Ученик–учитель–родитель…–репетитор

Всем давно известный треугольник “ученик–учитель–родитель” медленно, но верно превращается в квадрат. Прочное место в современном образовании заняли именно репетиторы. В последние годы выпускники школ для успешной сдачи централизованного тестирования все чаще и чаще стали обращаться за помощью к ним. В чем причина? В сложности заданий на ЦТ, недостаточности школьных знаний, лени абитуриентов или просто в моде?.. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, я узнала мнение сразу нескольких сторон.

Выпускники: “Основная причина – что-то недопоняли в школе”

Для начала я спросила самих учеников. 50 выпускников одной из городских школ ответили на три несложных вопроса, касающихся репетиторства.

Опрос показал, что 86% выпускников пользуются услугами репетиторов, соответственно, только 14% самостоятельно готовятся к сдаче централизованного тестирования. Из них 25% имеет репетитора по одному предмету, 35% – по двум и 40% – по трем предметам.

Наиболее популярными предметами, по которым ученики пользуются услугами репетиторов, являются русский язык, математика, английский язык и физика.

Также я попросила указать причину индивидуальных занятий с репетиторами. Большинство (42%) утверждает, что причиной является непонятый материал, 23% обратились за помощью из-за недостатка школьных знаний, 19% – по причине пропуска школьной программы, 13% необходимо, чтобы их кто-то заставлял учить, и оставшихся 3% просто заставили родители.

Подсчитала и количество нанимаемых репетиторов. Цифра немалая: на 43 ученика (те самые 86%) приходится 91 репетитор. И это только одна школа, а ведь в Мозырском районе еще 15 школ с такими же абитуриентами.

ученик

Родители: “Индивидуально – значит лучше”

“По какой причине вы наняли своему ребенку репетитора?” – мой вопрос родителям. Вот несколько из ответов:

*”В школе подготовка идет к экзаменам и получению аттестата, а многие преподаватели не знают методик подготовки к ЦТ, не думаю, что многие учителя в школах сами напишут ЦТ на 100 баллов”.

*”У репетиторов есть уже выработанная система для подготовки к ЦТ. Особенно если это такие предметы, как математика, физика и химия, к которым самостоятельно очень сложно подготовиться. Также репетитор выступает в роли мотиватора регулярно учить, да и занятия ведь индивидуальные. Ребенок таким образом лучше усваивает материал”.

Студент, готовившийся к ЦТ самостоятельно: “Репетиторы нужны, чтобы заставлять учиться”

Для контраста мнений я задала несколько вопросов Михаилу БАРАНОВУ, первокурснику БГТУ, который в прошлом году успешно сдал централизованное тестирование и подготовился к нему самостоятельно.

– Миша, почему при подготовке к ЦТ ты решил не пользоваться услугами репетиторов?

– По-моему, репетиторы не дают ничего такого, чего не могут дать преподаватели в школах или чего нельзя найти в интернете или учебниках. Я считаю, что репетиторы необходимы только для того, чтобы заставлять абитуриентов учиться. Ведь за занятия с репетитором родители платят немалые деньги.

– Как ты готовился к тестированию?

– Вся моя подготовка заключалась в прорешивании разных вариантов ЦТ и РТ (репетиционное тестирование) за прошлые годы, хотя бы пару раз по нескольку часов в неделю. Эти тесты, я думаю, есть у преподавателей любой школы. Также можно просто заказать сборники в школьной библиотеке либо купить в книжном магазине.

– Доволен ли своим результатом?

– Да, доволен. Поступил на специальность, которую выбрал еще в начале учебного года, с запасом в 88 баллов. Проходной балл был 242, набрал же я 330. ЦТ: русский язык – 87, математика – 66, физика – 81.

– Твое мнение: почему большинство абитуриентов нанимает себе репетиторов?

– Я считаю, что большинству абитуриентов просто не хватает силы воли, чтобы сесть и выучить материал, либо ума, чтобы понять, что в вуз поступают не для родителей. Я, теперь уже как полноценный студент университета, сдавший первую сессию, могу сказать, что не жалею о том, что готовился к тестированию без репетиторов. Ведь система образования в университете немного отличается от школьной. В вузе ни-кто не заставляет учить, делать задания, ходить на лекции и т.д. Там все зависит от тебя: от того, как ты выучишь предмет во время сессии, и от того, сколько времени ты будешь уделять подготовке.

Учитель школы: “Если ученик не заинтересован в результате, репетитор не поможет”

Мнением эксперта и человека, работающего в школьном образовании, стало мнение заместителя директора по учебной работе СШ №9 Надежды Андреевны КОЛОС.

– Надежда Андреевна, что вы думаете о репетиторстве? Это плохо или хорошо?

– Любая помощь ученику не может быть плохой. Репетиторство по законодательству Республики Беларуси – это любая консультативная помощь в сфере образования. Если оно проводится на законодательной основе и востребовано среди учащихся, то, скорее всего, это одна из дополнительных форм, которая поможет ученику не просто подкрепить и углубить свои знания в местах, где были какие-то пробелы, но и почувствовать себя на экзамене, тестировании уверенней. При индивидуальной работе с учащимися репетиторство придает абитуриентам уверенность в своих знаниях и хороший психологический настрой.

– Как вы считаете, почему так много абитуриентов обращается за помощью к репетиторам? Чья это вина?

– Ничьей вины здесь нет. Чуть выше я это объяснила. Дело в том, что в школьной программе предусмотрено максимальное количество форм подготовки к ЦТ, необходимых ученику. Это факультативы, стимулирующие занятия, платные занятия, консультации в каникулярное время. Кроме того, на уроках идет дифференциация. Каждый учитель в начале года в обязательном порядке знает тех учеников, которые сдают его предмет. Соответственно, в течение года педагог помогает этим ученикам сориентироваться, восполнить их упущения и так далее. Однако существует неуверенность ученика, когда ему необходим контакт с учителем один на один. Понятно, что такой контакт при 30 учащихся в классе невозможен. В таких случаях ученики и прибегают к репетиторству. Именно это помогает им получить максимальное количество знаний. То есть я считаю, что это не вина школы, педагогов и учеников, а просто поддержка, которая направлена на дополнительное приобретение уверенности абитуриентов в своих знаниях. В то же время существует другая проблема: когда самому ученику это репетиторство и не нужно. Бывает, что больше родители хотят, чтобы у их ребенка был репетитор. Если нет желания учащегося, то репетитор мало чем поможет. Здесь нужно собственное желание добиться высоких результатов.

– А что делать в случаях, когда родители насильно нанимают ребенку репетитора?

– В таком случае сам репетитор как педагог должен поставить в известность родителей о незаинтересованности ребенка в данном предмете. Тогда родители уже напрямую должны поговорить со своим сыном или дочерью и узнать причины отсутствия интереса. Возможно, это не тот предмет, который ребенок желает сдавать, или же не та специальность, а возможно, уровень его знаний настолько слаб, что нужна сначала помощь основного учителя, а потом уже репетитора, потому что репетитор не в силах за час-полтора объяснить всю упущенную школьную программу.

– Я проводила опрос среди учеников старших классов, и многие из них как причину репетиторства видят недостаточность школьных знаний. Как вы можете это прокомментировать?

– Недостаточность школьных знаний возникает не в 11 классе, а с начальной школы. Если ученик привыкает учиться на высоком уровне, то, соответственно, пробелов у него будет куда меньше, чем у тех, кто учится на низком или среднем уровне. На своем опыте убедилась, что ЦТ – это достаточно фундаментальная проверка школьных знаний, и за рамки школьной программы вопросы на нем не выходят. Кстати, если говорить про репетиторство, то не каждый возьмет к себе слабого ученика. Как правило, репетиторы, которые имеют высокую репутацию, хотят работать с более сильными учениками, которые привыкли систематически учить заданный материал. Поэтому обижаться на недостаточность школьных знаний ученик может в том случае, если он сам понимает, что упустил какой-то объем знаний. А восполнить его можно не только за счет репетиторства. Главное – включить желание и идти на контакт с учителем. Ни один учитель не откажет ребенку в помощи.

* * *

В завершение хочется сказать: нанимать или не нанимать репетитора – дело сугубо личное. Ведь главное в подготовке к ЦТ – это конечный результат. Остается только пожелать абитуриентам 2016 года удачи, силы воли и терпения на школьных экзаменах и при поступлении в вузы.

Виктория КУПРАЦЕВИЧ,

член клуба “Юный журналист” МЦТДМ.

 

2 thoughts on “Ученик–учитель–родитель…–репетитор

  • 25.02.2016 в 22:34
    Permalink

    Советую родителям почитать программы 11 классов, например по физике. Можно взять программу профильного класса. Там нет ни одного часа на повторение пройденного материала.
    Более того там изучаются темы, которых нет в программе для подготовки к ЦТ. Например, конденсаторы и энергия связи в физике 11 класса.
    Слово репетитор от английского REPEAT – ПОВТОРЯТЬ.
    P.S. При всем своем желании школьные учителя часто лишены возможности помочь своим ученикам.

  • 11.02.2016 в 20:36
    Permalink

    Хочется выразить свое уважение юному автору, столь досконально исследовавшему сложную проблему.

Обсуждение закрыто.