Жыцце Палесся

Декрет «О развитии предпринимательства»

Лукашенко подписал ключевой документ по улучшению бизнес-климата в Беларуси

Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 ноября подписал декрет «О развитии предпринимательства», который является ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране.

Декрет предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. При этом сохраняется минимально необходимый уровень контроля со стороны государства.

Для достижения этих целей вводится уведомительный порядок осуществления наиболее распространенных видов экономической деятельности. Их перечень определен декретом: это бытовые, туристические, социальные услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозок пассажиров и багажа, производство продукции, стройматериалов и иные распространенные виды деятельности. Таким образом, действие документа охватывает сферы, в которых сосредоточено около 95% малого и среднего бизнеса.

Теперь для занятия данными видами деятельности достаточно будет подать единственное уведомление в исполком через службу «одно окно» (допускается почтовое отправление с уведомлением о вручении) либо с помощью портала электронных услуг. На следующий день уже можно будет заниматься заявленным видом деятельности.

Декретом также утверждены общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и эксплуатации капитальных строений, изолированных помещений. Эти требования максимально систематизированы и сокращены. Они будут являться обязательными для соблюдения всеми субъектами при осуществлении экономической деятельности.

Положения иных технических нормативных правовых актов, содержащих требования в данной сфере, теперь будут носить для предпринимателей сугубо рекомендательный характер до их отмены.

Декретом максимально упраздняются административные барьеры, связанные с наличием сложных и длительных процедур, получением большого количества справок, согласований и иной разрешительной документации.

Так, предприятиям сферы торговли и общественного питания не нужно будет обращаться в исполкомы за согласованием режима работы магазинов, ресторанов и кафе. Исключение сделано только для заведений, работающих в ночное время (с 23 до 7 часов). В сфере транспортной деятельности уходит в прошлое обязательное требование об оформлении путевых листов для перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении.

Отменяются иные излишние и экономически затратные требования и ограничения для бизнеса в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли и других.

Одновременно декрет устанавливает административную ответственность руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия. В частности, за непринятие им необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия, повлекшее вредные последствия, если нет признаков преступления или иного административного правонарушения, предусмотрен штраф от 10 до 200 базовых величин.

Данная мера призвана на фоне либерализации требований повысить ответственность бизнеса за свою деятельность перед обществом и государством.

Декрет призван придать необходимый импульс развитию предпринимательской инициативы, стимулировать деловую активность граждан и в целом улучшить инвестиционный климат в стране.

В Беларуси до 2020 года не будут повышать и вводить новые налоги

Это предусмотрено декретом №7 «О развитии предпринимательства», который подписан 23 ноября Президентом.

Декретом установлен запрет на повышение налоговых ставок, а также на введение новых налогов, сборов (пошлин) до 2020 года.

Субъектам хозяйствования, занимающимся розничной торговлей через интернет-магазин, предоставлено право с 1 января 2018 года применять упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, не производится взыскание налогов с субъектов хозяйствования в случае непредставления требования об их уплате в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты. Исключение составляют случаи превышения проверяемого периода 5 лет (согласно законодательным актам), представления субъектами хозяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

Обязательные для соблюдения субъектами хозяйствования технические нормативные правовые акты (ТНПА) должны пройти юридическую экспертизу на предмет их соответствия законодательным актам и постановлениям Совета Министров. Экспертиза будет проводиться Национальным центром правовой информации. Данные ТНПА будут включаться в Национальный реестр правовых актов и официально публиковаться на Национальном правовом интернет-портале.

Совмин в течение трех месяцев должен обеспечить разработку и размещение на едином портале электронных услуг и сайте Национального агентства инвестиций и приватизации методических рекомендаций по осуществлению субъектами хозяйствования наиболее распространенных видов экономической деятельности. Такой же срок отводится для сокращения видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), которые осуществляются субъектами хозяйствования при наличии аттестатов соответствия.

Интернет-магазины смогут применять упрощенную систему налогообложения с 1 января

Это предусмотрено декретом №7 «О развитии предпринимательства».

Субъекты хозяйствования, которые занимаются розничной торговлей через интернет-магазин, вправе будут применять упрощенную систему налогообложения в порядке и на условиях, определенных главой 34 Налогового кодекса.

Документ вводит ряд других мер, которые стимулируют развитие интернет-торговли. Так, магазины больше не будут обязаны предоставлять сведения о розничном и оптовом товарообороте в Торговый реестр (до этого они должны быть отчитываться ежегодно).

Декретом также предусмотрено, что субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (исключение — случаи, предусмотренные международными договорами Беларуси).

В течение 6 месяцев на рассмотрение Президента должны поступить предложения о снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования в связи с созданием ими новых рабочих мест, осуществлением экономической деятельности на территории малых городских поселений и сельской местности, реинвестированием прибыли в развитие производства, а также об упрощении налогового администрирования. Полгода отводится и для подачи предложений о закреплении возможности уплаты налогов в иностранной валюте плательщиками, находящимися либо осуществляющими деятельность за пределами Беларуси.

В Беларуси намерены предусмотреть максимальный отказ от лишения свободы за экономические преступления

Это предусмотрено декретом №7 «О развитии предпринимательства».

Национальному центру законодательства и правовых исследований вместе с Советом Министров при разработке проекта закона о внесении изменений в Уголовный кодекс необходимо скорректировать меры ответственности за экономические преступления.

В частности, нужно предусмотреть максимальный отказ от назначения наказания в виде лишения свободы за совершение экономических преступлений. Отдельные составы экономических преступлений предусматривается перевести из категорий тяжких или менее тяжких в категории менее тяжких или не представляющих большой общественной опасности соответственно.

Кроме того, поручено предусмотреть максимальный отказ от рассмотрения в отношении экономических преступлений такого обстоятельства, как «совершение преступления группой лиц или организованной группой», в качестве квалифицирующего признака, влекущего повышенную уголовную ответственность.

Предполагается также увеличить размер крупного и особо крупного ущерба, влекущих более строгую ответственность, а также исключить использование неоднозначных и оценочных определений в уголовном законодательстве.

Минэкономики ожидает первых результатов от принятия декрета по предпринимательству в I полугодии 2018-го

«Первые результаты от принятия этого документа должны появиться уже в первой половине 2018 года», — сообщил заместитель министра экономики Дмитрий Матусевич.

Он подчеркнул, что декрет по развитию предпринимательства имеет идеологическую направленность. «Поэтому можно сказать, что он вступает в силу с момента подписания, потому что там заложены принципы, которые кардинально меняют отношение государственных органов к бизнесу. При этом декрет будет распространяться не только на малый бизнес и ИП, но также на весь бизнес», — заявил он. Замминистра уточнил, что конкретные нормы декрета вступают в силу в разные сроки: какие-то после официального опубликования, какие-то — спустя полгода.

Документом в стране введен уведомительный принцип работы, пояснил Дмитрий Матусевич.

«Этот принцип введен в нашей стране так массово впервые. Мы считаем, что это позволит более оперативно и мобильно открывать новые предприятия, производства, создавать новые рабочие места буквально на следующий рабочий день после отправления уведомления», — рассказал он.

«Кроме того, предусматривается заморозка увеличения налогов — по сути, это мораторий на введение новых налогов или других налоговых выплат до 2020 года. Также декретом предусмотрено, что изменится ответственность бизнеса и отношение к нему госорганов, органов расследования, судебных органов. Т.е. будет определена презумпция добросовестного поведения бизнесмена — на этой основе ему предоставляются широкие полномочия по определению своих непосредственных активностей, использованию или неиспользованию различных нормативных правовых актов, стандартов. При этом декретом вводится персональная ответственность руководителя в солидном размере, которая не будет касаться самого предприятия», — пояснил Дмитрий Матусевич.

Замминистра отметил, что декретом предусматривается сокращение различных общих требований в сфере пожарной безопасности, ветеринарии, санитарно-эпидемиологических норм, упрощаются отношения в строительстве — к примеру, в регистрации объектов.

Отвечая на вопрос, ожидает ли Минэкономики увеличения числа предпринимателей после принятия документа, Дмитрий Матусевич сказал, что есть плановые цифры, которые определены госпрограммой развития малого и среднего предпринимательства до 2020 года. «Мы бы хотели, чтобы доля субъектов МСП до 2020 года выросла до 40%, но данный декрет — больше идеологический, хотя и имеет прямой экономический эффект. Хотелось бы, чтобы инвестиционный климат в результате принятия этого декрета улучшился и все это максимально быстро почувствовали», — резюмировал он. Сейчас доля МСП в экономике — 25-27%.

Замминистра подчеркнул, что при разработке документа на общественное обсуждение выносились все без исключения предложения. «В этом году взаимодействие с бизнес-союзами, предпринимателями, союзами ремесленников имеют беспрецедентно высокий и очень конструктивный характер», — констатировал он.

Арушаньянц: декрет по развитию предпринимательства — результат беспрецедентного сотрудничества госорганов и бизнеса

«Декрет — это результат беспрецедентной совместной работы государственных органов и бизнеса. Со стороны предпринимательских структур все, кто был заинтересован в стратегическом развитии отрасли, приняли участие в этой работе», — заявил директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Петр Арушаньянц.

При этом Петр Арушаньянц отметил, что ключевой задачей, которая была реализована в декрете, является минимизация вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования.

«Речь идет о дерегулировании деловой среды и предпринимательской деятельности. В документе предусмотрен целый блок вопросов законодательного уровня именно в этой части — это радикальное сокращение всех требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, требований охраны окружающей среды, ветеринарии. Даже количественно нормы сократились в 10-15 раз», — пояснил он.

По мнению директора департамента по предпринимательству, принятие декрета не только приведет к серьезному упрощению деятельности, но и к снижению расходов. «Меньше требований к предприятиям — соответственно, у них меньше накладных расходов. Это позволит значительно понизить себестоимость продукции. Другие важные принципы, которые закреплены декретом, — это уведомительный порядок начала осуществления экономической деятельности, саморегулирование бизнеса, направленность работы контролирующих органов на профилактику правонарушений», — напомнил он.

Петр Арушаньянц обратил внимание, что первые результаты принятия документа будут видны уже в следующем году. «В первую очередь мы увидим результаты на более простых формах и видах экономической деятельности. В данном случае речь идет не о самом декрете, а о других нормативных актах из пакета документов по упрощению условий ведения бизнеса, которые регулируют работу агроусадьб, ремесленников. Кстати, по ремесленникам мы уже наблюдаем определенную активность. А после выхода декрета результаты будут демонстрировать в первую очередь те виды экономической деятельности, которые не требует больших капитальных затрат и трудовых ресурсов. Оживление такого бизнеса мы увидим уже в ближайший год. Дальше будет расти активность и в тех видах деятельности, для осуществления которых требуются более сложные системы управления, более сложные технологии», — заявил он.

Директор департамента по развитию предпринимательства сообщил, что конкретных прогнозных цифр по росту числа предпринимателей после принятия пакета документов нет. «Но благодаря новым нормам мы способны выполнить наш основной ориентир — достичь 40-процентной доли малого и среднего бизнеса в экономике до конца 2020 года. Это очень амбициозная задача, чтобы ее реализовать, и принимаются меры по упрощению условий для бизнеса», — констатировал он.

Декрет по развитию предпринимательства стимулирует самозанятость и снимает барьеры при открытии дела — эксперт

Такое мнение высказал член Совета по развитию предпринимательства Сергей Новицкий.

«Основные задачи — упразднение излишних административных барьеров, устаревших и надуманных требований, которые предъявлялись субъектам хозяйствования. На мой взгляд, этот документ поможет решить такие глобальные задачи, как самозанятость населения и раскрепощение деловой активности», — сказал он.

Самое главное, чему должно поспособствовать принятие этого документа, чтобы люди перестали бояться открывать собственный бизнес, считает эксперт.

«Надо этот психологический барьер сломать. Люди не должны бояться заниматься тем, что не противоречит законодательству, не наносит ущерб государству и его гражданам. Все остальное надо делать, и государство это должно полностью поощрять», — убежден собеседник.

Сергей Новицкий перечислил наиболее важные моменты для бизнеса, которые предусматривает декрет. Прежде всего это уведомительный порядок осуществления наиболее распространенных видов экономической деятельности. Например, бытовые, туристические, социальные услуги, торговля, общественное питание, перевозки грузов и пассажиров. Те сферы, где сосредоточено около 95% малого и среднего бизнеса. «Одно заявление — и можно работать. Это очень удобно», — добавил он.

Второй значимый момент — максимально систематизированы и сокращены требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, нормы охраны окружающей среды, продолжил эксперт. К примеру, чтобы открыть кафе, нужно было выполнить 19 пунктов санитарно-эпидемиологических требований. Не надо будет выполнять ни одного. Предприниматель сам заявляет о том, что его организация соответствует нормам.

Кроме этого, Сергей Новицкий отметил упразднение административных барьеров, связанных с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований, иных видов разрешительной документации. Все будет максимально переведено в цифровую форму, и необходимые документы можно получить дистанционно. «Также минимизируется количество административных процедур: будет единый перечень, открыв который, сразу станет понятно, какие процедуры надо выполнить при регистрации и осуществлении того или иного вида деятельности. Все в концентрированном виде и в одном месте, без отсылочных норм», — констатировал эксперт.

Есть еще очень важный момент: как эти документы будут исполняться, особенно в сельских и районных советах, продолжил собеседник. «Должны быть группы людей, которые смогут человеку легко и доступно объяснить, что он может делать, какие у него права и обязанности, и дать ему зеленую улицу на открытие своего дела. Это основная идеология документа», — подчеркнул он.

Эксперт также отметил, что доля малого и среднего предпринимательства, ИП, безусловно, вырастет. «Сегмент предприятий с численностью 25-100 работников должен показать наибольший рост. Он является наиболее активным, динамичным и инвестиционно привлекательным», — резюмировал Сергей Новицкий.

Методические рекомендации по применению норм декрета по предпринимательству разработают в ближайшее время

Об этом сообщил руководитель Аппарата Совета Министров, председатель Совета по развитию предпринимательства Александр Турчин.

«Основная задача сейчас — это правоприменительная практика декрета. Документ объемный, серьезный, и мы планируем подготовить методические рекомендации, чтобы всем было понятно, как исполнять его нормы», — отметил Александр Турчин. По его словам, сделано это будет в ближайшее время. Это будет совместный документ Совета по развитию предпринимательства и госорганов. «Важно, чтобы было четкое понимание и безусловное исполнение этого документа. Поэтому нам надо сделать некую квинтэссенцию всего, что написано, которая станет настольной книгой и для бизнеса, и для представителей власти», — пояснил он.

Председатель Совета по развитию предпринимательства также рассказал, что планируются выездные заседания в регионах. «Мы планируем в областях с активом бизнес-сообщества и представителями госорганов провести такие совещания, где основной из тем будет реализация норм декрета. Безусловно, это очень важно. Причем это должна быть обоюдная работа — и бизнесмен должен понимать свои права, и государственный орган, чтобы не возникало ненужных конфликтов и споров», — заявил он. Организация таких совещаний уже начинается и будет системно вестись в ближайшие несколько месяцев.

Александр Турчин напомнил, что основные нормы декрета — нормы прямого действия, поэтому так важна его правоприменительная практика.

 

Exit mobile version