Идеалы нужны, как витамины для жизни

Проблема отцов и детей стара, как мир. Молодежь ругали всегда, во все времена, укоряя в утрате чистоты нравов, якобы «молодежь пошла не та». Откуда же берутся молодые нигилисты?

Нигилизм — это отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, общественных законов и т.д., когда отвергаются ценности и нормы поведения. С точки зрения Ницше, нигилизм означает крушение высшего мира ценностей, состояние, в котором человек остается один на один с бессмысленностью мира, без надежды. Несмотря на то, что это явление хорошо показал еще в ХІХ веке Иван Тургенев на образе Базарова в романе «Отцы и дети», молодое поколение ХХІ века подвержено ему не в меньшей степени. Современный нигилизм — это традиционный нигилизм плюс невротическое его проявление. Отсутствие в силу возраста толерантности, терпимости и устойчивости к стрессам, присущий юношеству максимализм часто не позволяют молодому человеку найти выход из критической ситуации. И тогда его реакцией становится агрессия — к себе, к окружающим и к обществу. Человек начинает рассматривать образование, работу как «обязаловку», т.е. навязывание со стороны, и проявляет к ним полное равнодушие, а то и ведет себя асоциально. В результате мы видим великовозрастных тунеядцев, что называется, без руля и ветрил.

Что же приводит к нигилизму? Прежде всего, завышенные ожидания, когда человек предъявляет нереальные требования к окружающей действительности и видит причину нереализованных целей в других и в себе. Это недоверие к людям, которое приводит к враждебности и ненависти. Ориентация на физическую силу и внешнюю привлекательность, чувство собственного превосходства, неоправданная любовь к риску — все это также формы экстремального проявления нигилизма. Стремление к благосостоянию во что бы то ни стало, обогащение и жизненный успех, достигаемые любой ценой, становятся приоритетом для молодежи. Тогда не удивительно, что многие из них считают вполне возможным для себя участие в криминальных группировках. А ведь человек по сути своей ориентирован в большей степени на интересную работу, чем на заработок, и в большинстве своем люди предпочитают свободу материальному благополучию.

Гиперопека со стороны взрослых также коверкает детей, они вырастают инфантильными Митрофанушками. Поэтому нужно с детства предоставлять молодым людям большую самостоятельность, без которой они не смогут выработать в себе сильный характер. Важно прививать им такие общественные ценности, которые являются вечными, которые существовали в предшествующие времена. Человек, считает авторитетный психолог Абрахам Маслоу, испытывает важную потребность — в ценностях или идеалах. Нехватка справедливости может привести к цинизму, нехватка смысла жизни — к отчаянию и т.д. Ценности важны для жизни, как витамины для организма. И нужно находить примеры благородства, достоинства, порядочности. Человеку важно знать, что высокое, прекрасное, настоящее есть не только в книгах и фильмах, но и в жизни. «Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе и за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь» (С.Брант). Воспитывать — это питать душу, плоть и дух. Семья и книга — вот из чего складывается личность. Выбор жизненных ценностей молодежи формируется с помощью старшего поколения: родителей, учителей. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер», — считал великий педагог К.Д.Ушинский.

Воспитание начинается и заканчивается в семье. Характер человека формируется до 14 лет, и если за время детства и отрочества не пробудить в ребенке положительные человеческие качества, то после 14 лет ожидать от него порядочности не стоит. Некоторые специалисты утверждают, что самые важные годы в жизни человека — это первые 6 лет. «Пять обстоятельств решают родители и сам человек за 6 лет после рождения: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его ученость и его могила», — пишет всемирно известный психолог Эрик Берн. Все дети хотят быть хорошими и нуждаются в поощрениях, как цветы в воде для полива, но когда родители относятся равнодушно, не замечая их маленьких успехов, или еще хуже — отталкивают от себя, они начинают вести себя наоборот — дурно. Для детей главное — привлечь к себе внимание, и когда не получается по-хорошему, тогда они ведут себя вызывающе. «Родители! Не раздражайте чад своих (Еф.6,4), а любите: на голос любви сердце везде откликается», — говорится в Библии.

Дети — наше будущее и наше бессмертие, единственная для нас возможность не прервать связь времен. Нет детей — нет продолжения фамилии. Ребенок дарит родителям то, чего они не смогли бы получить никаким другим образом. В любом случае радостей от детей больше, чем огорчений. Миллионы семей до нас и после нас преодолевали и будут преодолевать всевозможные трудности. Поэтому нужно быть бережнее друг к другу. Избегайте отчужденности и ни в коем случае не отстраняйтесь один от другого. Не жалейте сил на уход и воспитание, станьте бесконечно терпеливым, остерегайтесь сверхтребовательности, учитесь снисходительности и будьте максимально сдержанными. «Ваша семья, ваши любимые — это цветущий сад. За ним нужно ухаживать, иначе он захиреет. Посвящайте ему время, силы, воображение — и тогда вас будут окружать красота и благоухание» (Джим Рон).
Как создать семейную атмосферу, в которой царят душевное равновесие и зрелость? Писатель Джон А.Шиндлер советует придерживаться в семье простых правил, которые по силам каждому
2. Семейное предприятие — это непрерывный цикл дел, осуществляемых совместно, игр, в которые играют все вместе, историй, которые рассказываются за столом, воскресные походы на лоно природы, смех, разговоры и веселье, в которых участвуют все.
3. Присоедините семью к делам других людей. Жизнь находится в гармонии с жизнью окружающего общества.

4. Развивайте умение семьи превращать поражение в победу. Что бы ни происходило, следует поддерживать уверенность в том, что «мы не позволим, чтобы это нас сломило, мы с этим справимся наилучшим образом».

5. Без любви семья не может существовать. Надо, чтобы каждый чувствовал, что он необходим для существования семьи. Нужно создавать атмосферу внимания и взаимного уважения.

6. Дух доброжелательности. Семья должна быть складом, где каждый найдет все необходимое для того, чтобы поднять свой дух, который мог упасть в силу каких-то причин.
7. Дисциплина должна быть твердой, но разумной и доброжелательной.

8. Семья должна вызывать доверие (веру в прочность своего положения), давать чувство уверенности.

9. Семья — это взаимная радость, веселое слово, шутка, счастливая улыбка. Именно так надо выказывать свою любовь.

10. Есть 10 способов любить (даже если не любишь). Это слушать, разговаривать, отдавать, ценить, отвечать, делиться, наслаждаться, доверять, прощать, обещать. Для любви нет никаких преград, ибо глагол «любить» означает не чувство, а действие.

Анастасия ПЕТРОВА.