Артист – это донор. Именно донор, который отдает себя, не требуя вознаграждения. Сергей Довлатов.
Позвольте представить: Елена Федоровна Прокопова, артистка драмы высшей категории Мозырского драматического театра им. И. Мележа. Личность яркая и неординарная, влюбленная в свою профессию и в театр, посвятившая искусству всю себя без остатка. Она живет своими ролями, своей профессией. Да-да. Никогда не играет, а именно живет. В ней столько умещается эмоций, характеров, героев…
Аплодисменты! Слово Елене Прокоповой!
До недавнего времени была уверена, что моя театральная история началось со школьной скамьи. Оказалось, нет. Все началось намного раньше, еще до моего появления на свет. Мама моя родом из деревни Водовичи Калинковичского района. Деревня эта находится неподалеку от Глинищ, родины Ивана Мележа. А папа в школьные годы играл Евхима в ученическом спектакле «Люди на болоте». Вот такие неслучайные совпадения!
После школы решила поступать в Витебский технологический, потом в Минский финансово-экономический техникум. Мысли не допускала, что что-то может у меня не получиться! Но, видимо, высшая математика – не моя судьба. Мама подруги пристроила нас на фабрику художественных изделий. А рядом – театр! Мне очень хотелось попасть в его стены. Очень-очень! Прямо вот зайти с центрального входа… и остаться!
Одновременно я занималась в театре «КомИкс» при Городском дворце культуры у Валентины Герасимовой, не пропускала занятий у Нины Дубравы в «Кордебалете», совмещая современные танцы с бальными. Причем если всем участникам достаточно было двух часов занятий, Прокоповой Лене нужны все четыре! Да и сами руководители этих коллективов являли собой образцы неуспокоенных, находящихся в постоянном развитии, поиске и совершенствовании творческих лидеров: танцевальные номера «Кордебалета» в постановке Нины Васильевны и сегодня являются ярким украшением концертных программ любого уровня. Везет мне на встречи с необыкновенными людьми!
В лихие 90-е от экспериментального театра «Верасень» отделяется группа неравнодушных, активных парней и девушек с целью создания собственного театра, в духе своего времени. Так при ДК ОАО «Мозырский НПЗ» начинает работу театр-студия «Натхненне». И я с легкой руки Валентины Герасимовой оказываюсь там. Рядом интересные, отчаянные ребята, не боящиеся творческих исследований и риска. Мы пытаемся ставить спектакли, создавать фильмы. Показываем детские спектакли на прогулочном теплоходе. Покоряем Польшу! Организовываем съемки в Мариуполе! Но спустя пару лет снова вливаемся в театр «Верасень».
История профессионального театра писалась у меня на глазах. Я видела его рождение. Наблюдала, как труппа наполняется профессиональными актерами. В 1999 году приходит новый режиссер – Роман Матвеевич Цыркин. Постепенно сбывается и моя сокровенная мечта: я поступаю в Белорусскую государственную академию искусств, заканчиваю ее в 2006 году. Сама судьба все время толкает меня в спину, направляет, не разрешает допускать ошибок. Исполняется, казалось бы, неисполнимое.
Благодаря режиссерам, с которыми мне повезло работать, ролей у меня много, интересных и достойных. Я люблю всех своих темпераментных, задорных, ярких, эмоциональных героинь. Люблю свою Хануму! Спектакль этот любила с самого детства! Даже не мечтала, не представляла, что посчастливится в нем играть.
Что хочу сыграть? Да все! Даже Снегурочкой была один раз. Так себе получилась внученька. Ну, не добрая я фея… Голос у меня громкий, командный. Совершенно не волшебный. А вот Снежная Королева или Колдунья – очень даже!
Были попытки сниматься в кино, в фильме «Чернобыль». Участвовала в пробах. Кино – тоже интересный труд! Я вообще за любой креативный «кипиш»!
Занятия танцами сослужили мне хорошую службу. Люблю танцевать до сих пор. Мне кажется, что у меня неплохо получается ставить танцы для спектаклей. Никогда трафаретно не переношу известные танцы на сцену, стараюсь создавать нечто новое, адаптируя уже известную хореографию к обстоятельствам. Это непросто – найти способ вплести хореографию в действие гармонично, чтобы она не выглядела чужеродно, не смотрелась отдельным номером, а была частью целостного полотна; чтобы актеры справились с поставленной задачей (тут нужно учесть талант и возможности каждого). Считаю, что актриса-балетмейстер – это удачное сочетание. Я вижу картинку и изнутри, и снаружи! Но самое главное – нужно понять, чего именно хочет режиссер.
С Романом Матвеевичем Цыркиным у нас хороший тандем, работать в котором легко, приятно и понятно. Мы на одной волне. Сотрудничеству этому уже 20 лет. Роман Матвеевич –
интересный режиссер, порой непредсказуемый. Спектакли у него всегда хорошие, необычные, актуальные. Репетиционный период всегда захватывающий. Это такая экстремальная езда с препятствиями по неизвестному маршруту! Важное ее преимущество – это всегда увлекательное, веселое занятие. На репетициях много смеемся, подшучиваем друг над другом. Мы ведь большая творческая семья. Все разные. И все по-своему сумасшедшие. На сцене постоянно рвем свои души, трансформируясь из одного своего героя в другого. Разве нормальный человек пойдет на такое самоистязание?
Хочется пожелать нашему театру скорейшего возрождения того особенного театрального духа, который был утерян вместе с нашим родным домом. Пусть работа нас захватывает, увлекает и не отпускает. Хочется, чтобы в нашем репертуаре были спектакли, на которые зрителям хотелось бы приходить вновь и вновь. Хочется заряжаться от присутствующих в зале положительной энергетикой и дарить взамен неподдельные эмоции. Хочется вернуть в театр зрителей! И приобрести новых! Хочется, чтобы каждого пришедшего волновала та особенная, неповторимая, ни с чем не сравнимая атмосфера и магическая аура, которая обязательно поселится в стенах Мозырского театра. Какое счастье – работа на родной сцене! Теперь все будет по-другому!»
Записала
Татьяна ИВАНОВА, руководитель литературно-драматургической части
ГУ «Мозырский драматический театр имени И. Мележа».