Люди с дурной репутацией. Как помочь человеку, ведущему асоциальный образ жизни, разбиралась рабочая группа исполкома
Свет во тьме
И вновь рабочая группа районного исполнительного комитета по работе с гражданами, ведущими асоциальный образ жизни, – в пути-дороге. Что поделать: увы, но в каждом сельском Совете, в состав которых входят по 5-6, а то и более деревень, есть люди, о которых говорят так: “Не на своих ногах ходят”, – потому что у этих бражников – много праздников. Сельчане, их земляки, знают: эти Ерошки не пьют понемножку, а с воздержанием, как шутит народ, – когда крадутся по стенке; с расстановкой – когда двое ведут, а третий ноги переставляет; с расположением – когда лежат врастяжку…
Оставить их на произвол судьбы – значит потерять окончательно: с винного глубокого омута им, по большому счету, самим не выбраться – в море водки, как извест-но, и богатыри тонут. Все так: хмель не вода, человеку беда. И потому спешит к таким бедолагам с дурной репутацией на помощь рабочая группа: надо разобраться по каждому человеку с бесславными именами! И это действие, когда уважаемые люди города, руководители, откладывают в сторону все свои спешные дела и едут туда, где требуется их вмешательство, – словно свет во тьме. Только ухватись за эту соломинку, home declasse (морально опустившийся человек), как говорят французы.
Нынешнее место встречи с такими гражданами – Прудковской сельский Совет. Тех, кто не работает, кто ежедневно упивается вином, кто его полюбил, семью разорил, кого хмелек-щеголек водит без сапог, от кого, как говорит русская пословица, и черт сторонится, у кого руки хотя и дрожат, а чарку хорошо держат, кто без ума пьет, без угла живет, здесь 15 человек.
“Мы надеемся, что ситуация в Прудке поменяется к лучшему. Главное, чтобы те, кто приглашен сегодня на строгий и взыскательный разговор, задумались над своей бедой и поняли: никогда не поздно помочь самому себе”, – заметил руководитель рабочей группы, заместитель председателя райисполкома Феликс Федорович Галюк, открывая заседание.
Содрогаюсь, рассказывая…
Вячеславу Александровичу Мироновичу – 47 лет. Живет он в д. Прудок по ул. Центральной, 3. Грязная, изношенная до дыр куртка, такие же кроссовки на ногах и под стать этому убогому прикиду – кепка на голове, которой он старательно прикрывает взгляд… Как будто за окном не ХХІ век, спокой и мир, а военное лихолетье, когда жителям опаленных деревень подолгу приходилось скрываться в лесу без одежды, без пропитания… Не желает трудиться Вячеслав Александрович, и все тут. Не желает по-людски одеться, обуться, нормально питаться; оказался на дне жизни по своей прихоти и выходить на свет божий не желает: ему по нраву служить землемером по винной части – валяться пьяным. Одно время он доил коров, был скотником в местном хозяйстве, да только вино ремеслу не товарищ: из-за постоянного пьянства потерял человек и этот заработок… В квартире Вячеслава Александровича нет света, газа и воды – отключены за неуплату. А она составляет около 4 млн. рублей. В дом не зайти – сплошная грязь…
Гражданин Миронович слушал все, что говорили о нем ответственные специалисты сортоиспытательной станции, члены рабочей группы, председатель сельского Совета, молча и бесстрастно, как будто не имел никакого отношения к происходящему: что решите, то и приму. А решила рабочая группа следующее: отбудет Вячеслав Александрович сегодня в наркологический диспансер, где, к слову, состоит на учете с 2004 года, закодируется, если это будет показано медицинским исследованием, трудоустроится через центр занятости на сортоиспытательную станцию. Выдержит этот экзамен – постепенно будет подниматься со дна жизни на поверхность ее, к солнцу и свету. Нет – отправится в ЛТП. Вольницы прежней ему не видать: каков привет, таков и ответ.
По этой же улице Центральной, в том же доме №3, но в квартире №16 проживает молодой сосед Вячеслава Александровича Мироновича Антон Мазанович. Парню от роду 25 лет, да только вот молва о нем в Прудке идет дурная. Из-за репутации. Антон сам ее создал. Тем, что не желает работать. Тем, что не желает учиться – школу так-сяк закончил, и этим довольствуется. Тем, что пьет. Тем, что такого крепкого молодца кормит мать-пенсионерка. Тем, что она работает и сегодня – подменяет на ферме животноводов, а у ее отпрыска – готовность №1 только в одном: за обеденный стол садиться – не опоздать! “Побольше щей наливай, матушка, да и мяска в тарелочку положь…” – не забудет напомнить сынуля. Все слопает с аппетитом взрослый детина да и отправится к дружкам куражиться: выпьем? Чарка на чарку – не палка на палку – терпеть можно, да и охота пуще неволи. Приглашали молодого крепкого парня на работу в сортоиспытательную станцию много раз. Хватало Антона на несколько дней: где кабачок, там и этот крепкий мужичок. К слову, никто из семьи Антона Мазановича – ни брат, ни сестра, которая проживает с детьми в той же 4-комнатной квартире, – не работает. Все сидят на шее матери. Молодые и здоровые. Но бесстыжие и ленивые. Как заметил руководитель рабочей группы Феликс Федорович Галюк, “все они – тунеядцы, которые пользуются всеми благами общества, а государству не отдают ничего”.
Теперь поводов для раздумья у Антона Мазановича предостаточно: будет пить – познает ЛТП. Желает избежать сей незавидной участи – придется трудоустроиться. За неделю. Время пошло…
Такие чудеса, что дыбом волоса… На той же улице Центральной в д. Прудок, но в доме №2, живет и женщина с дурной репутацией – Валентина Сергеевна Старышева. Ей 52 года, но она на пенсии как многодетная мать. О том, что чада ее пошли не в мать, увы, не скажешь. Дочь отбывает срок в тюрьме – за неуплату алиментов. Она так и коротает свой молодой век: то за решеткой, то в розыске… Сыну только 19 лет, но он уже выпивоха со стажем: любит он людей повидать – в кабачках побывать… А вот работы этот уволень боится пуще смертного греха. 4-комнатная квартира, в которой прописаны дети, внуки гражданки Старышевой – всего 10 человек, напоминает, скорее, притон, где собираются люди, оказавшиеся на дне, для бражничества. В квартире – полнейший бардак, потому что порядок никого из ее обитателей – ни молодых, ни старых – не интересует: это место для веселья и питья. Здесь нет газа, воды. Задолженность по коммунальным услугам – более 3 млн. рублей. Но печалью оттого ничье сердце не удручено – хмель все топит!
Какой пример показывает своим взрослым чадам мать? Самый отвратительный. Она пьет. Беспробудно. Ведет аморальный образ жизни. Сейчас Валентина Сергеевна поселилась вместе с сожителем в родительском доме по ул. Советской, 27 в д. Прудок. О, что там творится! На полу – пустые бутылки, мусор, на окнах – шторы в больших дырках, и все так убого, и все так запущено… Как и сам облик этой еще не старой женщины: грязная, изношенная обувь, такие же куртка, штаны, испитый вид… Все так: какова мать, такова и дочь, какова матка, таковы и детки…
Поручений по данной гражданке ответственным службам было много. Это и решение вопроса по 4-комнатной государственной квартире, которую люди с дурной репутацией превратили в рассадник разгула и пьянства. Там прописаны и те, кто живет в других деревнях, как одна из дочерей гражданки Старышевой с четырьмя детьми. Задача поставлена такая: переселить прописанный там люд в другое жилье, а квартиру отдать нормальной семье, которая отремонтирует ее и будет жить себе во благо. По сыну гражданки Старышевой: он не имеет паспорта, а потому нет подтверждения его проживания на территории Беларуси. Значит, ситуацию необходимо изменить. По самой Валентине Сергеевне: готовится материал для отправки ее в ЛТП, а пока она поедет на лечение в наркологический диспансер.
Заморила червячка до заседания рабочей группы, да еще какого крепкого – хорошенько чарку пригубила – Надежда Васильевна Филимонова из д. Борисковичи. Живет она там по ул. Мостовой, 27. Пусть простят меня эти специалисты, но из пословицы, как из песни, слов не выбросишь: напилась она, как сапожник! И потому говорила так, будто язык в киселе держала, словно он ниткой перевязан, – бессвязно… Дурная репутация и у этой женщины. Постоянное пьянство, моральная деградация дело свое сделали: несовершеннолетняя дочь гражданки Филимоновой из-за ряда преступлений – краж – попала в спецучреждение. Мать туда – ни ногой: ее пустая голова полна других забот – наливай! Потому что у Надежды Васильевны нос еже-дневно свербит – в рюмку глядит. Ей всего 49 лет, а выглядит она вдвое старше. По одной причине – потому что пьет, как в бездонную чашку льет. Работать пойти? Это не про Надежду Васильевну. В свое время она была трудоустроена в местном хозяйстве – сортоиспытательной станции, да проку? На работу Надежда Васильевна не вы-шла – пагубная страсть была превыше всего. Гражданка Филимонова сегодня пополнит компанию, которая поедет из Прудка на лечение в наркологический диспансер. Не одумается – себе же на беду, значит, отправится в ЛТП.
Ждет туда дорога и Григория Владимировича Абрамова, 45-летнего жителя д. Прудок (ул. Советская, 26). Причина простая: он неоднократно лечился в наркодиспансере, но выводов для себя не сделал – как пил, так и пьет; как не работал, так и не работает; как дебоширил дома, так и дебоширит. Надоело всем решетом воду черпать – не мотает на ус добрые советы членов рабочей группы гражданин Абрамов, тем хуже для него. Через месяц придется Григорию Владимировичу откушать хлебушка казенного – в ЛТП. Может, поймет, наконец: в болоте тихо, да жить там лихо.
Это так: водка – беде тетка. 34-летний житель д. Борисковичи (ул. Мостовая, 24) Николай Родик может даже гордиться одним фактом из прошлого своей небольшой жизни: он служил в ВДВ! Какая же такая метаморфоза произошла в судьбе бывшего десантника, что теперь у Николая Игоревича – дурная репутация? Есть судимость. Нет работы. Есть чарка. Повседневно. В доме, в котором он теперь обитает (жилье принадлежит сестре), света нет. Дом требует серьезного ремонта. Подался было бывший десантник за красивой жизнью, за длинным рублем в Россию, да только пришлось добираться домой, не солоно хлебавши: наниматели денег не отдали и за ворота выставили… Две недели добирался до родных мест Николай Родик. И пешком шел, и добрые люди подвозили за “спасибо!”. А ведь была у Николая Игоревича когда-то квартира в г. Мозыре, да только сплыла, вот и оказался без жилья молодой человек. И проживает он на территории сельского Совета без регистрации. Ему помогут трудоустроиться. Ухватится ли он за этот спасательный круг? А как хотелось бы!
Сергей Васильевич Шафиров родом из д. Прудок. Здесь, по большому счету, его корни, но только сейчас он чужой для земляков – нигде не прописан. Живет Сергей Васильевич где придется – кто приютит. Поколесил он по свету немало, кем только не работал: и водителем, и трактористом, и кочегаром, и слесарем, но точку – большую и жирную – в трудовой летописи гражданина Шафирова поставила водка. Она перечеркнула всю его жизнь крест накрест. И паспорт у человека есть, и трудовой стаж, и руки, как говорят прудковцы, у него золотые, вот только силы воли не хватает вернуть себе прежнюю репутацию – добросовестного трудяги…
Рабочая группа поможет Сергею Васильевичу: ему будет выделено в общежитии ЖКХ место, подсобят и с трудоустройством. Главное, чтобы на добрый привет был добрый ответ.
Хотя мудрец говорил, что рассуждать – свойство человека, но, увы, не всем, оказывается, такая способность дана. Перефразировав известное выражение, можно сказать: “Пьяница судит не выше рюмки”. Как, например, Валентин Сергеевич Козырь из д. Борисковичи (ул. Мостовая, 26). Если бы он, 53-летний мужчина, пораскинул мозгами разок-другой, то понял бы: больше так жить нельзя! Без регистрации – как вольный ветер, без паспорта – как перекати-поле, в одиночку – как отшельник, без денег в кармане – как медведь, лапы сосать не станешь, в постоянном хмельном дурмане – чарка вина не прибавит ума, без трудов посильных – муравей невелик, да и тот горы копает… Поселился Валентин Сергеевич в родительском доме, но привести его в порядок – такое в хмельную голову ни днем, ни ночью не приходит. За создание пожароопасной обстановки он неоднократно привлекался к ответственности, но выводов не делает: ни складу, ни ладу на подворье нет. Вот такой он человек – ни в пир, ни в мир, ни в добрые люди. Да, легко себя очернить, нелегко обелить, как молвит русская пословица.
Решение рабочей группы по гражданину Козырю было таким: за две недели привести в порядок домовладение, восстановить паспорт, трудоустроиться. Помочь решить эти проблемы поручено Прудковскому сельскому Совету.
Как говорит известное латинское изречение, по одному узнаю всех. Из этой же когорты людей, оказавшихся на дне жизни, – и Александр Васильевич Сысой из д. Борисковичи (ул. Заречная, 2). “Я живу один. Есть в доме кот”, – говорит Александр Васильевич. На вопрос: “А чем же вы его кормите?” – 48-летний мужчина с гордостью отвечает: “Меня и кота сестра кормит – она нам из Мозыря еду возит. Сестра работает уборщицей”. Вслед за мудрецом я восклицаю: “О, сколько в человеке есть пустого!” Сергея Васильевича устраивает все: и то, что дом, в котором он обитает, обветшалый, убогий. И то, что в его возрасте можно горы сдвинуть, а он бездействует, на сестру надеется: хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть… Это о нем сказано: “Ты меня, работушка, не бойся: я тебя не трону…” А все же придется. Решение рабочей группы к тому Сергея Васильевича обязывает – трудоустроиться! Чтоб и себя прокормил, и коту Масленицу устроил. Если, конечно, стараться будет.
В числе тех, кто лодырничает, пьет, ведет себя аморально, – Мальвина Григорьевна Полищук (д. Прудок, ул. Центральная, 3). Хотя она на территории Прудковского сельского Совета не зарегист- рирована, живет в квартире дочери. Большая задолженность за коммунальные услуги данную гражданку сна не лишает: пьяному, известно, море по колено. Лета у женщины серьезные – 52 года, а разум малый, как говорит пословица, лоб широк, да мозгу мало. Такие же Сергей Васильевич Токарский (д. Борисковичи, ул. Заречная, 44), Сергей Леонидович Шоба (д. Борисковичи, ул. Заречная, 46), Михаил Михайлович Перебоев (д. Прудок, ул. Центральная, 3). Их характеристики – на одно лицо: не работают, постоянно пьют. Этим гражданам тоже придется делать выбор: ЛТП или трудоустройство, забытая чарка. Их дальнейшая судьба – в собственных руках.
В заключение скажу так: вмешательство рабочей группы в жизнь всех этих людей с дурной репутацией непременно дает положительные результаты. Эти меры – не против кола пятой. Потому что промедление здесь гибельно. Простив одну вину, рождаешь худшую. “Мы хотим вам помочь!” – подчеркнул Феликс Федорович Галюк, руководитель рабочей группы, заместитель председателя райисполкома. Из зала послышалось: “Спасибо!” И потому я вслед за мудрыми латинянами восклицаю: “Пусть слова соответствуют делам!” Просить работу разрешается! Надо лишь посмотреть на жизнь под другим углом зрения. А отправная точка здесь – трезвость. Время начинает свой отсчет. Теперь дело – за волей. Скажу так: кто на свою страсть найдет власть, тот и будет владыка. Жизни своей.
Лариса ЧЕРНАЯ
Фото автора