ФИЗИКИ ПРОИГРАЛИ ЛИРИКАМ?..

Университеты республики подвели итоги  вступительной кампании. 

Увы, как и в прошлом году, ряд специальностей вузов, связанных в основном с изучением  физики и математики, вновь не мог  похвастаться высокими проходными  баллами…студент

Как показывает статистика Республиканского института контроля знаний, тесты по физике и математике остаются самыми сложными для абитуриентов. Впрочем, в этом году сто баллов на централизованном тестировании по математике заработало вдвое большее количество ребят, чем в прошлом. Однако среднее значение баллов сертификата ЦТ по этому предмету для школ – около 27 (в гимназиях и лицеях ближе к 40-50).

Абитуриенты с невысокими баллами централизованного тестирования, тем не менее, тоже имеют право поступать в вуз. Минимальное пороговое значение ЦТ для физики с математикой – 15 баллов, если поступать на специальность, где они являются первым по значимости предметом, и 9 баллов – если вторым по значимости. Учитывая, что на некоторые специальности отмечены недоборы, абитуриенты со столь скромными результатами оценки своих знаний вполне могут претендовать на места за студенческой скамьей.

Что у нас? В МГПУ им.И.П.Шамякина завершилась вступительная кампания – за ходом ее можно было следить на официальном сайте университета. В этом году проблема недобора студентов на «бюджет» стояла уже не так остро, как в предыдущие годы. Однако вызывает вопросы то, с какими баллами поступают в педагогический вуз абитуриенты.

Раз уж мы ведем речь о физике с математикой, обратим внимание на специальности соответствующего факультета. Проходные баллы здесь выглядят так: 108 – на специальность «Математика и информатика», 131 – на специальность «Компьютерная физика» (непедагогическая, – прим. авт.). Трое человек поступали на «Математику и информатику» со 111-120 баллами, четверо – со 121-130. Были абитуриенты и с более высокими результатами, но тех, кто преодолел планку в 200 баллов, на этой специальности не было (максимальная оценка – 184 балла). А вот на «Компьютерной физике» результаты в целом выше: здесь два абитуриента – со 181-190 баллами, пятеро – со 161-170 баллами, трое – со 151-160 баллами, а максимальный балл – 215.

Напомним, что эта сумма складывается из 3-х сертификатов цент-рализованного тестирования и среднего балла аттестата. То есть оценку нужно поделить на четыре, чтобы узнать, сколько в среднем абитуриент заработал за русский язык, математику и физику, и какой была его средняя оценка в школе.

Но такое положение вещей характерно не только для нашего университета. Это своего рода тенденция. Взять, например, БГУ: на физическом факультете сравнительно низкие для главного вуза страны 194 проходных балла. В БГПУ им. М. Танка на «Математику и информатику» готовы были брать абитуриентов со 153 баллами, на «Физику и информатику» – со 129 баллами, на «Физику и техническое творчество» – со 118 баллами. В то же время специальности вузов, предполагающие работу в сфере высоких технологий, традиционно имеют на порядок большие проходные баллы.

Глядя на такие результаты, признаюсь, сложно сдерживать эмоции. Не маловаты ли оценки у тех, кто в будущем станет учить детей точным наукам, а значит, растить будущих инженеров, технологов, механиков, программистов, физиков-ядерщиков?..
На физико-математическом факультете МГПУ им.И.П.Шамякина работают замечательные преподаватели – знаю не понаслышке, общалась. И сам факультет – один из тех, с которых начиналась история педагогического института в Мозыре в послевоенные сороковые. Возможно, для опытных педагогов не составит труда компенсировать невыдающиеся баллы первокурсников – судить не берусь: не специалист. Но, работая над этим материалом, поинтересовалась и у преподавателей, и у студентов, что они думают по этому поводу. Преподаватели в беседе сказали о том, что главное – было бы у студентов желание учиться: «можно привести лошадь к водопою, но заставить ее пить не получится».

Еще одно дельное мнение, которое довелось услышать по этому поводу, звучало так: учиться математике с физикой гораздо сложнее, чем, например, филологии или истории. Соответственно, оценки, полученные за тестирования по точным наукам, «весят» больше, чем аналогичные оценки по гуманитарным дисциплинам. То есть – что математику хорошо, то гуманитарию – не очень…

Из общения со студентами узнала, что учиться на факультете сложно – поблажек преподаватели не делают, что, в общем-то, и правильно. «Чтобы на физмате учиться, нужно мозги иметь», – уверенно заявили будущие учителя.
Наконец, в университете посоветовали обратиться к руководителям районных школ, которые, я могу быть в этом уверена, расскажут о том, что из стен мозырского педагогического вуза выходят толковые молодые педагоги.
Признаюсь: тема поступления на физико-математические и технические специальности вызывает у меня неподдельный интерес. Возможно, потому, что я сама стопроцентный, «махровый» гуманитарий, и в математике с физикой, буду честной, не разбираюсь. Для меня эти предметы всегда были «терра инкогнита», а хорошие оценки по ним учителя не «рисовали». На тех, кто с легкостью «щелкает» математические задачки и цитирует законы физики, словно поэзию классиков, смотрела снизу вверх и искренне восхищалась ими… Мечтаю о том, чтобы будущие дети «махрового гуманитария» хорошо знали и любили математику с физикой. А помогали им в этом самые лучшие учителя!

P.S. Чего, на наш взгляд, действительно не хватает в обсуждении этой темы, это мнения учителей физики и математики. Мы обязательно попросим их высказаться по этому поводу на страницах нашей газеты.

Елена МЕЛЬЧЕНКО.