Мозырские медовуха и сбитень вот-вот вернутся на торговый прилавок

Последние новости ОАО “Мозырьпиво”, озвученные региональными СМИ, были связаны с решениями экономического суда Гомельский области: представители завода ходатайствовали о продлении защитного периода на полгода для реализации плана финансового оздоровления общества, но производство по делу о признании экономической несостоятельности этого предприятия было постановлено прекратить. Какие пути выхода из сложившейся далеко не простой экономической ситуации видят на предприятии, мы узнали из первых уст.

Наталья Пограновская

Начальник участка по производству и розливу слабоалкогольных и безалкогольных напитков ОАО “Мозырьпиво” Наталья Ивановна Пограновская: “Скоро у нас работы прибавится”.

— Завод сегодня находится в тяжелом финансовом положении , всю зиму мы были на простое. Причина  — в закредитованности, наш валютный кредит в условиях роста курса доллара вырос вдвое, плюс ужесточение налогового законодательства в направлении акцизов на слабоалкогольную продукцию  — это все сыграло не в нашу пользу. В итоге для защиты интересов предприятия и возможности его финансового оздоровления было подано заявление в экономический суд об экономической несостоятельности. В случае удовлетворения нашего ходатайства о продлении защитного периода мы сумели бы погасить часть долгов, но нам не пошли на- встречу. Сейчас ведем активную работу с банками, чтобы реструктуризировать имеющуюся задолженность. В июне запустили квасной напиток, его мы реализовываем в Мозыре, Гомеле и Жлобине. В связи с отсутствием собственного автотранспорта за продукцией наши партнеры преимущественно приезжают сами. Теперь мы стараемся работать, скажем так, с максимально проверенными и надежными клиентами. В ближайшее время планируем запустить в производство наши слабоалкогольные напитки. Их можно будет приобрести в магазинах разливного пива Мозыря и Минска. Но это пока. Будем возобновлять поставку этих напитков в другие регионы республики, а также нашим латвийским партнерам. Заинтересованы в том, чтобы мы поскорее начали производство, и наши клиенты из Эстонии. Из этого можно сделать вывод, что наш продукт помнят, ждут и ценят, в первую очередь, за натуральность: мед, травы, спирт  — никакой химии! Приятно, что, несмотря на то, что наша продукция была чуть дороже своих аналогов на европейском рынке, предпочтение все равно отдают нам. Это вселяет уверенность в то, что возможность выправить финансовую ситуацию есть. К слову, отгрузка будет осуществляться только в кегах, в ПЭТ-бутылку медовуха и сбитень, как раньше, на данном этапе разливаться не будут. Пластиковую бутылку мы выдуваем, но только для более ритмичной торговли квасным напитком из бочек. Для улучшения финансового положения завода нужно закончить модернизацию, а для этого нужны средства, и немалые,  — рассказывает Денис Николаевич Игнатович, зам. директора по коммерче-ским вопросам ОАО “Мозырьпиво”.  — Идеальный выход из положения  — приход инвестиций на предприятие. Они позволят завершить задуманное техническое переоснащение, запустить новое производство, закрыть долги. У нашей продукции раскрученное имя, напитки популярны, технологический процесс налажен, кроме того, у нас есть наработки будущих продуктов, возможно восстановить пивное производство, наш завод маленький и гибкий, легко диверсифицируемый  — плюсов у предприятия масса. А пока мы продолжаем зависеть от кредиторов… и даже от погоды.

Ольга АРДАШЕВА
Фото Александра СОЛОДКОВА

Знаете ли вы?..

Многие думают, что главный русский алкоголь  — водка. На самом деле горькую наши предки начали употреблять только в ХV веке, а до этого налегали на пиво и перебродивший мед крепостью не больше 5-70. Однако если первый считали повседневным напитком, то второй пили в исключительных случаях: на пирах в честь побед, по большим праздникам и на поминках. Бочку вкусной сладкой медовухи также вручали молодоженам и велели опустошить ее в течение 30 дней после свадьбы. Кстати, оттуда и пошло выражение “медовый месяц”. Считалось, что напиток хорошо влияет на потенцию жениха и здоровье невесты и способствует скорейшему появлению потомства. Правда, тогда наши предки называли его не медовухой, а хмельным медом или просто медом.

…В те времена самым ценным считался так называемый ставленый мед. Чтобы его приготовить, пчелиный продукт заквашивали кислой ягодой: вишней, брусникой, смородиной, иногда добавляли хмель и оставляли бродить при температуре около +50. Потом несколько раз переливали медово-ягодную смесь из одной дубовой бочки в другую и наконец закупоривали ее, заливали дегтем и закапывали в землю. “Готовился” напиток от 3 до 40 лет, а иногда и до 50! Чем дольше он выдерживался, тем более вкусным получался. Кстати, хорошо знакомое выражение “ложка дегтя в бочке меда” связано именно с процессом медостава. Если во время консервирования в щель между плохо подогнанными досками попадала даже небольшая капелька черной смолы, своим едким вкусом она портила весь готовящийся напиток. И самое обидное было в том, что обнаруживалось это только спустя долгие годы ожидания.

Ставленый мед был очень хорош, но делался он слишком долго и стоил дорого, поэтому в скором времени этот напиток стали варить (горячая технология брожения). Тех, кто этим занимался, назвали медоварами. Для удешевления продукта мед разбавляли водой и в зависимости от рецептуры добавляли в него различные травы, пряности и фрукты. Потом все это варили, остужали и  добавляли дрожжи для закваски, которые как раз изобрели к этому времени. Вареный мед несколько раз переливали из бочки в бочку, ставили в ледник и держали там, пока процесс брожения не останавливался на определенной стадии. После этого напиток отстаивали, осветляли и немного выдерживали. Безусловно, он проигрывал ставленому 40-летнему во вкусе и качестве, зато готовился не больше месяца и стоил гораздо дешевле. Именно это и послужило основной причиной его бешеной популярности. Впрочем, с ХV века медовуха постепенно начала терять свои позиции. Во-первых, великий князь Московский Василий III отдал выгодное производство напитка в руки государства и церкви, а во-вторых, примерно в этот же период народ “подсел” на водку.

К XIX веку технология приготовления напитка еще больше упростилась. Теперь квасили не сам мед, а просто добавляли его в уже готовую фруктовую или ягодную бражку и сдабривали смесь травами, кореньями, специями и пряностями. Как следствие — у напитка был не столь богатый, нежный и мягкий вкус, как у ставленых и вареных аналогов, он отдавал сивушными маслами и дрожжами. Поэтому и называть его стали грубовато: медовухой — мол, это тоже хмельной мед, но только более низкого качества. Что удивительно, “отрицательное” имя настолько хорошо прижилось, что сегодня им стали называть все алкогольные напитки с участием меда.

Источник: http://www.aif.ru.