Хочется «как у людей», а получается «как всегда»
Часто можно услышать, что у белорусов привычка ругать все “свое” давно превратилось в нечто наподобие национального вида спорта. Ругаем отечественных поп-музыкантов, ругаем дизайнеров одежды, ругаем режиссеров кино, да и некоторым спортсменам достается на орехи. Самими деятелями массовой культуры и искусства народный сарказм чаще всего воспринимается очень болезненно. Вот действительно, почему мы не умеем поддерживать “своих людей”? А может, по заслугам?..
Вот пример. Много шума в свое время наделал недавно вышедший на экраны национальный кинопроект “Мы, братья”. Еще на начальной стадии съемок фильм стал излюбленным объектом внимания журналистов большинства республиканских СМИ. Новостные ленты пестрили фоторепортажами со съемочной площадки, критики гадали, каким же будет сюжет загадочного белорусского блокбастера, не обошлось и без скандалов, когда первоначальный сценарий фильма просочился в интернет. Наконец, “Мы, братья” представили широкой публике… И тишина. Где же отзывы журналистов, кинокритиков? Их практически не было. Разве что редкие ироничные высказывания и смешки на популярных интернет-порталах культурной направленности.
Сходила в кинотеатр, посмотрела на результат совместных усилий белорусов и американцев из Голливуда и, кажется, начала догадываться, почему фильм вызвал именно такую реакцию. Наверное, потому, что в качестве послевкусия от просмотра осталось стойкое чувство… стыда. Может быть, дело в том, что стремление авторов сделать “не хуже, чем в американских боевиках” сыграло с ними злую шутку? К слову, в фильме есть все соответствующие жанру голливудские клише: и взрывы, и погони, и каноничный злодей, и обольстительная героиня, чье нижнее белье зритель имел возможность лицезреть не единожды. Из национального – знакомые места и виды белорусской столицы, снятые, кстати, неплохо. Наверное, на этих видах и заканчивается весь куцый список достоинств новинки отечественной киноиндустрии. В итоге оценка фильму получилась, как в поговорке: “либо хорошо, либо ничего”. В данном случае “ничего” явно перевесило.
Или еще пример. Казалось бы, недавно отгремели фанфары “Евровидения”, за которым в нашей стране следят с таким азартом, как не следили бы, наверное, даже за Олимпийскими играми. Вот уже снова началась подготовка к европейскому песенному первенству. Бывалый зритель легко предположит, что выбор конкурсанта от нашей страны будет, как водится, мучительным. Возможно, не обойдется и без скандалов. Жюри (в этом году в качестве оных выступят только телезрители) скажет свое веское слово, и будущий герой (или жертва?) начнет подготовку. Учитывая нашу склонность к бесконечной смене аранжировок конкурсной песни, добавлению всяко-разных “модных” спец-эффектов, все тот же бывалый зритель предположит, что в этот раз на сцену от нашей страны выйдет удивлять Европу босая девушка с флейтой (скрипка уже устарела, и это, кажется, поняли даже белорусские покорители “Евровидения”). А может, это будут брутальные и все сплошь бородатые парни? А может, барышни, не менее брутальные и все сплошь… Хотя нет, эта идея слишком оригинальна, чтобы ее повторять.
Ну, а может, на этот раз штурмовать конкурс поедет интересный харизматичный артист с ярким, самобытным и, главное, не вымученным номером? Кто-то, кто не будет с серьезным видом рассуждать о том, что “едет за победой”, а отнесется ко всему происходящему с иронией? А еще лучше – с самоиронией. Мое скромное мнение – в прошлом году среди номинантов на поездку были хороши забавные “зомби”. Даже их образы и незатейливая песенка, “слизанные” с компьютерной игры, смотрелись оригинальней и свежее, чем у подавляющего большинства их соперников. Наверное, секрет их успеха в том, что они просто смеялись над подчеркнутой серьезностью белорусского шоу-бизнеса, над “Евровидением” и над самими собой.
Белорусы ругают все и вся – разве этого стоит бояться творческому человеку? Опыт многих известных белорусских артистов, добившихся успеха не только у белорусской публики, но и за рубежом, ясно говорит: нужно быть открытым не только для похвал, но и для критики. Тебя ругают – это нормально и даже полезно. А вот позиция “обиженного творца” на пользу не пойдет. В конце концов, всем не угодишь: у любого творчества будут и обожатели, и идейные противники. Угождать всем – это вообще неправильно: так можно потерять свое творческое лицо. К этому неизбежно приведет и стремление делать “качественный продукт” по чужому и чуждому шаблону.
Кстати, об “обиженных творцах”. Вспоминается недавно просмотренный видеоролик, в котором один белорусский певец дает отпор белорусскому музыкальному критику – тот написал колонку о непопулярности отечественной поп-музыки. Певец укоризненно говорит о том, что вместо того, чтобы пиарить своих музыкантов, журналисты только портят мнение о них. А стоило бы, наоборот, поддержать своих исполнителей. Готова поспорить, что у музыкальных журналистов гневная отповедь артиста вызвала в лучшем случае недоумение: слушателя не обманешь. И сколько бы акулы пера ни писали “халва”… В общем, вы поняли.
Елена МЕЛЬЧЕНКО
“осталось стойкое чувство… стыда”
Во, точно.
Только не плачьте… А то ещё жутчей становитесь.
На каждого жуткого барабанщика из местного парка приходится несколько тысяч пузатых бездельников-троллей
Другие альтернативы не пробовали найти, кроме или барабан – или живот?
На барабане играть в парке все лучше, чем живот на диване отращивать
Не, белорусская поп-музыка реальный ацтой.
На Евровидение, раз уж так хочется оригинальности, можно жутких барабанистов из местного парка отправить. Хватит уже здесь людей пугать, пущай шведам грозят!