Жыцце Палесся

Мозырская таксистка Ирина Кудрицкая — о пассажирах, обстановке на дорогах и профессиональном драйве

Такси зеленый огонек

Рынок труда диктует новые стереотипы о  разделении профессий на мужские и женские, а вернее их напрочь стирает.

Существуют утверждения, что главные аргументы в спорах о женских/мужских профессиях – физиологические и психологические особенности. Например, многие известные женские специальности связаны с уходом за людьми, опекой, воспитанием или обучением: достаточно рассмотреть кадровый состав любого педколлектива или лечебного учреждения. Заметим, что женскими специальности считаются из-за стрессоустойчивости, умения обращать внимание на мелочи, а также благодаря естественным навыкам женщин сглаживать углы, избегая конфликтов при общении. Например, в отрасли продаж, бухгалтерии, маркетинга, банковской сфере лидируют именно женщины. Теперь не удивишь рассказами о леди с железным характером: наравне с мужчинами наш слабый-сильный пол справляется со всеми задачами и на управленческих должностях. Наш  район в том числе богат на яркие примеры женщин-руководителей. Оставаясь обаятельными, отзывчивыми и чрезвычайно женственными, мозырские женщины управляют сложнейшим оборудованием на производстве, выполняют филигранные сварочные швы, прекрасно себя чувствуют  главными на башенном кране, отлично водят трамвай. Сегодня женщина умеет все или почти все…

С одной из таких удивительных женщин, нашедшей себя в изначально мужской профессии, с 35-летней Ириной Валерьевной Кудрицкой, водителем такси 156, мы говорим о пассажирах, обстановке на дорогах и профессиональном драйве.

«У меня два диплома с отличием, опыт руководящей должности»

– Я коренная мозырянка, училась в СШ №1, проживала по ул.Куйбышева, 55 – это мой родной дом. После окончания школы грезила о том, чтобы стать юристом, но в Гродненский университет, о котором мечтала, не поступила: хоть и сдала все экзамены на «4», этого было мало. Вернулась в Мозырь, стала студенткой коммерческого университета, специальность вы-брала «Международные отношения». Через какое-то время нас расформировали по разным вузам, я перевелась в Москву.

У меня два высших образования, дипломы с отличием, оба касаются экономики: «Бухгалтерский учет, анализ и контроль на предприятии» и «Антикризисное управление на предприятии». Владею английским языком, с удовольствием поддерживаю беседу с иностранцем. Есть опыт руководящей должности. Я начинала на кабельном производстве, увольнялась инженером по качеству. Работала главным бухгалтером,  а потом была директором автосервиса, государственного предприятия, – это было последнее мое место работы до декретного отпуска, во время которого компанию реорганизовали, управление перевели в Гомель. С маленьким ребенком на руках мне было не резонно переселяться в областной центр ради работы. И я решила все начать сначала.  Ребенка – в ясли, а сама – в службу такси. Таксую уже 3 года. Нет, я не ушла из своей профессии окончательно, в любой момент могу проконсультировать, к тому же занимаюсь самообразованием: законодательство меняется, нужно много читать, изучать  все нюансы, чтобы потом не стать профнепригодной. Возможно, со временем открою свое дело.

Думала ли о том, что сяду за руль и буду этим зарабатывать деньги? Нет, не могла себе этого представить, пока не попробовала… Иногда складываются так обстоятельства, что приходится принимать решения очень быстро. Зацикливаться на чем-то одном не надо. Если ты молод, энергичен, коммуникабелен, есть тысяча вариантов найти себя. В моем случае: я втянулась в этот  ритм и без него уже не могу. Может быть, потому что мне сложно сидеть на одном месте: встаешь в 5 утра – и вперед!

«…Эти особенные женщины»

– Пассажир – это всегда загадка. Кто садится в салон, это непредсказуемо само по себе. Всегда нужно быть на чеку. Нет,  меня это нисколько не напрягает – я знаю, как вести себя …г-м.. в любых ситуациях. В любом случае никогда не иду на конфликт, стараюсь сгладить грубость или хамство. К тому же всегда можно  остановить автомобиль, выйти. Не надо никому ничего доказывать. Если вместо приветствия, пусть оно и бывает дежурным, обычным, – хамство, грубость, сквернословие, тогда, уж, простите, вы не мой пассажир.

Самый вредный, нет, не так  – особенный клиент  – это женщина, особая их категория.  Есть те, кто в принципе ничего не делает  в своей жизни, ничего не умеет, все ей достается легко – такие  о себе высокого мнения, они считают, что мы им все должны и обязаны. Ведут себя, как правило, по-хамски.  На языке психологии  это наверняка означает самоутверждение за счет кого-то. Если у мужчин даже крайняя степень опьянения, они будут вести себя вежливее и корректнее, чем такие дамочки.

Я никогда не лезу в душу с разговорами. Если  пассажир идет на контакт, беседа будет. Разные ситуации бывают…Иногда приезжаешь на радостное событие, когда все счастливы, а иногда людей от порога морга забираешь, бывало, что приходилось открыть аптечку, чтобы привести в чувство. А потом и сама нескоро восстанавливаешься: настроение передается… Тогда беру кофе, выхожу из машины, поговорю с кем-то из близких, дорогих мне людей – водителю чрезвычайно важно выходить из таких, стрессовых, ситуаций. И еду дальше… Надо себя уметь собирать в кулак. Если  раскисать от каждой неприятности, ситуации, разговора (в день может быть и 20, и 30 заказов, а это значит и 20, и 30 людей с разной энергетикой и настроем) – домой принесешь столько негатива! А дома семья и свои заботы…

Многим нужен совет. Спрашивают, настроена ли на беседу. Есть ситуации, что и близкому не скажешь того, что говоришь незнакомому человеку, которого, возможно, больше никогда не увидишь. Это как разговор в поезде.

А, когда молча едешь, это немного напряженно. Не проронив ни слова, едут клиенты нервные, чем-то встревоженные. Может быть, человек анализирует какой-то важный для себя вопрос или вновь переживает внутри себя какую-то ситуацию – стараюсь не мешать, для них молчание в этот момент – золото.

Кто обращается чаще? На самом деле, это сезонный вопрос. Зимой  – одни причины, летом – другие. В холод мозыряне не хотят мерзнуть на остановках. Летом много заказов из-за жары, часто нужен автомобиль с кондиционером. Осенью поток заказов в детские поликлиники, больницы. Есть клиенты, которые по всему видать, имеют  скромный  доход, но отдадут последнее, только бы болеющий ребенок не стоял в непогоду на улице. А  есть люди с высоким доходом, которые демонстрируют свою скаредность, жадность.

Случалось, что человек подходит на улице и просит уехать в другой город, область. И это не редкость.

Каких больше?  Добрых. Благодарных. Я стараюсь запоминать только хорошее. Для меня все пассажиры одинаковые, не важно, проехали они один квартал или сотню километров. Это просто клиенты, которых я должна довезти до адреса в целости и сохранности, и в комфорте. Это услуга.

«Чтобы быть ближе, нужна дистанция»

– Мой режим подстроен под режим ребенка: в 7.00 дочь уже в саду, в 18.30 заканчиваю – и домой. Договорились с супругом работу дома не обсуждать совсем. Он тоже таксист. Сейчас работает  в другой фирме, раньше мы были в одной службе, но поняли, что нам это мешает. Семья дороже всего, поэтому приняли такое решение. Иногда, чтобы быть ближе, нужна дистанция…

В целом приятней работать ночью: дорога свободная, меньше пешеходов. В ночной дороге есть своя магия.

«В моей профессии нет ничего гендерного»

– Первое время пассажиры удивлялись, что за рулем такси – женщина. Сейчас нет. Есть постоянные клиенты, которые согласны ждать, пока  освобожусь от заказов, чтобы приехать по назначенному адресу. Например, это мамы, которые доверяют мне перевезти ребенка. Или мужчины, которые согласно своим религиозным предубеждениям, считают, что их жену и ребенка может везти только женщина.

Бывает, что меня просят доставить детское питание, подгузники, цветы, лекарство, даже продукты питания пожилым людям. Покупаю все за свои деньги и везу. Такого еще не было, чтобы мне не оплатили за покупку, деньги всегда возвращают! Нужно доверять. Если изначально о чем-то думать негативно, так и будет.

Был случай, когда мужчина попросил, чтобы я отогнала машину в Калинковичи: сам не мог – выпил. Таких я уважаю: пьяным на дороге не место! Ну, как не помочь в такой ситуации?

А однажды в дороге пробило колесо, как раз на заказе. Мужчина-пассажир помог перебортировать, отнесся с пониманием. Это, конечно, приятно. Хоть мне ничего не стоит снять колесо и поставить запаску – я умею, для меня это нетрудно. Раз пришел в мужскую профессию – работай на равных. Или уходи. Я раньше боялась услышать «вот, села за руль, а элементарных вещей сделать не может», поэтому отношусь к себе строго. На дороге продумываю свои шаги – все, как и в жизни. У меня все через мозг, нет спонтанности – это выработалось с годами.

Вообще, я считаю, что  не стоит гнаться за тенденцией – всем садиться за руль, получать водительские права. Если чувствуете, что  вы преграда в движении, не надо лезть в поток машин. На дороге – чужие жизни. Ответственность. Малейшая оплошность, неосторожность  могут привести к трагедии. Иногда становится не по себе, когда видишь проявления юношеского максимализма на дороге. Остановитесь! Ценнее человеческой жизни ничего нет. Машина – лишь груда металла. Сколько его можно купить? Тонны. А жизнь, здоровье разве купишь? Дорога – однозначно не для всех.  Принявших  на грудь она точно не жалует! Как и тех, кто жаждет скорости: для них существуют свои площадки… Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Полностью разделяю эту мысль.

Нормы этикета в такси

Такие правила не устанавливаются законодательно, но их соблюдение поможет вам сделать поездку более приятной и комфортной.

 «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей»: не за-ставляйте себя ждать, цените свое и чужое время.

«Доброе слово и кошке приятно»: никогда не забывайте поздороваться с водителем и только после этого можете объяснять необходимый маршрут.

«Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж…»: водитель такси не ваш личный шофер и грузчик. Если у вас много сумок, можно вежливо попросить, но никак не приказывать помочь погрузить багаж.

 «Безопасность – это процесс, а не результат»: не забывайте пристегивать ремни безопасности, даже если поездка будет недолгой. Эта простая привычка поможет сохранить вам жизнь и сэкономит деньги в случае остановки сотрудником ГАИ.

«Предупрежден – значит вооружен»: если маршрут предполагает несколько точек для остановки, важно уведомить об этом заранее. В таком случае водитель правильно рассчитает маршрут.

Важно знать при совместной поездке

При посадке в такси женщин и детей пропускают вперед. А вот выходят первыми мужчины, предлагая, если необходимо, свою помощь.

По правилам хорошего тона воспитанный мужчина не может оставить в одиночестве свою даму, поэтому садится рядом с ней, а не около водителя.

Прибыв в конечный пункт, мужчина должен оплатить поездку, выйти из машины первым и предложить руку выходящей следом за ним женщине.

Помимо общепринятых правил поведения, этикет в такси предполагает негласно принятые нормы, знать которые не будет лишним:

-если опаздывает клиент, таксист не обязан ждать его дольше, чем 10 минут. Ожидать пассажиров водитель может только в тех местах, где это не запрещено ПДД;

-если пассажиры находятся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, водитель имеет полное право отказаться отвозить их;

-клиентам запрещается перевозить в салоне какой-либо груз, который может испортить или загрязнить салон такси;

-такси – это не столовая и не бар, поэтому для принятия пищи и употребления напитков лучше поискать более подходящее место.

Помните, что вы находитесь в общественном транспорте, а потому не стоит вести себя вызывающе и хамить окружающим.

(Источник: taxigorod.by)

Ольга АРДАШЕВА,

фото автора

 

Exit mobile version