Добро пожаловаться?

29656Нужен закон о необоснованных жалобах и возмещении материальных расходов в связи с их рассмотрением.

Беларусь  — социально ориентированное государство. Президент, правительство, местные власти много делают для повышения благосостояния наших граждан. А сами граждане?

На протяжении длительного времени я занимался анализом обращений мозырян в различные инстанции: от райисполкома и Совета депутатов до облисполкома и Администрации Президента. Да и в личной депутатской работе приходится сталкиваться с вопросами от своих избирателей.

Итоги работы с обращениями граждан в Мозырском районе позволяют сказать, что количество жалоб снижается. Райисполком и Совет депутатов, службы района используют различные формы работы с населением: «Одно окно», прямые линии, прием граждан по личным вопросам руководителями всех уровней, встречи с населением в микрорайонах.

Как результат: соцопросы показывают, что доверие к власти составляет от 60 до 80%. Но почему не 100% или близко к этому показателю? Где примерно 20% населения, которые не спешат оценить положительно работу с ними властей? Об этом и хотелось бы поговорить на примере нашего района.

В 2014 году количество обращений в исполком было 414, за шесть месяцев текущего года уже 396. Мозырский район среди лидеров в области по количеству обращений в Администрацию Президента  — 194 в прошлом году. Давайте зададимся вопросом: почему мозыряне при всей открытости местной власти пишут обращения в высокие инстанции, минуя местный исполком и Совет депутатов? При этом необоснованных жалоб по району в 2014 году было 119, в первом полугодии этого года  — 46.

Можно посмотреть на эту ситуацию и под другим углом. В прошлом году обращения, обоснованные и необоснованные, в различные инстанции в Мозырском районе отправили 727 человек. Если вспомнить, что в стране 118 районов плюс областные цент-ры и столица, и, судя по данным СМИ и социологических опросов, картина практически во всех областях одинакова, то, произведя простые арифметические действия, получим огромную цифру  — около 100 тысяч обращений. Каждый девятый-десятый житель республики обращается по тем или иным вопросам в различные инстанции.

Теперь умножим это количество на время и финансы (выезд на место для изучения обоснованности обращения), бумагу для ведения переписки с гражданами… Потраченные эмоции сложно подсчитать математически, но здоровья эти процедуры очевидно не прибавляют. В итоге  — расход колоссальных средств.

Только несколько примеров по Мозырскому району.

В 1999 году первым моим депутатским поручением от О.Г.Артеменко (в то время председатель райсовета) было разобраться с обращением Т.И. Багай, которая жаловалась на соседа по земляному спору. Много мне пришлось общаться с ней лично по данному вопросу, но все тщетно  — пошла по судам. Каково же было мое удивление, когда недавно узнал, что эта эпопея, суды и переписка длятся уже 16 лет!

Председатель райисполкома Е.Б.Адаменко в силу своей интеллигентности и воспитанности всегда настроен на то, чтобы по возможности положительно решать вопросы людей, приходящих к нему на прием. И вот на обращение Т.И.Багай (несмотря на то, что переписка с ней несколько раз была прекращена) отправились землеустроительная служба, отдел архитектуры и строительства, ЖКХ, местный телеканал, работники исполкома, депутат.

Если читатель думает, что вопрос был решен положительно, и заявитель был удовлетворен, то вынуждены его разочаровать…

Не ошибусь, если скажу, что в каждом районе есть свои «штатные»  жалобщики. У нас это М.П.Башинская, Г.В.Саврасова, А.Б.Малиновский…   Если перечислять всех, то не хватит газетной полосы.

После моей статьи в газете «Жыццё Палесся» под заголовком «Депутат, помни о своих избирателях!» ко мне обратился с просьбой о встрече читатель Н.И.Моисеенко с ул.Интернацио-нальной. Он обращался по поводу благоустройства возле почты на его улице, по его просьбе спилили старые деревья.

Спрашиваю: «Вы довольны реагированием властей на ваше обращение?»  — «Да, сделали все, о чем я просил».  — «А почему пишете в Администрацию Президента и даже в Конституционный суд хотите обратиться?» (в ходе беседы он показал большую папку переписки с различными инстанциями).

Не буду утомлять читателя содержанием нашей долгой беседы, но я постарался убедить его в том, что необоснованные жалобы и последующая переписка стоят денег, которые можно было бы направить на то же благоустройство.

Другой тревожный факт: число обращений немного сократилось, но количество «штатных»  «борцов за правду» растет. В автобусе был свидетелем разговора двух дам почтенного  возраста: «Замучили коты в подъезде, блохи меня закусали. Попросила внучку, она зашла на сайт Президента и от моего имени пожаловалась, что местная власть не уделяет внимания жителям города. Пусть с ними и разбираются…» Решение проблемы —  примерно как простой порез пальца лечить вместо йода ампутацией.

Получается парадокс: чем больше власть делает для людей, тем больше отдельные граждане злоупотребляют отношением власти к ним. Прямые линии наглядно показывают стиль общения таких «правдолюбов»: «Примете решение не то, которое я считаю правильным, напишу Президенту!»

Для работы с обращениями граждан обсуждается вопрос о создании общественных приемных в райисполкомах. Вдумайтесь: еще один кабинет плюс сотрудник плюс оргтехника. И все это, опять-таки, на наши с вами деньги, которые можно было бы израсходовать с большей пользой. Причем в исполкоме достаточно различных служб и приемных дней руководителей, чтобы работать с населением.

Можно ли уменьшить количество необоснованных жалоб? Да, если ввести материальную ответственность и обязать платить пошлину в бюджет. Но если чиновник формально отреагировал на обращение, то, думается, и он должен отвечать рублем. Тогда обе стороны задумаются о положительном решении проблемы.

Председатель районного Совета депутатов С.А.Гвоздь много делает для улучшения работы и повышения авторитета комитетов территориального общественного самоуправления микрорайонов (КТОС). С 2014 года в микрорайонах начали работать общественные приемные. Например, в микрорайоне Молодежный они работают на базе филиалов библиотек №7 (б. Юности, 1) и №8 (б. Юности, 28), и каждый житель может по телефону или лично оставить свое обращение, предложение по всем волнующим его вопросам в соответствующем журнале, также прием по графику ведут депутаты.

Как председатель КТОС и депутат гарантирую: со стороны чиновников формальных отписок не будет. Приведу один пример.

Жители ул. Нефтестроителей, 12 трижды обращались ко мне как к депутату, в ЖЭУ-7 по вопросу благоустройства, замены инженерных сетей в подвалах. На последнее собрание пригласили гендиректора райжилкомхоза П.В.Хамутовского. Несмотря на эмоции собравшихся, компромисс был найден. В итоге сделали покрытие на пешеходных дорожках, отремонтировали козырек третьего подъезда, будут ремонтироваться за счет жильцов подъезды. Согласно графику капитального ремонта будет производиться замена инженерных сетей.

Без обращений в высокие инстанции решили проблемы жители по ул. Притыцкого, 6, корп.1 и 2.

Как депутат и председатель КТОС микрорайона Молодежный предлагаю всем жителям: начинайте решение вопросов с обращения в общественные приемные в филиалы библиотек №№7 и 8. Заведующие филиалами (члены КТОС) О.И.Артемчук и Р.П.Пугаченко вас внимательно выслушают и оформят ваше обращение. Депутаты от вашего микрорайона О.С.Чуманевич, А.Н.Москаленко, С.К.Кашевич, Н.В.Гайдуков, В.П.Павлов помогут вам решить ваши проблемы. Если наших усилий будет недостаточно, тогда можно и нужно обратиться в вышестоящую инстанцию.

Давайте будем пионерами в этом важном государственном деле — налаживании конструктивного диалога власти и населения.

А работникам райсполкома, прежде чем записать жителя микрорайона Молодежный на прием, предлагаем задавать простой вопрос: «Вы обращались в общественную приемную своего микрорайона?»

Николай ГАЙДУКОВ,
депутат районного Совета, председатель КТОС микрорайона  Молодежный.