Жыцце Палесся

«Летом дети должны быть под контролем»

Учебный год подошел к концу, но педагогам пока отдыхать не приходится.  Даже летом трудовые заботы не заканчиваются. На вопросы читателей на прямой линии газеты «Жыццё Палесся» ответила заведующая сектором учебной и воспитательной работы отдела образования, спорта и туризма Мозырского районного исполнительного комитета Лариса Алексеевна ПОПКОВА.

Дмитрий: «Есть ли льготы для сельских школьников при поступлении в вузы?»

Ответ. Таких льгот сегодня нет. Но есть другие возможности. Например, дети, которые учились в классах педагогической направленности, поступают на некоторые специальности педагогической направленности, могут проходить на них только по собеседованию при положительных отметках по профильным предметам.

– Если говорить о сельских школах Мозырского района, какая из них самая заполненная?

– Козенская, Криничная, Слободская, Скрыгаловская – в них хорошая наполняемость.

Что касается городских школ, то тут имеет место проблема перезаполненности. Особенно это касается СШ №16. Сейчас мы придерживаемся мнения, что сельские школьники должны посещать именно сельские школы. Что касается строящейся Наровчизны, то тут решаем проблему подвозом школьников.

В этом году школы примут первоклассников не меньше, чем в прошлом. Определенные сложности есть, но, с другой стороны, это все же радость: малыши к нам идут, и это хорошо.

Евгения: «За послед-нее время произошли определенные изменения в системе образования. Как их восприняли родители?»

Ответ. Родители, конечно же, в курсе. Звонят, спрашивают, например, можно ли отправить ребенка в школу с 5 лет. Мы уговариваем подождать: всему свое время, все же школа – это уже больше ответственности для малыша, и пусть он немного подрастет для нее. Единицы в таком возрасте психологически готовы к школе, и не нужно бояться, что что-то не успеется. На примере своего сына, которого не отдавала заранее в школу (он родился осенью, так что можно было отдавать), вижу это. Лишний беззаботный год не помешал ему хорошо учиться в школе, а затем и в медицинском университете. Век живи – век учись, как говорится (улыбается). Зато ребенок меньше болел, лучше адаптировался к учебе.

– Насущный вопрос: начинать ли уроки с 9.00?..

– Я бы не сказала, что это новый вопрос, во всяком случае, в сельских школах, в большинстве из которых уроки начинаются в 8.30. Сегодня мы можем спокойно и безболезненно начинать уроки и в городских школах именно в это время.

– Как вы сами относитесь к тому, чтобы начинать уроки на час позже, чем обычно?

– Тут уже будут учитываться рекомендации санитарной службы. Сейчас разговор о том, что нужно будет сокращать перерывы между учебными занятиями. Я думаю, в учреждениях образования эта проблема решаема.

Другое дело, что у большинства родителей рабочий день начинается в 8.00, и им необходимо приводить детей в школу раньше. Значит, мы будем организовывать прием детей к 8.00. Руководителям учреждений сейчас такая задача: выяснить у родителей, кто как работает. В любом случае, подход к каждому учреждению будет индивидуальным.

– А не рассматривался вариант сокращать не перерывы, а количество уроков?

– Мы уже сейчас вынесли на шестой школьный день «Час здоровья и спорта», а также факультативные занятия. Больше нагружаем субботу. Но мы надеемся, что у Министерства образования еще будут какие-то рекомендации до начала нового учебного года, потому что огулом подходить ко всем классам и школам нельзя. С 9.00 начинать во многих из них занятия нецелесообразно.

– Еще один постоянный вопрос – о сдаче денег на ремонт школы.

– У нас работают попечительские советы школ, которые состоят из родителей. Что касается ремонта школ, то здесь, как правило, все решают они. Деньги переводятся сразу на расчетный счет школы, а что и как будет делаться во время ремонта, вплоть до того, какого цвета краску для стен покупать, обсуждают родители.

Екатерина Петровна: «Урок физической культуры и спорта оценивается так же, как и другие уроки. На ваш взгляд, правильно ли ставить оценки за выполнение нормативов?»

Ответ. Да, у нас есть ряд нормативов, которые оценивает учитель. Он разрабатывался для детей, которые занимаются в основной группе. Но понятно, что любого ребенка под эти нормативы не подгонишь: кому-то определенные упражнения даются легко, а у кого-то вызывают затруднения. Учителя к школьникам подходят дифференцированно: если не получается выполнить какие-то гимнастические упражнения, педагог предложит альтернативу, например, подготовить реферат по теме, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным.

– Из чего складывается средний балл аттестата?

– Аттестат о среднем образовании выдается по окончании 11 класса. Отметки за все предметы суммируются, затем делятся на количество предметов – все просто. Ни один предмет при этом не выпадает, включая те, за которые ставится «зачтено» (это положительная отметка). «Зачтено» может быть по физкультуре для учащихся специальной медицинской группы. Средний балл выводится до сотых долей.

Григорий Константинович: «Есть ли данные, какой средний балл аттестата у мозырских школьников в целом, например, за прошлый год?»

Ответ. Такую статистику мы не ведем, все же лучше оценивать личные успехи школьников, а не усредненную успеваемость. Зато мы можем похвастаться тем, что у нас много медалистов. Например, в прошлом году в Мозырском районе было 39 золотых медалистов и 2 серебряных. Это те ребята, чей аттестат о среднем образовании равен 9-10 баллам. Высокие результаты!

– Да, у нас в Мозыре образованные дети, которые еще и показывают высокие результаты на олимпиадах.

– Наши школьники из года в год стабильно показывают очень хорошие результаты. В этом году на заключительный этап республиканской олимпиады по учебным предметам мы направляли 18 учащихся. Они привезли 9 побед. Половина «делегации» в победителях – согласитесь, это достойно!

В этом году у наших ребят дипломы по информатике, английскому языку, белорусскому языку, химии и биологии.

Стабильно показывают прекрасные результаты мозырские юные программисты. Их руководитель – педагог дополнительного образования Алексей Валентинович Борунов. Я восхищаюсь этим человеком. У него выработана своя система подготовки воспитанников, и уже который раз они становятся лучшими. На недавней олимпиаде по программированию мозырская команда – вновь лидер, обошла 50 других команд.

В этом году Алексей Валентинович работает и с ребятами помладше: 5, 6, 7 классы, девочки и мальчики. Не все остаются, педагог требовательный, и детям приходится много заниматься. Но те, кто продолжает занятия, показывают прекрасные результаты.

К слову, сам Алексей Борунов – стипендиат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

Хотелось бы отметить еще одного нашего молодого педагога. Учитель белорусского языка и литературы средней школы №16 Евгений Валерьевич Есис стал победителем областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2017». Сейчас он готовится на республиканский конкурс, который пройдет осенью, будет представлять Гомельскую область. Мы были на церемонии награждения вместе. Как болели за него дети! Очень хороший учитель, позитивный человек, школьники его обожают.

Еще мы гордимся тем, что Мозырь принимает много мероприятий областного и республиканского уровня, в том числе спортивных. Нам доверяют и нас выделяют как пример для других районов Гомельской области.

Илона: «Я хочу переехать в Мозырь из другого города на постоянное место жительства. Мы можем приехать в конце июня–начале июля. Моему ребенку исполняется 3 года. Как можно будет устроить его в детский сад?»

Ответ. Как только вы зарегистрируетесь на постоянное место жительства, сразу возьмите все документы (свой паспорт, свидетельство о рождении ребенка) и подойдите в райисполком в 118 кабинет, чтобы стать на очередь в дошкольное учреждение. Затем сразу к нам, в отдел образования, спорта и туризма, в кабинет №1 к Елене Григорьевне Судибор. Она будет рассматривать возможность определения ребенка в до-школьное учреждение.

Виктория: «Сколько в Мозырском районе работает профильных классов в средних школах?»

Ответ. Профильные классы есть во многих учреждениях образования. Это профильные либо мультипрофильные группы: и физико-математические, и филологические, и химико-биологические, и классы другой направленности. Исключение составляют только СШ №№2, 6, 10, где нет профильных классов. А в крупных школах профилей много, например, в СШ №№9, 13, 12, 14.

Это хорошая подготовка для детей, которые проявляют склонность к каким-либо предметам, они более мотивированы, им интересней в кругу единомышленников, они охотно участвуют в предметных олимпиадах и, соответственно, показывают лучшие результаты.

– А как зачисляют в профильные классы?

– Как правило, это десятые классы, туда зачисляют тех, у кого отметки по профильным предметам не ниже 6 баллов. Сейчас у Министерства образования такая установка, чтобы все классы в старшей школе были профильными, ведь у большинства детей так или иначе есть какие-то склонности к отдельным предметам. При этом ребят с низкой мотивацией к учебе в старших классах мы настраиваем на выбор рабочих профессий после 9 класса. В школах действует проф-ориентация. Но, чтобы совсем не рубить с плеча, мы делаем и базовые классы, хоть их и немного.

– В профильные классы имеет смысл идти, когда нужны дополнительные знания для поступления в вуз…

– Да, естественно. Мотивированный на поступление ребенок не будет «сидеть» только на программном материале, он и сам будет готовиться, читать дополнительную литературу, решать задачи, и это правильно. А помогут учителя. Педагоги у нас, к слову, в районе очень сильные. Сейчас даже форма уроков меняется. Чтобы ребенок знал больше, учителя всегда стараются дать материала больше, чем по программе. В вузе потом таким ребятам легче, плюс ко всему они вливаются в мир своего предмета и чувствуют себя частью его. Конечно, во многом подача учебного материала зависит от учителя. Имеет значение даже то, какое личное впечатление производит педагог, не говоря уже о его стиле ведения уроков.

Татьяна Владимировна: «Сколько у нас работает молодых учителей, и будет ли пополнение в новом учебном году?»

Ответ. Да, ряды мозырских педагогов пополняют молодые специалисты. Например, в 2016 году к нам пришли 37 человек, из них 16 работают в учреждениях общего среднего образования, 14 – в дошкольных учреждениях, 5 – в учреждениях спорта и 2 – в учреждениях дополнительного образования.

На сегодняшний день к нам по распределению направлены 47 человек. Но это еще не окончательная цифра. До 15 августа мы это будем знать точно. Проговаривался даже вопрос, что в этом году нам надо трудоустроить 70 молодых педагогов. Хочется, чтобы все наши молодые коллеги помнили, что работать надо с отдачей, тогда будет результат.

– Сейчас молодых специалистов-педагогов берут только из вузов или из педагогических колледжей тоже?

– Обязательно берут, независимо от того, какое образование – высшее или среднее специальное. Отличия в образовании, конечно, отражаются на заработной плате. Поэтому мы рекомендуем специалистам со средним специальным образованием получать высшее. Наша задача в том, чтобы все педагоги имели высшее образование, и по мере возможности они получают его, совмещая работу и учебу.

Мозырянка (не представилась): «Мой муж работает в садике – 0,5 ставки рабочим и 0,75 дворником. Я бы хотела узнать: когда он идет в отпуск, заменяется и рабочий, и дворник или только рабочий?»

Ответ. Этот вопрос надо адресовать нашей заведующей сектором организационно-кадровой работы отдела образования, спорта и туризма Марине Петровне Капниной, она ответит на него наиболее полно.

Дарья: «Выпускники, которые заканчивают школы с высокими баллами, могут поступать в педагогические учреждения высшего образова- ния без экзаменов. А что в средних школах делается для профориентации на педагогическую профессию?»

Ответ. У нас уже 2 года работает на базе Мозырской гимназии группа педагогической направленности. Такая же группа работает в СШ №11. Эти дети целенаправленно готовятся поступать в педвузы, они мотивированы на получение педагогической профессии. В вузах их ждет собеседование по вопросам, которые они проходили по программе в школе.

– Целевые направления от отдела образования выпускникам будут выдаваться?

– Будут. Специалисты отдела организационно-кадровой работы уже занимаются этим вопросом. Ждем результатов централизованного тестирования у выпускников.

Антонина Николаевна: «Вас беспокоят из деревни Слобода. Внук ходит в 3-й класс, раньше учился в городской средней школе №7. Там он учил английский язык, а сейчас в сельской школе – только немецкий. Он хотел бы продолжить изучать английский. Есть ли возможность в Слободской школе посещать дополнительные занятия по английскому?»

Ответ. Такая возможность обязательно будет в новом учебном году, не волнуйтесь.

Корр: «Как в этом году для школьников будет организован летний отдых?»

Ответ. Мы предложим все возможные формы занятости детей: лагеря дневного пребывания на базе учреждений образования, лагеря туристической, экологической направленности и другие. В Мозырском районе в этом году будет работать 81 лагерь. Охват детей – около 4000. Планируется сделать один лагерь круглосуточного пребывания, будем надеяться, что все получится. Это не значит, что лагеря будут работать все лето. Они будут заменять и дополнять друг друга. Здесь, конечно, важна слаженная работа всех педагогов в летнее время.

Отдел образования, спорта и туризма, комиссия по делам несовершеннолетних и другие заинтересованные службы стоят на той позиции, чтобы каждый педагог знал, где будет находиться его школьник в течение лета: за пределами города, страны вместе с родителями, у бабушек-дедушек. В любом случае, каждый ребенок должен быть под контролем и пристальным вниманием.

Кроме того, будут работать спортивные площадки, клубы по месту жительства от центров дополнительного образования: Мозырского центра творчества детей и молодежи, Мозырской станции технического творчества, Мозырского центра туризма и краеведения детей и молодежи. Уже не первый год практикуем организацию совместных с в/ч 5525 и патрульной ротой спортивно-патриотических лагерей. Это будет особенно интересно детям, которых привлекает воинская служба и работа в силовых структурах. Межведомственные лагеря будут организовываться совместно с БРСМ и инспекцией по делам несовершеннолетних в СШ №№2, 8, 15, Козенской, а также в Мозырской гимназии им.Я.Купалы.

Будет возможность организовать и трудовую занятость: пошив белья, благоустройство прилегающих к школам территорий и другое. Это даст возможность детям заработать себе карманные деньги.

– Как поощряются одаренные учащиеся?

– Награды, дипломы и подарки в учреждениях образования, спорта и туризма – это само собой разумеющееся. Кроме того, уже стало традицией в отделе образования проводить чествования олимпиадников, победителей всевозможных конкурсов. Я как педагог считаю, что детей нужно подбадривать и хвалить почаще и побольше, это им на пользу.

Пользуясь случаем, хочу поздравить уважаемых коллег-педагогов с окончанием учебного года.

В вашем труде – радость творчества, сила духа, умение переживать. От всей души желаю новых творческих свершений, профессиональных достижений, неиссякаемой энергии, душевных сил и процветания, благодарных, талантливых и успешных учеников, уверенности в завтрашнем дне, оптимизма и семейного благополучия. Здоровья, счастья, мира и добра!

Учащимся 11 класса – успешной сдачи экзаменов, централизованного тестирования, верного выбора профессии. Надеюсь, что знания, полученные в школах, помогут воплотить свои мечты в жизни.

Удачи вам, выпускники! Родителям – терпения, здоровья и благополучия. Спасибо, что вы рядом и что мы вместе!

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Фото Александра СОЛОДКОВА

Exit mobile version