Жыцце Палесся

Невысокие отношения. Разбираемся, что толкнуло мозырянку на убийство своего мужа

Вынесен приговор по факту убийства 10 апреля в доме на улице Кеника.

Каждый раз, когда жена убивает мужа, одна из первых версий – не выдержала издевательств и насилия, вот и схватилась за нож. Но все оказалось намного прозаичнее и не менее страшнее и угнетающе.

Итак, жила многодетная семья: жена, 1994 г. р., муж, 1986 г. р., и шестеро детей. Муж трудился по рабочей специальности, жена сидела дома – все-таки последний ребенок родился год назад, положен отпуск. А еще государство платит приличные детские пособия, поэтому заниматься собой, своим образованием и бороться за место под солнцем, делая хоть какую-то карьеру, нет необходимости. Плюс помогали финансово родители погибшего – в ходе судебного разбирательства выяснилось, что деньги мамой расходовались, говоря официально, нецелевым назначением. Масса свободного времени, которое надо чем-то занять, и тут на помощь приходят подруги и спиртное – без него разве душевный разговор получится?

Считается, что для проверки дружбы надо оказаться в экстремальной ситуации, когда «парня в горы тяни, рискни…», но в повседневной жизни намного точнее простой тест – это когда друг не станет тебе кричать: «Пей до дна!».

Вот и накануне рокового дня обвиняемая не ночевала дома – очередная встреча с подругами, дети были с отцом. Домой пришла на следующее утро, кстати, была Родительская суббота. В гости пожаловали две подруги, одну из них отправили за бутылкой водки, потом пришел муж с тремя банками пива – все угостились. Был уже слегка навеселе (позже анализ покажет 2,8 промилле алкоголя в крови), сели выпивать вместе. По отзывам подруг, погибший, «когда трезвый – золотой человек, но как выпьет – начинает скандалить на почве ревности». Что ж, если жена дома не ночует, то пусть не оправдать, но понять можно.

Что происходило дальше – показания разнятся, но общая картина нравов рисуется очевидно. Обстановка начала накаляться после того, как хозяин выпил рюмку водки, предназначавшуюся гостье. Вспыхнула ссора с легкой потасовкой и оскорблениями, которая то затихала на перекур, то вновь возобновлялась. Обвиняемая звонила родителям, чтобы угомонили сына, но там посоветовали разбираться самим. В ходе ссоры сначала сломал швабру, ударив ею жену, потом, по ее словам, разбил у нее на голове трехлитровую банку с водой, по другим показаниям – просто кинул в ее сторону, потому что соответствующих телесных повреждений не отмечено. В итоге женщина взялась за нож и нанесла два удара в область живота. Мужчина ушел в другую комнату, где его потом и обнаружили лежащим на полу. Слишком поздно…

Один из моментов, в котором разбирался суд: когда наносились удары – в момент драки или после нее. Есть много примеров различия женской и мужской психологии, у криминалистов оно следующее: мужик ударит пару раз ножом – и пошел тело прятать, а женщина нанесет десятки ножевых ударов – сядет рядом и плачет. Здесь нож просто оказался под рукой – это могла быть и сковородка, и скалка, и вилка. Всплыл и такой факт: раньше супруга уже наносила покойному подобные увечья консервным ножом. В этот раз дурацкая манера в любой непонятной ситуации размахивать острыми предметами стала роковой. Тем более что в этом не было необходимости: согласно показаниям, погибший взялся выпроводить подруг, за которых решила вступиться его жена. Кстати, ее анализ потом покажет 2,7 промилле алкоголя – и это на выдохе. В крови явно больше.

Приговор суда: 10 лет колонии общего режима (приговор не вступил в законную силу и может быть обжалован) – строгий и усиленный режим для женщин не предусмотрен.

Вопросы, вопросы…

В подобных трагедиях всегда возникает еще советское восклицание: «Куда смотрела общественность?!» Во-первых, дом еще не полностью заселен. Во-вторых, для многих семей ругань – это просто такой способ общения. И если жена регулярно рожает детей – трое последних малышей родились в 2018, 2019, 2020 годах, – то разве есть повод для переживаний? Различные комиссии, по словам обвиняемой, приходили регулярно, но нарушений не находили: «Холодильник всегда был полон…»

Не будем скрывать, это происшествие стало еще одним аргументом для сторонников мнения «понарожают детей, государство им – все льготы, а они потом вытворяют не пойми что…». И тут есть над чем подумать: готового рецепта не предложим, но соображения выскажем.

Все-таки, анализируя ситуацию с проблемными многодетными семьями, должны отметить, что случаев, когда «жила, к труду привычная, девчоночка фабричная…», а потом родила тройню, получила солидное пособие и покатилась по наклонной плоскости, нет. Система ценностей закладывается до создания семьи, и при правильных жизненных установках детей в хорошем смысле тянут мамы и с двумя дипломами, и с неполным средним образованием, и с изящными манерами, и грубоватые в общении. А когда будущая мама, как наша обвиняемая, уже в 17 лет попадает в поле зрения правоохранительных органов за употребление спиртного, то сложно ждать светлого семейного будущего.

Сегодня в дискуссиях в соцсетях в порядке вещей встретить ехидный аргумент: «Ну так у нас же социально ориентированное государство!» Поэтому если не всё, то многое, должно быть бесплатно. А деньги на это «бесплатно, потому что нам положено!» берутся из неких умозрительных «закромов Родины». Вот только чтобы кому-то что-то отдать (в данном случае на поддержку многодетных семей), надо у кого-то нечто забрать. Беларусь не нефтяной эмират, поэтому деньги из труб не сыплются. И «закрома Родины» находятся, в том числе и в наших карманах. Уже прошло, например, сообщение, что некоторые вузы страны поднимают плату за обучение, да и бюджетных мест в высших учебных заведениях становится все меньше – и это только один пример.

Поймите правильно: не жалко отдавать деньги, когда они идут на благое дело, дают отдачу, приносят результат. Но в данном случае государство сначала потратило средства на то, чтобы помочь многодетной семье, создав условия для жизни и развития, а теперь потратит еще больше, чтобы обеспечить достойную жизнь детям непутевых родителей, которые к решению этой задачи приступать явно не собирались. Опять же сегодня среди неплательщиков за коммунальные услуги весьма приличный процент многодетных семей: по признанию специалистов «не для протокола, а для души», практически все «не платят внаглую». Интересно, умники-комментаторы, гася чужие долги, и дальше будут блистать остроумием про «социально ориентированное государство»?

В 80-е годы в СССР регулярно критиковали Штаты за «рейганомику», одним из пунктов которой было снижение расходов на «социалку». Дескать, «на этом маленьком примерике судите сами об Америке». Но подход американских экономистов был прост: «Конечно, негритянка с младенцем на пособии выглядит как каноническая Мадонна, но, может, ей лучше бы пройти переподготовку и получить профессию и работу?» И в итоге начался рост экономики.

Мы уже говорили, что у нас нет конкретных рецептов. Разве что вспомнилась давняя история, когда в СССР долгое время звание «Мать-героиня» присваивалось просто при наличии 10 детей, не обращая внимания на их образ жизни. А потом, оценив ситуацию, когда деньги законно получали целые семейства тунеядцев, алкоголиков и уголовников, внесли коррективы. И сегодня, например, в России для получения соответствующей награды, дающей массу льгот и привилегий, надо выполнить множество условий. В их числе, помимо стремления образовывать вместе с детьми социально ответственную семью, как отец, так и мать должны доказать наличие длительного трудового стажа и совершение работодателем всех необходимых отчислений во внебюджетные фонды и налоговую службу. А также никаких штрафов ГИБДД, никаких задолженностей оплаты ЖКХ и, конечно, никаких судимостей быть не может, как и учета по делам несовершеннолетних. И это только малая часть всех требований.

Дело деликатное и сложное, но, возможно, стоит и нам постепенно вводить свою систему бонусов, а также их отсутствия, для многодетных семей. Может, тогда появится понимание, что детей мы рожаем для себя и своей радости, а не для шантажа государства, и в итоге нас с вами, социальными обязательствами.

Дмитрий КУЛИК.

Exit mobile version