Один день в Мозыре без денег в кармане. Эксперимент «Жыцця Палесся»

Ставим на карту,
или Один день без денег в кармане

_MG_9517Сегодня уже никому не нужно рассказывать о том, что ходить в магазин с пластиковой картой, без очереди, сидя дома, приобретать билеты в кино и получать при этом дополнительный доход, не прилагая к этому никаких усилий, – это очень современно. Но так ли комфортно (и в целом возможно ли) жить без наличности?

СДАЧИ НЕ НАДО

Пожалуй, это было самое необычное и самое приятное в исполнении редакционное задание – весь день посвятить себе: заняться шоппингом, посетить парикмахерскую, встретиться в подружками в кафе – в общем, заняться чем угодно себе в радость. Но с одним веским условием: при всем этом обойтись без наличных денег.

Бытовых дел накопилось уйма, так что очередное поручение было весьма кстати. Для чистоты эксперимента выкладываю «бумажки» в стол, оставляя в кошельке несколько «кусочков» пластика. Прикинув список мест, где сегодня обязательно должна побывать, раз уж выдалась такая возможность, иду на пл. Примостовую (благо путь недолгий) за покупкой проездного билета на декаду. В межсезонье я предпочитаю маршрутное такси: все же в этом транспорте в разы меньше чихающих и кашляющих пассажиров, чем в автобусе, а значит, и вероятность «подцепить» вирус меньше. Жаль, но сегодня предстоит колесить только на рейсовых автобусах: проездных для маршруток не существует. Купив с помощью карточки проездной, еду на Мозырский участок Наровлянского РКБО (ул. Пролетарская) – здесь надежнее всего и, пожалуй, дешевле, чем в других «точках», ремонтируют обувь. Но от ворот поворот: нет терминала. Приходится везти сапоги домой. По дороге заглядываю в центральную библиотеку, но платную услугу (взять на абонемент книгу-новинку) безналом не удалось оплатить. Решила заглянуть в детскую стоматологическую поликлинику: примите к сведению, сегодня без наличности вашему ребенку зуб не обезболят, но «терминал установят скоро». Отправляюсь в учреждение культуры (просили не указывать название), чтобы для ребенка приобрести билет на новогоднее представление. Похоже, лучшие места я до завтра потеряю: здесь работают только с наличкой… В турфирме «Юма-Стиль» тоже пока нет терминала. Директор говорит, что она как раз занимается организацией его установки: «Требования есть требования». Но поясняет, что «рассчитываться за организацию путешествия клиенту все равно будет дешевле бумажными деньгами: ввиду оплаты за обслуживание терминала потеряется несколько процентов скидки». Перевожу дух в кафе «Кокос». За апельсиновый фреш рассчитываюсь карточкой и очень надеюсь, что будет «связь с банком», иначе неминуема неловкость из-за пустоты в кармане. Но платеж одобрен – идем дальше. В Торговом центре «Интерплаза» совершить покупку не удалось: платье с очень привлекательной скидкой так и осталось на манекене, новогодние сувениры мне также оказались недоступны. Все же наличность в кошельке – это свобода… Зато на почте по ул. Интернациональной смогла оформить подписку на газету «Жыццё Палесся». А затем подстричься. И поправить маникюр – это уже у индивидуального предпринимателя. Все – без купюр. Скорняжнику (мастеру по изготовлению и ремонту меховых и кожаных изделий) предоплату за работу внести не смогла: он тоже работает по «старым» условиям. К слову, прежде чем обратиться в химчистку (например, по ул. Котловца, 4), как и в пункты проката детских вещей, вам тоже предусмотрительно нужно сходить к банкомату, иначе услугу вам не окажут. Зато кассы авто- и железнодорожного вокзалов терминалами оборудованы, впрочем, не все: на железнодорожной станции Мозырь его нет. Раздобыв свежую прессу в киоске «Гомельоблсоюзпечать», отправляюсь на рынок «ИстПал». В Торговом центре «Малининский», как и во многих торговых учреждениях города, нынче большие распродажи, ими я и решила воспользоваться: впереди новогодние корпоративы, обязательно нужна обновка. Но обновить гардероб сегодня не судьба: понравившееся платье «по карточке» не продали, «мы только-только стали в очередь на терминал» (оказывается, не все так просто…). Во втором, третьем павильоне – та же картина. Решила хотя бы подобрать к наряду украшения для волос, но и их не смогла заполучить все по той же причине. «Банкомат же за углом. Какая проблема?» – удивляется продавец, я же делаю вид, что очень тороплюсь. И, правда, впереди еще много дел. В рыбном отделе удалось купить треску: терминал здесь стоит больше года. Не сдерживаюсь, чтобы не похвалить женщину по ту сторону прилавка за уважение и гибкость по отношению к своим клиентам. «Для предпринимателя это тоже выгодно с точки зрения конкуренции. Вот смотрите, у покупателя есть карточка, он выбрал товар, а оплатить не может. Завтра он ко мне уже не придет, найдет другое «рыбное» место», – пожимает она плечами, протягивая покупку. Но больше всего меня поразила находчивость продавцов фруктов. Сочную хурму по сходной цене я взяла у одного продавца, а рассчиталась за нее по терминалу – у другого. Как говорится, один за всех, и все за одного! Что ж, наш брат найдет выход из любого положения.

Уже дома с помощью интернет-банкинга приобрела билеты на всю семью на премьерный показ мультфильма: мы уже давно не стоим в очереди в кинотеатре. А вечер закончился «безналичным» походом в пиццерию. Все же в ресторанах или той же пиццерии должен быть наличный расчет, ведь иначе официанты рискуют остаться без чаевых.

Вывод дня: для собственного спокойствия, во избежание неловких ситуаций в частности и для свободы выбора в целом в кармане обязательно должны быть наличные деньги. А до «безналичного» общества нам еще очень далеко – это испытано на себе.

_MG_9524

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

Напомним: согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6.07.2011 г. №924/16 до 1 января 2016 г. предприятия торговли и сервиса – юридические лица и индивидуальные предприниматели – должны обеспечить прием к оплате банковских карточек в Минске, городах областного и районного подчинения.

Итак, платежные терминалы должны установить: предприятия торговли (исключение: разносная торговля, магазины потребкооперации с одним продавцом), общепита (исключение: школы и ПТУ), бытового обслуживания (исключение: на селе с количеством не более трех работников в смену); автостоянки, СТО, АЗС; пассажирские кассы; пункты подключения сотовой и электросвязи, почты; гостиницы, санатории, казино;  медучреждения, аптеки; риэлторские и турагентства; такси. До 1 июля 2017 г. возможность приема к оплате банковских карточек должны обеспечить объекты торговли и сервиса на всей территории Беларуси.

Еще один важный момент: с 1 января 2016 г. расширен перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы. В перечень включены:

-все объекты технического обслуживания и ремонта автомобилей, независимо от количества работников, выполняющих данные работы (ранее на указанные объекты, расположенные в сельских населенных пунктах, с количеством работников не более трех человек в одну смену, а также на объекты с количеством работников не более одного человека в смену, независимо от места их расположения, требование об установке платежных терминалов не распространялось);

-объекты оказания услуг, связанных с организацией охоты, проживанием в домах охотника, а также в которых осуществляется торговля пиломатериалами;

-розничная торговля по образцам без (вне) торговых объектов (за исключением розничной торговли, если оплата товаров осуществляется только в безналичной форме).

Похоже, последний месяц года обещает быть «жарким». Чтобы снизить температуру накала, Минторг рекомендует «в целях недопущения массовой подачи заявок на установку платежных терминалов в конце декабря 2015 г., которые по объективным причинам не смогут быть удовлетворены банками в регла-ментные сроки, обращаем внимание юридических лиц и индивидуальных предпри- нимателей на необходимость заблаговременного обращения в банки для за-ключения договоров эквайринга и установки платежных терминалов в установленный законодательством срок».

За невыполнение требований законодательства об установке и использовании платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек, статьей 12.20 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность: наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 100 базовых величин; на юридическое лицо – в размере от 10 до 200 базовых величин.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр СОТНИКОВ, начальник главного управления развития цифровых банковских технологий На-ционального банка Беларуси:

–  Довести долю безналичных расчетов в розничном товарообороте Беларуси до 50% к 1 января 2016 г. (как планировалось) не удастся. По итогам І полугодия эта доля была на уровне 24,7%. По итогам ІІІ квартала соответствующей цифры еще нет. Мы прекрасно понимаем, что 50% к назначенной дате – это недостижимо. Такая амбициозная цель позволила всем органам госуправления, Минторгу, МНС, Нацбанку провести очень серьезную работу, выработать важные решения и показать рынку, что наше движение в сторону безнализации – четкое, тренд однозначен, и сворачивать с этого пути мы не будем.

В Беларуси сегодня приняты практически все необходимые меры, чтобы сформировать инфраструктуру для развития безналичных платежей. Дальше – это вопрос повышения финансовой грамотности, повышения качества услуг, оказываемых банками как торговле, так и держателям карточек.

НАРАЩИВАЯ ДОЛЮ БЕЗНАЛА

Согласно данным платежной системы БЕЛКАРТ, с конца 2014 г. и за первые 9 месяцев 2015 г. удельный вес безналичных операций в Республике Беларусь с использованием карточек по количеству операций увеличился на 8% и составил 76%.

Платежная система  БЕЛКАРТ провела опрос (в нем приняли участие 626 человек), целью которого было выяснить особенности безналичной платежной культуры белорусов. Результаты показали, что при выборе дополнительной карточки, например, кредитной или сберегательной, для большей части респондентов важна стоимость обслуживания карточки (56,2%), незначительный процент опрошенных выбирает дополнительные карточки исходя из того, есть ли на ней чип или какой у карточки статус или дизайн. По информации пресс-службы ЗАО «Платежная система БЕЛКАРТ» все больше белорусов предпочитает расплачиваться карточкой, а не снимать всю зарплату разом: только 15,6% обналичивает зарплату целиком, остальные предпочитают расплачиваться карточкой. В какой мере 84,4% опрошенных используют карточку (частично или полностью), не выяснено. Но, если проанализировать данные Национального банка, можно понять, что это люди, которые используют карточку в еже-дневных расчетах: совершают покупки в продуктовых магазинах, оплачивают коммунальные платежи, мобильный телефон. А вот крупные покупки граждане предпочитают оплачивать наличными деньгами. И при этом доля безналичных операций, если сравнивать І-ІІ кварталы 2014 г. и 2015 г., говорит о том, что белорусы стали активнее использовать карточку в расчетах, так как, например, при сравнении ІІ квартала 2014 и 2015 гг. количество безналичных операций возросло на 66%. Также примечательно, что средний чек безналичной операции обычной банковской карточки за ІІ квартал 2015 г. составляет 144 382 белорусских рубля.

На вопрос, что могло бы мотивировать вас больше использовать карточки при расчетах, респонденты ответили следующим образом: 27% готовы расплачиваться безналом, если по карточкам будут предоставлены скидки, бонусы или подарки; для 24,1% важно наличие в торговой точке работающего терминала; чуть меньше, но все-таки важным фактором являются дополнительные возможности интернет-банкинга: «переводы денег на карты разных банков через интернет-банкинг» и «оплата через интернет-банкинг кредитов других банков». Помимо вышеперечисленного, держателям интересны функции кэш-бэка (возврата части потраченных средств), начисление процента на остаток по счету, а также улучшение качества «пластика».

 ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Впервые о дебетовых картах миру рассказал Эдвард Беллами (1850-1898 гг.) – американский политический мыслитель социалистического толка, автор фантастических утопических романов. Он написал более трех десятков рассказов и три романа, а наибольшую славу ему принесла написанная в 1888 г. социалистическая утопия «Взгляд назад» (на русском языке также выходила под названиями «Взгляд на прошлое», «Золотой век», «В 2000 году», «Через сто лет» и др.). Главный герой книги под влиянием гипноза заснул летаргическим сном в Бостоне в конце XIX века, а проснулся уже в 2000 г. и обнаружил, что все производственные мощности в США являются государственной собственностью, а каждый гражданин с 21 до 45 лет обязан трудиться в «промышленной армии», но получает за счет государственного кредита (в романе впервые описаны дебетовые карты и супермаркеты) все необходимое, включая жилье.

Впервые картонные кредитные карточки начали применяться на торговых предприятиях США только в 20-е годы прошлого столетия. Поиск подходящего материала затянулся на десятилетия, и лишь в 60-е годы было найдено приемлемое решение – пластиковая карточка с магнитной полосой. 10 лет спустя, в 1975 г., француз Ролан Морено изобрел и запатентовал электронную карту памяти. Прошло еще несколько лет, и компания «Bull» (Франция) разработала и запатентовала смарт-карту со встроенным микропроцессором. С того времени и по сей день идет конкурентная борьба между картами с магнитной полосой и смарт-картами. Пока выигрывают первые – за счет широко распространенных и ставших уже традиционными платежных систем VISA, Eurocard/MasterCard, American Express, Diners Club и др. Однако огромные возможности, заложенные в концепции использования смарт-карт при безналичных расчетах, становятся все более привлекательными для банков, финансовых компаний и просто крупных предприятий с большим числом работающих.

Ольга АРДАШЕВА

Фото Александра СОЛОДКОВА