Мозырские речники о доставке реакторов на ОАО “Мозырский НПЗ”
Припятские мели, высокие берега…
Уровень воды в белорусской Амазонке в этом году упал до рекордно низкой отметки. Близкие показатели по глубинам, вспоминают в “Нижне-Припятском” филиале РУЭСП “Днепро-Бугский водный путь”, были в Припяти в 1994 году, похожая картина наблюдалась и в 1946 году. Причины одни и те же: бесснежные зимы, засушливые лета, минимальное количество осадков в межсезонье. Судя по наблюдениям, следующий год тоже будет немноговодным. Как, возможно, и последующий… Шутки природы в этом году нещадно корректировали рабочие планы речников. Что удалось сделать вопреки всем погодным невзгодам из намеченного, а также незапланированного?

Второму помощнику капитана, механику Александру Сергеевичу Василенко, капитану Василию Ивановичу Ющенко и мотористу Константину Васильевичу Ющенко это жаркое лето, как и всем их коллегам, запомнится навсегда.
Главный смысл деятельности мозырских путейцев (cегодня в “Нижне-Припятском” трудятся 106 человек) – обеспечивать безопасность судоходства на 342 километрах водного пути Припяти. Это и углубление речного русла, и извлечение со дна реки всех подводных препятствий, находящихся на судовом ходу и создающих аварийную ситуацию, и установка навигационного оборудования (буев, береговых перевальных и ходовых знаков), и капитальный ремонт, строительство гидротехнических сооружений.

Мастер 2-го обстановочного участка Олег Николаевич Акуленко, осматривая буи, говорит: “Несмотря на то, что мы сняли плавучую обстановку, у работников “Нижне-Припятского” до конца навигации много планов: намыть песок, построить выправительные сооружения. Когда есть работа, это здорово!”
В прошлом году коллектив попробовал себя в новом амплуа – в сопровождении нефтепродуктов в Украину, а перед самым ледоставом выступил и в роли самостоятельного перевозчика. Перевозка такого груза – весьма перспективное направление для мозырских речников, но на нем в этом году пока пришлось поставить точку, в том числе и из-за маловодья. Как и на транспортировке щебня и песка… Особую ставку головное предприятие “Днепро-Бугский водный путь” сегодня делает на перевозку нефтепродуктов внутренними водами, ведется подготовка нефтеналивных судов, в которой участвует и “Нижне-Припятский” филиал, – это задел для навигации следующего года.

Сергей Алексеевич Алешко, командир корче-крана КК-46, показывает свое рабочее место: “Чего только не вытягиваем из Припяти! Недавно, например, возле Наровли достали затонувший понтон”.
– В этом году работники “Нижне-Припятского”, как обычно, обслуживали речные пути, строили выправительные сооружения, кроме этого, оказывали сторонним организациям услуги по намыву песка, по ремонту теплохода (на Петриковском участке ремонтировали 2 судна для Национального парка “Припятский”), а также были задействованы в доставке крупногабаритного оборудования для Мозырского НПЗ, которая превратилась в сложнейшую спецоперацию, – рассказывает Андрей Григорьевич КОЗЕЛ, начальник филиала.
О том, как шли реакторы до заводского причала, в деталях:
– 21 июля наши буксирные суда спешно ушли на помощь каравану перевозчиков ООО “Волга-Дон-Транссервис”, который вместе с ценным грузом сел на мель за 5 км до белорусско-украинской границы. Ситуацию осложняли возможные санкции: у россиян заканчивался срок пребывания в водах Украины. Обстановочный “Путеец-1” (мастер вы-правительных и путевых работ Владимир Гойко) и буксирный “Енисей” (капитан Василий Ющенко) доставили их на белорусскую территорию. В то, что Припять обмелела ниже критического уровня, что доставка крупногабарита, а это (еще 108 км тяжелого водного пути) из разряда фантастики, наши коллеги, казалось, верить не хотели. Только вперед! Впрочем, у них не было выбора: графики сорваны, заказчик не без оснований нервничал. К нам обратились за содействием, и мы должны были помочь – это было делом профессиональной чести.
Глубина в Припяти была не более метра, а нужно было как минимум на 25 сантиметров больше. Как только путейцы понимали, что тот или иной участок не пройти, караван отходил в сторону, и в дело включался земснаряд ВД-4 (командир Николай Евсеев), который углублял дно – расчищал путь. Поскольку обстановка была крайне тяжелой, баржу вели сразу два буксира, чтобы судно как можно точнее попало в необходимый фарватер. Работали также плавучий кран ВД-30 (командир Михаил Гоморов), русловая изыскательная партия (начальник Алексей Фомичев) – без геодезической съемки и замеров глубины было не обойтись. В караване с ВД-4 шла и брандвахта, в которой нашим речникам пришлось прожить больше трех месяцев. Именно столько длилась водная эпопея по доставке реакторов: на строительную площадку завода оборудование поступило лишь в середине октября. Речной причал стал еще одной проблемной точкой, его рабочую камеру “Нижне-Припятский” разрабатывал трижды: насколько упадет вода, спрогнозировать было невозможно. Руководитель ООО “Волга-Дон-Транссервис” всем мозырским речникам, что довели груз до места назначения, крепко жал руку. За терпение. За отличную работу. За дружбу. По признанию россиян, этот рейс оказался для них самым сложным за всю историю их компании.
Планируется, что в следующем году по реке для нефтепереработчиков снова будут идти большегрузы. Нашей стороне хотелось бы, чтобы перевозка была спланирована не на июль, а на май-июнь, когда уровень воды выше, – говорит А.Г.Козел. – Это лето стало настоящей лакмусовой бумагой, которая проявила надежность, сплоченность, мастерство наших работников. Спасибо вам за ваш нелегкий труд!
Ольга АРДАШЕВА