«Прадедушка оставил китель, ордена и накладки к рукоятке пистолета»

Ян МихаленяДевятиклассник Ян Михаленя показывает мне две фотографии-“сепии”. На старых фото – молодой красноармеец. “Мой прадед, Парфем Степанович Ковальчук, – говорит парень, – участвовал в польской кампании в 1939 году, в советско-финской войне в 1940 году и прошел всю Великую Отечественную”. Прошлое и настоящее у моего собеседника связаны невидимой, но очень крепкой нитью: правнук фронтовика учится в средней школе №16, пишет научные работы по истории Великой Отечественной войны и участвует в военно-патриотическом кружке клуба “Поиск”. Историей своего героического прадеда Ян поделился с нами.

Парфем Степанович Ковальчук

До войны

Ветеран Великой Отечественной войны Парфем Степанович Ковальчук родился в деревне Цупер Гомельской области в 1919 году. С 1935 по 1937 год работал в колхозе “Октябрь”, а затем был  призван в армию. В 1938 году стал старшиной роты 151-го стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии. Далее – освободительный поход Красной Армии на территорию Западной Беларуси, которая на тот момент была частью Польши, другая часть была оккупирована немецкими войсками.

Как вспоминал прадедушка, красноармейцы продвигались очень быстро: почти все военные силы Польши были брошены на противостояние с гитлеровцами, а те немногочисленные подразделения, что остались в восточной части страны, сопротивления не оказывали. Правда, ближе к центру Польши советские войска сами столкнулись с немцами. Был приказ не стрелять по ним (на тот момент Советский союз и Германия подписали договор о ненападении), однако солдаты Вермахта атаковали первыми. У немцев было две танкетки, а противостояла им только конница красноармейцев. Шансов отбиться было немного, но все же им удалось это сделать. Советские солдаты захватили одну из танкеток и с ее помощью расстреляли вторую.

В 1940 году бойцов роты, где служил Парфем Степанович, построили на плацу. Молодой офицер думал, что теперь-то наконец объявят демобилизацию: очень хотелось домой. Но услышали другой приказ: отправляться в Финляндию. Началась советско-финская война.

В Финляндии было страшно, холодно и очень тяжело. Никак не получалось прорвать линию финских дотов: те мастерски вели огонь по наступающим советским войскам. А еще финские снайперы… Прадеду Яна должны были выдать офицерский белый полушубок, но сразу не сделали этого, за что тот был благодарен судьбе. В первую очередь финны стреляли “по полушубкам”. Знали: в то время в Красной Армии было так заведено, что ни один солдат без приказа офицера не мог ни пойти в атаку, ни отступать назад. Стояли на месте. В уставе, правда, было прописано, что в случае смерти командира командование мог принять на себя доброволец. Но таковых не находилось. Снайперы противника были профес-  сионалами и знали множество хитростей. Они любили наносить удар тогда, когда советские воины этого совсем не ожидали. Могли, например, выстрелить в ногу солдату. Человек падает, кричит, и невыносимо было смотреть на страдания товарища. Кто-то бросался на помощь, и тогда финны делали смертельный выстрел.

Командованию фронтом рассказывали о том, что пробить финский дот невозможно. Точной военной техники на тот момент не было, даже бомбы из самолетов сбрасывались на позиции противника вручную. Тогда 8-я стрелковая дивизия, где служил Парфем Ковальчук, отправлена была с приказом отломать кусок бетона от дота противника и принести командованию. Невыполнение приказа приравнивалось к измене Родине. Что делать? Пошли на хитрость и на огромный риск: очень тихо, ползком, добрались до дота, отломали деревянную жердочку, поддерживающую бетонное строение, залили в отверстие немного кипятка, бетон слегка треснул – так удалось отломать кусочек. Но приказ был выполнен; следом подкатили тяжелую технику и все-таки сумели разбомбить дот.

после войны

после войны

После окончания финской кампании прадедушка все же демобилизовался. Но дома пробыл лишь месяц. Это был июнь 1941-го. Сразу после нападения гитлеровцев на Советский Союз Парфем Ковальчук отправился на фронт. С 1941 по 1942 год служил на Западном фронте командиром взвода полевого артиллерийского склада №1477                     13-й армии. С 1942 по 1944 год – на первом Белорусском фронте командиром взвода 386-го армейского мотоинженерного батальона 48-й армии. С 1944 по 1946 год – командиром роты 386-го горноинженерного саперного батальона 6-й горноинженерной бригады.

Деревню Цупер, где родился и вырос Парфем Степанович, немцы сожгли. Его 14-летний младший брат сумел тогда спастись. Он бежал из деревни в лес, а несколько гитлеровских солдат погнались за ним, начали стрелять. Добежав до болота, брат сорвал стебелек болотного растения, полый внутри, и прыгнул с ним в воду. Стебелек стал дыхательной трубкой: благодаря ей он прятался под водой, пока немцы не ушли. Мальчик провел в болоте более 40 минут… Переждав опасность, ушел к партизанам. Те перенаправили смелого парня в одну из частей Красной Армии. Там он подделал документы, изменив возраст, чтобы иметь возможность стать солдатом. И убедил, добился своего: его, 14-летнего сельского парнишку, взяли в десантники.

А с будущей женой прадедушка познакомился в деревне Поповка, которую освобождала его рота. Вернее, говорит Ян, они были немного знакомы и до того, но в освобожденной деревне поняли, что нужны друг другу. Прабабушка после той встречи тоже ушла на фронт – стала связисткой.

Парфем Степанович вернулся с войны в звании капитана. Был награжден двумя орденами Великой Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями “За отвагу” и медалью “За боевые заслуги”. До Берлина прадедушка чуть-чуть не дошел, но Победу встречал в Германии. После капитуляции гитлеровцев служил еще в Украине, боролся с бендеровцами – там задача была сложная: уничтожать склады или, как их называли, схроны с боеприпасами и оружием. А затем, оставив военную службу, стал учителем физической культуры в средней школе.

Прадедушка Парфем, по словам Яна, мечтал увидеть парад, посвященный 70-летию Великой Победы. Но не дожил до этого события всего пару лет. Правнук понимает, насколько важна была прадедушке эта горькая память о войне:

– 9 Мая – это особенный день. Страшно даже представить, что пережили те люди, которые хотя бы несколько дней провели на фронте, были под обстрелом. Мир просто переворачивается, у человека меняется сознание, и появляются совсем другие ценности…

Ян вместе со своими друзьями по военно-патриотическому кружку изучают ту страшную войну. Под руководством учителя истории СШ №16 Владимира Викторовича Гимбута ребята работают с документами, собирают воспоминания ветеранов Великой Отечественной, которых с каждым годом, к сожалению, становится все меньше, и воспоминания детей войны. Вся эта работа – своего рода дань памяти тем, для кого война стала жестокой реальностью.

– Мне даже удалось собрать советскую военную форму, правда, не всю, – рассказывает Ян. – Полный комплект формы собрать безумно сложно, на это люди тратят порой не один год. Кое-что оставил прадедушка: китель, ордена и медали. И накладки к рукоятке пистолета, который всегда носил при себе на службе: вот одна из них (показывает). Он их тогда, демобилизовавшись, снял на память. Одна из них сейчас хранится у моего дяди, другая – у меня.

Кружковцы клуба “Поиск”, говорит Владимир Викторович Гимбут, всегда участвуют в мероприятиях, посвященных Дню Победы над немецко-фашистскими захватчиками. И проводят свои собственные мероприятия – полевые выходы. В прошлом году ребята приняли участие в особенно масштабной реконструкции в Гомеле, посвященной юбилею Победы. Ян, правда, не смог поехать – был на параде в Минске.

А иногда в военно-патриотический кружок обращаются люди, желающие узнать что-то о своих родных, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся и их педагоги поднимают документы, обращаются в архивы.

– Обычно удается хотя бы приблизительно узнать, где именно воевал человек, где погиб, где был похоронен. Недавно, например, помогали студенту МГПУ им.И.П.Шамякина из Туркменистана Осману Чарыеву. Осман учится на 5-м курсе филологического факультета, проходил педагогическую практику в нашей школе. А его прадед 71 год назад участвовал в освобождении Мозыря и Калинковичей от фашист-ских захватчиков и погиб в бою. Осман и его семья очень хотят знать, где похоронен их дедушка. Кое-что мы уже прояснили, знаем приблизительно, где находится братская могила, в которой, по нашим предположениям, покоятся и останки Чары Ильясова. Поиски продолжаем, – делится Владимир Гимбут.

А Ян добавляет: “Очень приятно, что удается сделать так, чтобы люди больше узнали о героях своей семьи”. К слову, его ученическая научная работа, посвященная истории прадеда Османа Чарыева, заняла первое место на районном конкурсе школьных работ. Скоро он будет представлять ее и на республике. Желаем ему удачи!

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото автора и из личного архива героя материала