Жыцце Палесся

УО «Мозырский государственный политехнический колледж» — среднее образование, профессиональная специальность, рабочая квалификация

Три в одном

Среднее образование, профессиональная специальность, рабочая квалификация – все это можно получить по окончании УО «Мозырский государственный политехнический колледж».

Путь в профессию – это не только специальные дисциплины, раскрывающие важные аспекты будущей профессиональной деятельности, но и школьные предметы. Надо ли будущему строителю, технологу, бухгалтеру обязательно знать климатические пояса, степени сравнения прилагательных, предпосылки буржуазных революций и другой материал общеобразовательной средней школы? Своим мнением делятся преподаватели колледжа, которым мы задали примерно одинаковые вопросы: с каким уровнем подготовки приходят учащиеся, считают ли коллеги школьные предметы второстепенными по сравнению со спецдисциплинами?.. И вообще, надо ли современному специалисту знать что-либо, помимо его профессии?

ОКНО В МИР

Его открывает наука география – не сомневается преподаватель этого предмета Елена Николаевна ТРУХАНОВИЧ.

«Я закончила Гомельский государственный университет им.Франциска Скорины, специальность геоэкология, и в колледже работаю с 2009 года, – рассказывает Елена Николаевна. – Ребята приходят с разными способностями, от ниже средних до высоких. Есть и талантливые учащиеся по каждому предмету, словом, все как в средней школе. В этом учебном году Владислав Люцко и Андрей Швед на втором этапе республиканской олимпиады по географии завоевали дипломы I и II степени. До этих парней призовые места занимали Николай Ребко, Евгений Зубец, Анастасия Кашко. Хочется сказать отдельное спасибо их школьным учителям, создавшим у ребят хорошую базу, привив интерес к этой науке.

Большинство ребят учит географию с интересом, хотя иногда вопрос «Зачем нам география нужна?» можно услышать. Но будущему нефтепереработчику не лишними будут знания о месторождениях нефти на территории Беларуси, что ее немного и запасы исчерпываются, поэтому требуются технологии глубокой добычи. Строителю необходимы сведения о ландшафте местности и климате территории. Экономист, маркетолог, логист – практически никто не сможет обойтись без географических знаний. Те же дачники на своих огородах вовсю пользуются данными этой науки. А последняя тема, которую проходили перед каникулами, – промышленность строительных материалов. Мы изучаем два курса: география Беларуси и география мирового хозяйства, глобальные проблемы человечества.

Любой учебный предмет, и география в частности – это элемент расширения человеческого кругозора и общей культуры. А это обязательно скажется в лучшую сторону, когда наши выпускники придут на производство, ведь производственную культуру формируют не только нормативные акты, но и общее развитие человека, его культурная и общеобразовательные составляющие».

УМЕТЬ ОБЩАТЬСЯ НЕОБХОДИМО ВСЕМ

В этом уверена Марта Викторовна ШУТЯК, председатель цикловой комиссии филологических дисциплин, преподаватель немецкого и английского языков.

«После окончания факультета немецкого языка Минского государственного лингвистического университета некоторое время работала по специальности в Мозырском педуниверсите, – рассказывает Марта Викторовна. – Потом был перерыв и возможность соскучиться по работе с иностранным языком, понять, что это мое, и мне повезло продолжить преподавательскую работу в политехническом колледже.

Наше учебное заведение всегда пользовалось авторитетом: сюда поступают сознательно, а не потому, что «после 9 класса надо куда-то пристроиться», поэтому ребята приходят мотивированные учиться. Конечно, у большинства склад ума не гуманитарный, и языки не всем даются просто, но есть настрой на учебу, в целом успевают неплохо. Также наши учащиеся должны сдавать обязательный экзамен по языку за курс 11-летней средней школы, поэтому знают, что избежать его не получится, следовательно, надо учить. Кроме школьной программы, на втором этапе обучения идет профессиональная лексика на технологическом и строительном отделениях, а на экономическом отделении изучают ино-странный язык делового общения. Это уже ближе к профессии, и мотивация появляется уже у всех: есть понимание, что иностранный язык становится средством получения значимой информации. Наша задача, чтобы этот интерес не пропадал.

Есть и кем гордиться: наши учащиеся Владислав Орлов и Алексей Игнатенко, оба с отделения машиностроения, в прошлом году заняли два первых места по иностранному языку на областной олимпиаде колледжей. Парни пришли с хорошей базой, и свой интерес к английскому языку сохраняют и развивают. Колледж ими гордится!

Приходилось слышать скептическое отношение к необходимости рабочему знать иностранные языки, хотя к моим коллегам это не относится. Есть понимание, что знание языков – это уже норма не только для обладателей высшего образования, но и практически для каждого человека. От своих знакомых слышала достаточно историй, когда на белорусское предприятие приезжает иностранец с рабочей специальностью, чтобы наладить оборудование своей фирмы, он владеет международным английским, а наша сторона вынуждена приглашать переводчиков, а это, кстати, еще и расходы.

Мое мнение: знания лишними не бывают, и на любую проблему надо смотреть шире. Ведь мы учим не только лексике, грамматике, но и умению находить информацию и работать с ней. Знание иностранного языка – это ключ к новым данным, значительное расширение своих возможностей.

Я отметила бы и такой важный аспект: на уроках иностранного языка ребята учатся общаться друг с другом. Общение – это действительно роскошь, люди его ищут, но часто не могут установить контакт для полноценной беседы. Нет умения общаться: приветствие, как начать разговор, выбрать правильные слова – это и в родном-то языке для многих проблема…

Учиться общаться нужно всем, для наших будущих специалистов это еще и ключ к умению налаживать сотрудничество в любом коллективе и с любыми партнерами…»

 

ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ШКОЛЕ

Именно так знают химию выпускники колледжа, считает преподаватель Наталья Владимировна САЯПИНА.

«Учительница химии в СШ №12 Нелли Павловна Каратаева была моим классным руководителем, и во многом благодаря ей я выбрала эту специальность, – признается Наталья Владимировна. – Окончила химфак БГУ и сразу пришла в образование, работала в СШ №6 в течение 15 лет, а когда в колледже открылась эта специальность, то получила приглашение прийти на новое место работы.

Произошла не только смена обстановки, что всегда стресс, но и смена деятельности, потому что в учебной программе колледжа присутствует профессиональный компонент, помимо общеобразовательного, а это гораздо больший охват химических знаний, умений. На специальности переработка нефти и газа веду дисциплины неорганическая, физическая, коллоидная, аналитическая – словом, все химии, какие у нас есть.

Пришлось вспомнить все, чему сама когда-то училась и делала на лабораторных работах. Ученики везде одинаковы, разные и талантливые, а работать хорошо надо везде, и в школе, и в колледже. Одно из направлений работы – подготовка учащихся к олимпиадам, и за 8 лет моей работы каждый год есть разное количество дипломов на районном и областном этапах республиканской олимпиады.

По моим наблюдениям, особый интерес к науке химия у ребят появляется на 3-4 курсах, когда они побывают на практике, увидят производство, начинают конкретно представлять свою специальность. И знания по химии благодаря специальным дисциплинам у них гораздо шире, чем у школьников.

Есть примеры, когда после колледжа продолжают учебу в вузах на факультетах, связанных с химией, запас знаний позволяет. И на заочное обучение они идут, как правило, на сокращенный курс. Недавно прошла конференция, организованная ОАО «Мозырский НПЗ»: приезжали представители ведущих технологических вузов страны, было приятно от них слышать, что у наших выпускников великолепная подготовка и база. Добавлю, что в каждой олимпиаде есть практический тур, на который в школе элементарно не хватает часов, но у нас на специальности переработка нефти и газа очень много часов отводится на практические лабораторные работы, когда отрабатываются именно умения проводить различные химические операции.

Думаю, нет необходимости доказывать кому бы то ни было важность изучения этой дисциплины. Химия – это наша еже-дневная работа и жизнь».

ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!

Таким должен быть настрой современного специалиста, приходящего на производство, выражает свое мнение Олеся Олеговна КЛИМОВА, заместитель директора по учебно-методической работе.

– Школьные предметы мы преподаем с целью не ограничить наших учащихся, а впоследствии выпускников, в поступлении в высшие учебные заведения. Это, во-первых. Во-вторых, ряд школьных предметов переходит в разряд спецдисциплин. Основы химической технологии, основы электротехники, техническая механика, строительные конструкции – эти и другие дисциплины просто невозможно изучать с нуля, не имея базы по математике, химии, физике…

Надо помнить, что все дисциплины взаимосвязаны. На первый взгляд, в профтехобразовании не нужны гуманитарные науки, но они учат мыслить, грамотно, доступно, толково излагать свои мысли, уметь выделять главное, составлять план действий и многое другое, что необходимо как простому рабочему, так и руководителю.

Мы наравне со школьниками участвуем во всех предметных олимпиадах и конкурсах, связанных с профилем нашего колледжа. Ведется широкая научно-исследовательская работа с участием в различных конкурсах и конференциях.

К нам приходят ребята, уже определившиеся со своей будущей профессией, выбравшие сферу своей деятельности, – проходные баллы у нас достаточно высокие. Поэтому есть хорошая мотивированность, чтобы прилежной учебой повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Это и первый шаг во взрослую жизнь, ответственную и самостоятельную.

Важная цель любого обучения – это не просто дать определенный багаж знаний, но и воспитание: будущий специалист должен не только иметь высокую квалификацию, но и быть достойным гражданином своей страны, вести здоровый образ жизни, постоянно работать над повышением своего профессионального и культурного уровня. Следовательно, нет «ненужных» предметов и наук.

Дмитрий КУЛИК

Фото Александра СОЛОДКОВА

Exit mobile version