«Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег…» Ответы на эти и многие другие вопросы мы постарались найти в нашей беседе с автором увлекательных сказок Игорем Куцеваловым.
Проба пера
– В Беларусь мы приехали в 1994 году: по понятным причинам были вынуждены покинуть родной Грозный, – рассказывает о себе Игорь Сергеевич. – Мозырь был выбран неслучайно: проект мозырского НПЗ был из Грозненского проектного института, в его создании принимал участие мой отец. Поэтому, когда встал вопрос о переезде, нас пригласили сюда.
По профессии я учитель русского языка и литературы, окончил филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета, работал в школах и профтехучилищах.
– Наверное, у каждого бывает период, когда он не может не писать стихи, – размышляет наш собеседник. – Рифмовать строчки начал еще в школе, примерно с 1 курса вуза стал писать более вдумчиво – именно стихи. Творчество можно обозначить как философскую лирику – размышления о дружбе, о любви, о судьбе, о поиске своего места в жизни. На глобальную тему, обязательную в школе, «Поэт о назначении поэзии и поэта» я не замахивался (с улыбкой). Печатался в периодике, нескольких сборниках от Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь».
…В текущем году Игорь Куцевалов удостоен диплома II степени на Х Международном литературном фестивале «Славянская лира-2023» в номинации «Малая проза (сказки)».
Творческое кредо
– Примерно с 2000 года перешел на прозу, конкретнее, на детские сказки, потому что здесь более широкий простор для творчества, – рассказывает Игорь Сергеевич. – На настоящий момент у меня готовы два цикла сказок по 6 в каждом: первый – для детей младшего школьного возраста, второй – для ребят постарше. Ну и бонусом – две внецикловые сказки со своими персонажами. В журнале «Западная Двина» вышла моя сказочная история, обыгрывающая тему зависимости от компьютерных игр. Сейчас начал разрабатывать еще одну сказку, где планирую высказаться о риске ради хайпа, когда лезут для селфи на опоры линий электропередачи и многом другом, что угрожает нашей жизни.
Придерживаюсь правила, что сказка, конечно, ложь, но в ней должен быть поучительный намек для малышей. Могу ошибаться, но если свои предостережения подавать в стихах, то легко скатиться в скучное нравоучение, а в сказке в игровой форме можно научить детей полезному, тем более что сказки для детей более привлекательны, чем стихи.
Считаю, что сказка – это не приключение ради приключений и не волшебство ради волшебства.
Сказка должна чему-то научить, чтобы ребенок начал стремиться к доброму и хорошему.
Если у нас любимые герои были Чебурашка, Винни-Пух, Карлсон, то сегодня это нередко существа из потустороннего мира. В одном из моих циклов сказок, под названием «Сказание о лесных разбойниках», есть вампиры, которые перевоспитываются – пусть они тоже послужат чему-то доброму.
– Как вы пришли к сказке? Почему не, скажем, к фэнтези или фантастике?
– Про орков, троллей, гоблинов, эльфов написано уже и так много, я вряд ли открою что-то новое. Просто расскажу о том, как написал свой первый рассказ – это полубыль, полусказка. Возвращался холодным вечером домой и у ворот стройки увидел собаку, у которой между передними лапами пристроился котенок. Девочка пыталась погладить котенка, а собака, не понимая ее добрых намерений, тихо рычала – защищала своего подопечного. Наглядная картина того, что только люди живут как кошка с собакой, а у животных все куда добрее. Подумалось: если существа, которые считаются антагонистами, способны на дружеские чувства, то, может, и люди когда-то станут добрее друг к другу? Так за два вечера появился рассказ «Бродяги» о бездомных человеке и собаке. Вроде получилось неплохо, и я решил продолжать писать сказки.
Персонажи живут рядом
– Герои моих сказок и сквозные персонажи из сказки в сказку – это мои домашние кот и пес, – объясняет Игорь Куцевалов. – К сожалению, первые герои – кот Камышонок и собака Банга – уже ушли из жизни… Они стали прототипами героев цикла «Сказ о лесных разбойниках». Почему они предстали в этой роли? Когда-то давно зашла ко мне соседка с сумкой продуктов, забывшая ключ, и попросилась посидеть, чтобы не стоять под дверью, пока придет муж. Пьем чай на кухне, и тут приходит кот, и как-то особенно настойчиво он стал крутиться возле женщины. Через пару минут выходим и обнаруживаем, что пес стащил из чужой сумки сосиски. А кот, оказывается, отвлекал в это время внимание. Вот после этого мои кот и собака стали лесными разбойниками, которые грабили богатых и отдавали деньги бедным – этакие лесные робингуды.
Таким образом, общей чертой всех сказок является то, что все их герои – звери. В моей последней сказке именно эти персонажи, уже сегодняшние кот Борман и пес Бильбо, заставляют осознать, что увлечение компьютерными играми – это не совсем хорошо.
…Отметим, что у Игоря Сергеевича животные – постоянные жители, причем всегда подобранные на улице.
– В «ментовских» сериалах один из напарников, как правило, брутальный мачо, решающий вопрос стрельбой и кулаками, а другой – обаяшечка-интеллектуал, умеющий думать. Кто из ваших персонажей в этих ролях?
– Они в равной степени и лихие парни, и вдумчивые интеллигенты. Кстати, в последней сказке интеллектуалом и мозговым центром является другой мой домашний питомец – кролик Роджер, который направляет этих двоих по верному пути, выступая хакером. А в целом они обычные кот и собака, не злые и не добрые, без каких-то особых суперспособностей, зато всё делают вместе.
Проза жизни
– Позвольте такой обывательский вопрос: как много вы зарабатываете своими сказками?
– Ничего абсолютно. Одну из книжек издал за свой счет. В интернет не выкладываю, но мои произведения есть в библиотеке имени А. С. Пушкина на ул. Пролетарской. Для меня это хобби, которым я делюсь с другими.
– Легко ли писать сказки?
– Не скажу «за всю Одессу», но мне пишется легко. У меня сказки про животных, а наблюдая за ними, можно написать очень много. Также стимул для творчества и новые идеи дает общение с детьми – будущими читателями. У меня были определенные сложности при написании сказки о сталкерах, попавших в компьютерную игру. Я никак не мог понять, что именно они должны там сделать, чтобы в итоге люди поняли, что, кроме вымышленного мира, существует и реальная жизнь, в которой есть любящие нас люди, переживающие за нас. Но именно дети, а это были тогда еще шестиклассники из СШ № 7, на одной из встреч натолкнули меня на правильную мысль, и я за пару дней написал то, о чем размышлял долгое время.
– Известно удивление многих писателей, что созданные ими герои вдруг начинают жить своей жизнью, а они только следуют за ними…
– Однажды Пушкин сказал своему приятелю: «Представь, какую штуку выкинула моя Татьяна. Она вышла замуж. Этого я от нее не ожидал». Мне это тоже знакомо. Когда начинал писать о зверях-разбойниках, вообще не предполагал, что там появится разная нечисть, популярная у современных детей. Опять же, идею подсказали ученики, когда я работал в школе.
Вдохновение или ремесло?
– Каждый ли может стать писателем? Что для этого нужно знать и уметь?
– Не хочу никого обидеть, но, как говорится, делать может каждый, но не у всех получается. На мой взгляд, нужно быть хорошим собеседником, который своими историями, причем любыми, может заставить себя слушать. Это как в жизни с рассказчиками анекдотов: один бородатую шутку расскажет – и все по полу от смеха катаются, у другого свежие остроты оставляют всех равнодушными.
Правда, про меня порой говорят, что я очень молчаливый. Но пишу же. На мой взгляд, люди берутся за перо, когда им есть что-то новое сказать, либо сказать об известном, но по-новому.
– Кто ваши любимые писатели как пример для творчества?
– Разумеется, Толкиен: его «Братство кольца» прочитал в 11 лет, и этот восторг до сих пор остается со мной. На мой взгляд, незаслуженно забыт американский писатель-фантаст Эдмонд Гамильтон – один из основателей направления «космической оперы». Его супруга Ли Брэкетт стала автором сценария к фильму «Звездные войны. Эпизод V. Империя наносит ответный удар». Очень люблю Ивана Бунина – всемирно признанный стилист. И Михаила Булгакова.
Принято порой считать несерьезной литературой творчество писателей-юмористов, таких как Марк Твен, О. Генри и других. По эксцентричным комедиям мы знаем, что очень смешно, когда человек падает в лужу или с него спадают брюки, или он получает тортом в лицо. Но как об написать, чтобы читающий тоже засмеялся? Юмор в прозе – это особое умение, у меня так точно не получится.
А из сказочников на первом месте Ганс Христиан Андерсен.
– Какие чувства вы надеетесь пробудить своими сказками?
– Я не ставлю глобальных задач по изменению чьего-либо мировоззрения или созданию своей собственной философии.
Не буду оригинален: хочется, чтобы дети и люди стали немного добрее. И к окружающему миру, и к себе.
Надо искать счастье здесь, с любимыми и любящими. Наверное, именно это я и хочу донести до своих читателей.
Дмитрий КУЛИК.
Фото автора.