Покупатель хочет качественных товаров и услуг

О том, как решаются актуальные проблемы потребительской сферы,  наш диалог с начальником отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома  Марией ЩЕРБИНIMG_5071

– Мария Николаевна, какие сегодня стоят задачи перед вашим ведомством?

– В ряде основных задач, стоящих перед отделом торговли и услуг Мозырского районного исполнительного комитета, осуществление контроля за соблюдением законодательства о торговле, общественном питании и рекламе на территории города и района и консультирование по вопросам защиты прав потребителей.

– С какими вопросами чаще всего обращаются потребители?

– В перечне вопросов и проблем, с которыми к нам обращаются жители города и района, можно выделить следующее:

*приобретение товаров, относящихся к сложно-бытовой технике (телефоны, ноутбуки, планшеты, смартфоны, телевизоры, холодильники, стиральные машины);

*возмещение причиненного ущерба после проведения ремонта;

*получение разъяснений по вопросам отказа предъявления Книги замечаний и предложений в объектах торгового обслуживания;
*низкое качество предоставляемых услуг;
*получение разъяснений по вопросам защиты прав потребителей;
*качество товара, приобретенного посредством интернет-магазина, зарегистрированного в другом городе.

– Всегда ли удается решить вопрос положительно?

– Правду говорят, что нельзя вылечить больного, если он сам этого не желает. Точно так же нельзя защитить потребителя, который часто делает все, чтобы его защита стала невозможной. Согласитесь, на каждом из нас лежит основная доля ответственности за то, что с нами происходит, а именно от потребительской грамотности, реакции и поведения порой зависит, смогут ли нам в дальнейшем помочь профессионалы.
– Какие «азы» должен усвоить покупатель?

– В первую очередь, при покупке товара покупатель обязан потребовать, а продавец – предоставить кассовый или товарный чек, подтверждающий оплату товара. С этого момента договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме.

– А что нужно знать при получении услуги?

– При предоставлении услуг между заказчиком и исполнителем заключается договор на оказание услуг, подписывается обеими сторонами акт выполненных работ и выдается чек об оплате.

– Выдача Книги замечаний и предложений должна иметь какое-то обоснование?

– Положением о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения Книги замечаний и предложений определено, что продавец обязан иметь Книгу замечаний и предложений, которая предъявляется по первому требованию гражданина. Запрещается требовать от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания и (или) предложения.

– Всегда ли прав потребитель?

– Очень часто граждане обращаются к нам по вопросу приобретения товара, который по каким-то причинам не понравился, не подошел и т.д. Согласно ст.28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара возвратить или обменять товар при условии, что он не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения товара у данного продавца. Но есть перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (утвержден Постановлением СМ Республики Беларусь от 14.06.2002 г. №778 в редакции СМ Республики Беларусь от 14.01.2009 г. №26): обои, паркет, ламинат, плитка, метражные изделия, изделия из драгоценных металлов, белье нательное и т.д.

– Есть ли моменты, когда помочь не представляется возможным?

– Часто потребители заказывают окна, балконные рамы, двери, мебель без заключения договора, без документов, подтверждающих факт оказанной услуги. В данном случае решить положительно вопрос очень сложно, а порой даже не представляется возможным.

– Что бы вы посоветовали жителям региона, которые в той или иной мере являются ежедневно потенциальными покупателями, потребителями либо заказчиками?

– При осуществлении покупки интересоваться качеством товара, сроками изготовления и условиями хранения, маркой производителя, а при оформлении любой услуги своевременно заключать договора и иметь документ, подтверждающий факт оплаты. Только знание своих прав и умение их защищать поможет вам не стать пострадавшим от чьей-то халатности, безалаберности, бескультурья, а зачастую даже хамства. Но ежели все-таки что-то произошло, то действующий Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», а также работники отдела торговли и услуг Мозырского райисполкома призваны помочь защитить ваши права и интересы.

Наталья КОНОПЛИЧ.