Жыцце Палесся

Забыть – значит предать. О геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны — на примере Мозырского района

Вторая мировая война – самая кровавая страница в мировой истории. Это война, в которую было вовлечено 80 % всего населения земного шара. Война, отнявшая до 70 миллионов человеческих жизней. Война, оказавшая и оказывающая громадное влияние на дальнейшее развитие всей цивилизации, формирование нового миропорядка.

Неизменным для нас остается понимание того, что именно в ходе Великой Отечественной войны как части Второй мировой благодаря великому героизму советского народа, Советской армии и всего гражданского населения произошел основной перелом военных действий, стало возможным победить и уничтожить главного врага цивилизованного мира – нацизм.

К сожалению, в последние годы отчетливо видна тенденция к ревизии и фальсификации событий войны как отдельными специалистами, так и на самом высоком международном уровне.

Так, например, 19 сентября 2019 года Европейский парламент принял резолюцию «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы», в которой было высказано осуждение Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом и Договора о дружбе и границе между СССР и Германией, которые, согласно резолюции, «поделили Европу и территории независимых государств между двумя тоталитарными режимами, что проложило дорогу к началу Второй мировой войны».

Сейчас важна борьба с искажениями фактов, событий и результатов военных действий, сохранение исторической справедливости.

О том, что сейчас нужно «бороться за правду о Великой Победе», говорил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. 9 мая 2021 г. он отмечал, что делается все, «чтобы мы не забыли подвиг наших дедов и страшную правду о войне. …Мир должен знать и помнить о трагедии нашего народа, белорусского народа. И мы будем эту тему поднимать на самый высокий международный уровень. Чтобы помнили и не забывали».

Вопрос о геноциде в годы Второй мировой войны – один из важнейших в исторической науке. Понимая, что главная военная история – это фронтовые сражения, нельзя забывать о том, что пережило население в условиях оккупации. Сохранению памяти об этом, недопущению искажений и фальсификаций призван содействовать закон «О геноциде белорусского народа», подписанный Президентом Республики Беларусь 5 января 2022 г.

Действия оккупационных властей на территории Мозырского района доказывают факт геноцида к людям, проживавшим здесь.

Перед началом войны Мозырь был центром Полесской области. В городе проживало около 18 тысяч человек. Данные переписи 1939 года свидетельствуют о национальном составе жителей: 8349 белорусов (47,8 %), 6307 евреев (36,1 %), 1671 русский (9,6 %), 602 украинца (3,4 %), 385 поляков (2,2 %).

Мозырский район был полностью оккупирован немецкими войсками в августе 1941 года, продлилась оккупация до января 1944 года. Нацисты включили Мозырский район в состав территории, административно отнесенной в состав генерального округа «Житомир» рейхскомиссариата Украины. Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС, айнзацгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция (ГФП), полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо.

Во всех крупных деревнях района были созданы районные (волостные) управы и полицейские гарнизоны из белорусских и украинских коллаборационистов.

Сразу же стали устанавливать «новый порядок». Местное население лишалось элементарных прав, закрывались учреждения образования, культуры, охраны здоровья. Каждого, кто вызывал подозрение, арестовывали, отправляли в тюрьмы или лагеря. В первую очередь расправлялись с коммунистами, комсомольцами, советскими работниками, активистами. С ростом партизанского движения репрессии усиливались. Истреблялось все мирное население: старики, женщины, дети.

За период оккупации было полностью или частично уничтожено 45 населенных пунктов Мозырского района, два из которых после войны не смогли возродиться.

В книге «Памяць. Мазыр. Мазырскі раён» находим свидетельства уцелевших участников событий: «…5 июня 1943 года карательный отряд захватил 150 человек местного населения из соседних деревень, которые прятались в лесу от немецких оккупантов. Эту группу беззащитных людей пригнали в деревню Спримачев Осовецкого сельсовета, загнали в один дом. Наглухо заколотили и подожгли. Все люди заживо сгорели в этом доме…»; «В деревне Заболотье Махновичского сельсовета 28 июля 1943 года карателями было расстреляно 33 человека. В тот же день сюда пригнали 35 человек со Старо-Высоковского сельсовета, которых заживо бросили в колодец и засыпали…».

Значительное число граждан было уничтожено в мозырской тюрьме СД, которая находилась на ул. Пушкина, 44а (долгое время после войны здесь была 2-я окружная мозырская больница, ныне здесь находятся магазины). Арестованных обычно расстреливали в районе д. Бобры. А с октября 1942 года стали расстреливать на тюремном дворе и на старом еврейском кладбище, предварительно заставляя копать себе могилы. Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников по Полесской области установила, что только в мозырской тюрьме было уничтожено не менее 350 заключенных.

Многие жители Мозыря и района были вывезены на принудительные работы в Германию. В приложении к плану «Ост» отмечалось, что «…белорусов нордического типа, пригодных по расовым признакам и политическим соображениям для онемечивания, отправить в империю с целью использования в качестве рабочей силы… Их можно использовать в сельском хозяйстве в качестве сельскохозяйственных рабочих, а также в промышленности или как ремесленников…». За годы войны из Мозыря на принудительные работы было вывезено более 800 человек.

В настоящее время продолжается изучение вопроса о количестве погибших в годы Великой Отечественной войны мозырян. В книге «Память. Беларусь» приводятся следующие данные: в самом городе погибли 4432 мирных жителя, 5 партизан, 70 подпольщиков, 6 человек погибли на каторжных работах в Германии, не вернулись с фронта 2708 человек, что, в общем, составляет 7291. То есть было уничтожено более 40 % всего населения города. По некоторым данным, после освобождения города в январе 1944 года в городе проживало около 5 тысяч мозырян.

Такие потери среди мирного населения доказывают, что в городе и районе проводился настоящий геноцид по отношению к советским людям.

Светлана
ФИЛИМОНОВА,
учитель гимназии
им. Я. Купалы.

Exit mobile version