Плоскостопие легче предупредить, чем лечить

Формирование у человека основ двигательной и гигиенической культуры – это залог здоровья будущего гражданина Республики Беларусь.

В наше время дети испытывают повышенную информационную нагрузку, так как очень много времени они уделяют просмотру телепередач, компьютеру, играм, не требующим активных движений. Родители стремятся быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что именно физическая деятельность влияет на формирование мыслительных способностей ребенка. Зачастую родители, занятые работой, не могут повлиять на ребенка личным положительным примером здорового образа жизни. Именно по этим причинам в последние годы  наблюдается проблема нарушения осанки и развития плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. К сожалению, многие родители относятся к плоскостопию не очень серьезно и считают, что с ростом ребенка стопы сами собой приобретут нормальное строение, однако данное заболевание самым неблагоприятным образом сказывается на всей опорно-двигательной системе ребенка. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как нарушается нормальное положение таза и позвоночника. Кроме того, малыш, страдающий плоскостопием, не может овладеть правильными стереотипами ходьбы, бега, прыжков. Он не в состоянии много ходить, потому что болят деформированные стопы, быстро устают ноги, ребенок вынужден ограничивать себя в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх своих сверстников. Отсутствие рессорной функции уплощенной стопы приводит к постоянной микротравматизации позвоночника, спинного и головного мозга. Повышенная утомляемость, нарушения нервных процессов и даже головные боли могут иметь свою первопричину в плоских стопах.

Учитывая актуальность названной проблемы, темой для очередного физкультурного досуга в ГУО «Ясли-сад №24 г. Мозыря» с участием родителей я избрала профилактику и коррекцию плоскостопия.

сад 24 г.Мозыря

Досуг, проведенный с родителями и детьми средней группы, состоял из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части родители смогли лучше узнать о строении стопы, ее функциях, о факторах, влияющих на развитие плоскостопия. Так, не многие из нас знают, что стопу образует 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и голени. Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки. Стопа в теле человека выполняет три биомеханические функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.

Во время практической части родители вместе с детьми отправились в сказку, попасть в которую они смогли, лишь пройдя по дорожкам здоровья (различные массажные дорожки, изготовленные в нашем учреждении), встретили милую и прекрасную Золушку и помогли ей справиться со всей домашней работой, переделав ее лишь с помощью своих ног. С большим увлечением родители и дети перебирали фасоль и горох, рассыпанные злой мачехой, помогали Золушке раскатать тесто и постирать белье.

Какими же ловкими и умелыми оказались их стопы! А сколько восторга и восхищения было в глазах детей, когда очередное задание было выполнено. Весело и задорно танцевали участники праздника вместе с Золушкой, готовя ее к балу.

В теплой атмосфере незаметно пролетели минуты общения родителей со своими детьми. Во время проведения самомассажа, игр, танцев родители получили не только заряд позитивных эмоций, но и практические знания, навыки по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

Анна ЕРЕМЕНКО,
руководитель физического воспитания ГУО «Ясли-сад №24 г. Мозыря».