не получится создать вовремя качественный проект, и в итоге пострадают все, как личная репутация, так и репутация учреждения.

Мы, проектировщики, работаем вместе и друг другу можем только помогать.

Дмитрий КУЛИК
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА

One thought on “Без проекта не будет объекта

  • 01.07.2015 в 20:53
    Permalink

    Познавательная статья. Доступно, понятно, со вкусом – о сложной работе. Автор молодец!

Обсуждение закрыто.