Любимая тактика США: сначала проявить враждебность и агрессию, а затем обвинить жертву, мол, сама виновата. Найдет ли Китай управу на геополитического абьюзера? Разбираемся вместе с © Правда Гомель.
За гранью дозволенного В мировой политике сейчас стало популярным выражение «красные линии» – то есть грани, переход оппонента за которые та или иная страна считает посягательством на свой суверенитет и воспринимает как экзистенциальную угрозу. Для России такой чертой было возможное вступление Украины в НАТО и размещение на ее территории ракетных комплексов. В этом случае подлетное время боеголовок до Москвы сократилось бы до семи минут, а в варианте гиперзвука – до пяти. Президент России Путин на протяжении многих лет неоднократно указывал на это западным партнерам и предлагал приемлемые пути решения проблемы. Однако услышан не был. Более того, англосаксы еще активнее принялись накручивать Украину на вступление в НАТО. Итогом стало начало 24 февраля специальной военной операции. Для Пекина «красной линией» выступает тайваньский вопрос. Согласно принципу «одного Китая» Поднебесная считает Тайвань своей провинцией, и любая страна, которая без согласия официального Пекина посещает остров, демонстрирует неуважение к суверенитету КНР. Наносит дипломатическую пощечину. Что, собственно, и сделали США.
Впрочем, здесь важны не только политический или имиджевый пласты, весомую роль играет проблема безопасности. До окончания Второй мировой войны Тайвань принадлежал Японии. На острове находились аэродромы, с которых самураи устраивали налеты на Китай, десантировали карательные отряды. Так что теперь Пекин просто не может позволить оторвать от себя Тайвань и разрешить устроить там милитаристский форпост США или Японии. Это угроза существованию самого Китая.
Понимая всю серьезность ситуации, тайваньцы робко пытались отговорить Пелоси от визита или хотя бы перенести его. По крайней мере, такая информация просочилась в прессу. Однако спикер Палаты представителей Конгресса США была непреклонной. Она настояла на своем, заявив, что «хочет совершить что-то историческое».
В общем, американцы прощупали «красные линии» Пекина и убедились, что китайцы психологически не готовы к вооруженному конфликту. Однако сильно радоваться Штатам не стоит. Как намек им две пословицы. Русская – хорошо смеется тот, кто смеется последним. И китайская – вылитую воду трудно собрать.
Сила рычагов
Как от китайских санкций начал страдать Тайвань, я уже рассказывал в прошлом выпуске «Политической карты» («ГП» за 6 августа). К этому можно добавить, что за три прошедших дня Пекин еще больше нарастил военную группировку близ острова, расширил акваторию учений, чем обеспечил практически полную блокаду Тайваня. В аэропорте Тайбэя отменены авиарейсы, не могут выйти из портов торговые суда, что чревато катастрофическим проседанием экспорта, а значит, и уровня жизни островитян. На этом фоне мудрый Китай объявил о продлении учений: ракетных – до 15 августа, морских – до 8 сентября. Тонкая работа.
Для США Пекин также приберег целую серию чувствительных инструментов. В политической плоскости – это укрепление сотрудничества с Россией, отчего в Вашингтоне начинается зубовный скрежет. Штаты ведь пытаются проводить политику изоляции Москвы на международной арене. А Китай теперь уж точно к ней не присоединится. Напротив, он наращивает взаимодействие с Россией, прежде всего увеличивая покупку углеводородов. Американцы этим крайне недовольны.
Кроме того, Пекин уже заявил, что может пересмотреть свои отношения со странами G7 в ответ на их ошибочную позицию по тайваньскому вопросу, выразившуюся в резкой критике руководства Поднебесной.
Дальше – больше. Экономическая сфера: китайская компания CATL – основной производитель литийионных аккумуляторов – заявила, что откладывает строительство своего завода в США.
В проект планировалось вложить ни много ни мало 5 миллиардов долларов. Его запуск позволил бы создать около 10 тысяч новых рабочих мест и значительно удешевить производство электромобилей, в том числе Tesla. Откладывать стройку китайцы могут хоть до бесконечности. Нормальный такой удар под дых американской экономике.
Другой зубодробительный рычаг – литий. Основные мировые залежи этого металла находятся за пределами Поднебесной, однако просто добытую руду в технику не вставишь. Ее нужно переработать, а это сложно. Создание подобного производства – дело хлопотное, долгое и очень затратное. С десяток лет назад китайское правительство серьезно вложилось в сферу, и теперь контролирует 80% мировой обработки лития. Вот краткий список отраслей, которые зависят от поставок этой позиции: производство смартфонов, ноутбуков, бытовой техники, электромобилей, стекла (частично пропускающего ультрафиолет), изготовление керамических изделий, а также металлургия и ядерная энергетика.
Еще одна крайне важная статья американского импорта из Китая – редкоземельные металлы. Они также нужны в большом количестве отраслей: машиностроении, химической промышленности, атомной энергетике, радиоэлектронике, приборостроении, металлургии. На Поднебесную приходится до 70% мирового производства РЗМ, так что зависимость США по этому пункту более, чем высокая.
Просело и китайско-американское сотрудничество в гуманитарной, военной, юридической сферах. Пекин уже приостановил общение с Вашингтоном на темы борьбы с наркотрафиком, международной преступностью, незаконной миграцией, изменением климата, заморозил диалог на уровне военных командований, отменил встречи представителей Минобороны КНР и США. Пентагон на днях даже с обидой сообщил, что не может дозвониться до китайских военных, они элементарно не берут трубку.
Ну и вишенка на торте – Пекин ввел персональные санкции в отношении Нэнси Пелоси и членов ее семьи. Они предусматривают заморозку активов спикера на территории Поднебесной, а также запрет на посещение страны. Что интересно, подобные меры действительно болезненны для Пелоси. Ее муж и сын владеют компанией с регистрацией в Гонконге, которая инвестирует в том числе в тайваньского производителя чипов и полупроводников. Теперь счета этой конторы заблокированы, что может подвигнуть партнеров заставить семейство Пелоси продать свои доли в компании.
Внешнеполитический алкоголизм США
Впрочем, финансовые проблемы спикера волнуют американцев куда меньше, чем свои собственные. Там все чаще задаются вопросом, зачем США вместо спасения национальной экономики тратят миллиарды на вооружение Украины, войны по всему миру, создание и поддержание угроз Ирану, КНДР, Кубе, и вот теперь затеяли крупную ссору с Китаем. Журналист Дуг Бэндоу прямо назвал Байдена «внешнеполитическим алкоголиком, который никак не может насытиться вмешательством в дела других стран». Притом что государственный долг США – 30 триллионов долларов, и это свыше 100% ВВП.
Первым почуял неладное американский бизнес. Компания Mars на всякий случай извинилась перед Китаем за то, что в одном из рекламных роликов назвала Тайвань страной
Все больше у американцев вопросов и к возрастному составу политического руководства. Напомню, Джозефу Байдену уже 79 лет, Нэнси Пелоси – 82, лидеру демократического большинства в Палате представителей Конгресса США Стени Хойеру – 83, лидеру демократического большинства в Сенате Чаку Шумеру – 71, второму по рангу демократу Сената Дику Дурбину – 77. Могут ли они полностью отдавать себе отчет в проводимой политике? К слову, ни один из генсеков СССР не управлял страной в 79 лет, хотя диссиденты в Союзе активно насаждали миф о дряхлости и немощности политбюро в противовес молодости и энергичности американской верхушки. Забавно повернулось колесо истории.
Многополярный мир
Что касается геополитических последствий визита Пелоси на Тайвань, они уже налицо. Начинается стратегическое сближение Китая и России. Глава МИД Поднебесной так и сказал коллеге Сергею Лаврову: «Наши страны не только поддерживают друг друга, но и являются защитниками мира и справедливости на международной арене». Будет расширено взаимодействие и в рамках Шанхайской организации сотрудничества, где Россия и Китай являются так называемой Большой двойкой – центрами притяжения для других стран Евразии.
В то же самое время очевидно: действующие союзники США по мере сил игнорируют указания из Вашингтона. Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль не стал встречаться с Пелоси после ее прилета на Тайвань, сославшись на отпуск. При этом в период визита спикера он был в Сеуле, но решил не отрываться от просмотра театральной постановки.
К тому же ни одно из государств Восточной Азии, за исключением Японии, не осудило масштабные китайские учения близ Тайваня. Хотя США этого требовали.
Наоборот, более ста стран мира, включая Беларусь, выступили в поддержку территориальной целостности Китая. Вот он, новый многополярный мир. И Штатам придется с ним смириться.