«Сингапурское чудо»: есть ли шанс?

Николай ГайдуковОб этом состоялся неформальный разговор-дискуссия в кулуарах экономического форума Республики Беларусь, посвященного управлению деловой активности предприятий малого и среднего бизнеса, с белорусами, работающими за границей.

Мой собеседник – белорус, бизнесмен, давно живущий и работающий в Сингапуре. Наше длительное и временами острое общение по всем аспектам развития общества в политической и экономической сфере побудило сделать ряд выводов.

Пожалуй, основной: наши страны во многом похожи, но возможна ли для нас в таком случае сингапурская модель развития экономики?

Наш гость отметил, что и у нас чистые улицы, ухоженные уютные дома в деревнях, вопросы экологии, благоустройства находятся под контролем государства. В поездах нельзя пить, курить, мусорить (в Сингапуре штраф 1000 долларов, у нас меньше).

Выстроенное жесткое административное управление от сельсовета до министерств и ведомств. Нет расовой дискриминации.

У власти в Сингапуре бессменно одна правящая партия “Народное действие”, в Беларуси партий вроде много, но знают о них больше политологи, чем население. По историческим меркам обе страны совсем недавно стали независимыми (1965 и 1991 годы), зависят от внешней торговли, находятся на пересечении кто морских, кто сухопутных путей. Не богаты природными ресурсами.

Словом, исходные данные во многом похожи, но вот решения сильно отличаются в наших странах, что и стало поводом для жарких споров.

Пожалуй, главный вывод: чиновники высокого уровня должны понять, что жесткий контроль в политической сфере совместим с экономической свободой. Сингапур за 50 лет стал комфортным для жизни и ведения бизнеса государством, мы же, пройдя половину их пути, пока не можем похвастаться, что хоть относительно приблизились к этой цели.

Провозгласив Беларусь социально ориентированным государством, мы многого добились в системах здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Но, на мой взгляд, подобная забота государства породила и такое неприглядное явление, как социальное иждивенчество: хорошо знаем свои права, но обязанности, например, по заботе о близких, от детей до стариков, переложили на государство, которое только сейчас, столкнувшись с проблемами в экономике, начинает понимать, что не со всеми заявленными целями ему по силам справиться.

Сингапурцы, внедряя свою модель развития, опирались больше на принципы рыночной экономики, Беларусь избрала путь сохранения всего лучшего из советского прошлого. Может, именно поэтому, законсервировав лучшее, у административного аппарата не было воли или желания заняться его развитием, искать другие формы совершенствования социальной сферы.

Справедливости ради надо отметить, что у нас в стране многое делается для развития частной инициативы и предпринимательства. Мой собеседник очень удивился, что у нас зарегистрировать фирму можно за один день – в Сингапуре на это уйдет 16-20 дней.

Поинтересовался его отношением к нашей сегодняшней проблеме: сертификация товара индивидуальными предпринимателями.

“У нас отпуск некачественного товара, тем более без сертификатов, – это уголовное преступление. Административное наказание – штраф от 10 тыс. до 250 тыс. долларов…” – был ответ.

Местные предприниматели понимают, что правила ЕЭП должны выполнять все независимо от формы собственности. Трижды на самом высоком уровне давалось задание правительству, руководителям областей по созданию для ИП приемлемых условий по закупке товара. Но… Практически ничего не сделано.

Мой собеседник отмечает, что документов, указов, постановлений по развитию деловой инициативы принято достаточно, но их исполнение тонет в бюрократических кабинетах министерств и ведомств. В таких условиях “сингапурское чудо” вряд ли возможно.

Можно без конца обращаться к наследию великого лидера Сингапура, каким оказался в итоге премьер-министр Ли Куан Ю. Конечно, его методы наверняка стали бы болезненными для любой страны, не только Беларуси, но борьба с бюрократией всегда идет параллельно с борьбой с коррупцией. И в далекой азиатской стране она началась “путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования”.

Как результат устранения бюрократических барьеров для бизнеса начался рост ВВП, повысилась управляемость, в страну пришли инвестиции. Повторюсь, это результат совмещения политической воли с экономическими свободами для государственных и частных предприятий, малого и среднего бизнеса.

Приходится признать, что мы пока боимся дать свободу в рамках закона производить ту продукцию, которая востребована потребителем, а не по указке чиновников из министерства. Например, в сельском хозяйстве в 2016 году усилить материальную заинтересованность работников сельхозорганизаций в конечных результатах финансово-экономической деятельности, наделив их акциями своих обществ в соответствии с трудовым вкладом.

Актуальна кадровая политика в системе усовершенствования структуры управления государством. Необходимы грамотные менеджеры, молодые амбициозные управленцы, которые не боятся рисковать и брать ответственность на себя за конечный результат. Надо прийти к состоянию, когда приход контролирующих органов не будет ассоциироваться с наказаниями и финансовыми убытками за неправильно поставленную запятую в документах. И все это чтобы в итоге белорусы не держались за мизерное пособие по безработице, а своими мозгами и руками зарабатывали на жизнь себе и своим семьям.

Как гласит народная мудрость, “не можешь прокормить собаку – отвяжи ее. Она сама добудет себе пищу”.

Есть мировая практика, когда убыточные предприятия отдаются хорошим собственникам-управленцам за одну базовую величину – важный шаг для оздоровления экономики. Ценное сырье не будет переводиться в неликвидную продукцию, переполняющую склады.

Бесспорно, мы должны быть патриотами своей страны, выбирая товары белорусских производителей. Но если продукция аграриев практически не вызывает нареканий, то к промышленным предприятиям еще много вопросов, поскольку по-прежнему велика доля отечественных потребителей, предпочитающих импортные товары отечественным. Поэтому призыв к потребителям проявлять патриотизм и приобретать белорусские товары должен подкрепляться патриотизмом производителей, их стремлением выпускать качественную белорусскую продукцию. Тогда мы совместно сможет пройти 2016 год, прогнозируемый как сложный и тяжелый.

Давайте помнить, что кризис, если верить китайским иероглифам, – это не только угроза, но и возможность. Не только для крупных предприятий, но и для малого и среднего бизнеса, который по определению обладает большей мобильностью и способностью к переменам.

Можно только пожелать всем производителям не упустить свой шанс.

Николай ГАЙДУКОВ,

депутат районного Совета.