Учреждение «Зональный государственный архив в г. Мозыре» хранит в оцифрованном виде документ «Акты расследования злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками против советских граждан при оккупации Мозырского района. Начато 16 декабря 1944 г. – окончено 15 января 1945 г.». Эти 112 листов собранных свидетельств и отчетов стали итогом работы «Полесской областной комиссии содействия в работе чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и учету причиненного ими ущерба по Полесской области, БССР».
Мы рассказывали о трагедии д. Казимировка, сожженной вместе с жителями. К сожалению, эта деревня не единственная полесская сестра Хатыни. Вот только некоторые отчеты комиссии (орфография сохранена).
Каменка
«В июне месяце 1943 г. 23 дня немецко-фашистские войска на автомашинах и мотоциклах рано утром цепью окружили д. Каменка, ворвались в нее, наделали паники, народ, проснувшись, испуганный бежал куда попало. Немцы стали забирать скот: коров, овец, свиней, кур и другой скот в одно место. Весь народ стали собирать и сгонять к сельсовету. Начали грабить население, вещи, хлеб погрузили на автомашины и отправляли. После чего ходили по деревне и выбивали в домах окна. Весь собранный народ и скот отправили на д. Бобры Мозырского района, а деревню зажгли, в результате чего сгорело 105 домов. Население более 300 человек мужчин, женщин, стариков, детей пригнали в д. Бобры, загнали в сарай, стали забивать ворота для того, чтобы не вышли, и хотели поджечь, чтобы народ сгорел живым. Держали народ более 3 суток голодным. Позже из г. Мозыря прибыл немецкий начальник. Народ весь выпустили, сделали сортировку, молодые семьи отобрали в одну сторону, стариков – в другую. Старики были отпущены по домам, а молодые – более 35 семейств, 170 человек, – отправлены на станцию Мозырь для отправки в Германию в немецкое рабство… В то же самое время по д. Каменка немцы убили 4 человека за попытку побега…»
…Еще римляне говорили, что «Благодеяние разбойника – не убить». Сегодня в ряде, скажем так, весьма странных сериалов о войне популярен образ «благородного эсэсовца», который «воин, а не палач», поэтому мирное население, которое оккупировал, жалеет и даже заботится о нем. С этой точки зрения Каменке, несомненно, «повезло»: «всего лишь» сожгли дома, погибло «только» 4 человека, а молодых, крепких, здоровых белорусов угнали в Германию – рациональный немецкий начальник принял «здравое» решение.
Мелешковичи
Наши читатели в своих отзывах про д. Казимировка упоминали и о трагических событиях в д. Мелешковичи. Читаем архивные свидетельства.
«24 марта 1943 г. немецко-фашистские войска пытались уничтожить д. Мелешковичи путем поджога, а народ – путем расстрела, где была оцеплена вся деревня, но благодаря тому, что население и весь народ был ушедший в лес, и деревня была совершенно пустая, сжигать немцы не стали. На протяжении периода с 24.03.43 по 24.07.43 деревня оцеплялась и окружалась десятки раз, но народ дома не проживал, и только сжигались партизанские дома. Немецкие войска, солдаты уговаривали народ, чтобы выходили из лесу и проживали дома, чтобы лучше было для них окружить и уничтожить деревню вместе с населением… 24 июля 1943 г. немецкие войска приехали в д. Мелешковичи, цепью охватили всю деревню, ворвались, открыли оружейно-пулеметный огонь зажигательными пулями. Подожгли всю деревню, в результате чего сгорело 370 домов со всеми холодными постройками. В то время были пойманы на улице граждане, которые пытались бежать в лес. На месте были расстреляны 10 человек, например, Яков Суханицкий, Кирилл Каченя и другие, остальные граждане (58 человек) были пойманы в лесу и расстреляны. Всего по д. Мелешковичи были расстреляны 68 человек. По приказу немецких властей была проведена мобилизация населения мужского и женского пола (116 человек) в Германию на каторжные работы…»
Прудок
Жители этой деревни жили в постоянном страхе и ужасе из-за деяний оккупантов. Только несколько фактов.
«18 июня 1942 г. немецкие войска оккупировали д. Прудок. По приказу высших немецких властей была создана комиссия и произведен телесный осмотр граждан мужского и женского пола для отправки в Германию на каторжные работы, всего было отобрано 30 человек…
В августе 1942 г. за партийную принадлежность и скрытие партизанских и еврейских семей было забрано немецкой жандармерией в тюрьму 5 человек, где и были расстреляны. В июле 1943 г. граждане Родион Васильевич Чурило, Григорий Мельник работали в поле, пахали землю. Двое немецких солдат ехали верхом, подъехали к ним, отвели от лошадей на 50 метров и в упор из винтовок расстреляли. В этом же месяце были расстреляны без всяких причин 2 женщины, шедшие из д. Прудок в д. Каменка. В декабре 1943 г. комендантом деревни публично была расстреляна девушка Лидия Васильевна Пашковская, 1925 г. р., за то, что опоздала на 5 минут на работу… 10 июля 1943 г. были забраны немецкой жандармерией два старика – Данил Андреевич Пашковский, Андрей Левкович Лемба. Забрали в тюрьму г. Мозыря и там расстреляли за то, что передали партизанам воды и хлеба. Всего расстреляно ни в чем не повинных граждан по д. Прудок 23 человека.
В январе 1944 г. перед отступлением немцы специально обливали жилые дома и холодные постройки керосином, поджигали для того, чтобы лучше видеть в ночное время передвижение частей Красной армии и партизан. Всего сожжено 26 домов и все колхозные постройки…»
Трагические цифры
В своей докладной записке от 19 апреля 1944 г. в Полесский обком КП(б)Б об ущербе, нанесенном Мозырскому району немецкими оккупантами, начальник УНКВД Полесской области Л. И. Марат приводит следующие данные: «Из 53 школ, насчитывающихся в районе до оккупации, осталось только 5 начальных школ, остальные сожжены. Общественные постройки и дома колхозников уничтожались подряд, в нередких случаях вместе с жителями. Только в Скрыгаловском сельсовете уничтожено 886 жилых домов и построек…»
Здания, дома, сооружения – всё это можно восстановить и отстроить, тем более что трудолюбия белорусам во все времена было не занимать. Но как вернуть людей?!
Снова цифры отчета: «1318 человек деревенской молодежи угнано в Германию, а всего по району – 1823 человека. Деревни Буда и Казимировка сожжены вместе с находившимся в них населением, в д. Костюковичи Слободского сельсовета немецкие оккупанты бросили живыми в 4 колодца 146 человек. В числе погибших семья 75-летнего жителя деревни Тимофея Кузьмича Кастевича в составе жены Пелагеи, сына Николая и 5 детей в возрасте от 5 до 14 лет…» Как мы видим, сожжение заживо гражданского населения было не единственным способом расправы с мирными гражданами любого возраста.
«Всего немцами по неполным данным уничтожено по Мозырскому району 1263 человека…» В списках погибших и угнанных все узнаваемые мозырские фамилии, которые сегодня есть в каждой школе и на каждом предприятии: Шоба, Мицура, Кунгер, Шумак, Астрейко, Бобр, Артюшенко.
«В каждой нашей семье с нами малые дети Хатыни…» Не только Хатыни, но и каждой мозырской и белорусской деревни, сожженной в годы Великой Отечественной войны.
Дмитрий КУЛИК.