Нередко в беседе с людьми старшего поколения приходится слышать, что дед или прадед собеседника воевал еще в Первую мировую войну (1914–1918 годы) и даже был награжден. Так сложилось, что сражения этой войны, ее участники либо интересны только историкам, либо незаслуженно забыты. Уверены, что давно пора воскресить память о наших славных предках – героях Первой мировой войны.
«За веру, царя и Отечество!»
Согласно административно-территориальному делению на момент начала войны существовала Минская губерния, в состав которой входил Мозырский уезд, а в нем 22 волости: Березовская, Буйновичевская, Грабовская, Дяковичская, Житковичская, Комаровичская, Копаткевичская, Каролинская, Лаховская, Лельчицкая, Ленинская (местечко названо по названию урочища, ныне Житковичский район – прим. авт.), Лучицкая, Лясковичская, Мелешкевичская, Михалковская, Петриковская, Скородненская, Слободо-Скрыгаловская, Тонежская, Туровская, Хорская, Чучевичская.
Сегодня уже стало мемом выражение «Штурм Верхнего Ларса», когда, скажем так, несознательные российские призывники после объявления мобилизации для участия в СВО рванули из страны, но в 1914 году в первые же дни войны на мобилизационные пункты явилось не менее 96 % подлежавших призыву.
Отправились на фронт и мозыряне всех национальностей и вероисповеданий. Из Ленинской волости – Стефан Клевясиц, из Дяковичской – Адам Косабуцкий, из Слободо-Скрыгаловской – Феликс Фицнер, Мордул Голод и Юлиан Юницкий, из Туровской – Абрам Свительман, Евсей Гофман и Мартин Стенковский, из Хорской – Мечислав Кнобельздорф и Густав Герман, из Копаткевичской – Михель Центер, из Лельчицкой – Доменик Крыжик, из Каролинской – Фридрих Элько… Ну и, конечно же, множество призывников со знакомыми мозырскими фамилиями. Нет, к сожалению, полного банка данных обо всех участниках Первой мировой, но даже отрывочные данные позволяют понять общую картину жизни тех лет. Взяли в руки оружие почти четыре десятка бойцов с фамилиями Бобр (Бобер) и два десятка – с фамилией Шумак из всех уголков Мозырского уезда. Из Лельчицкой волости ушли воевать Петр, Владимир, Яков, Калистрат и Автоном Павлечко. Из Слободо-Скрыгаловской волости отправились на фронт 14 мужчин с фамилией Шоба, из них пятеро – из деревни Борисковичи. Из соседнего Речицкого уезда ушли на войну десятки военнообязанных с фамилиями Гарист и Дворник.
Среди фронтовиков Первой мировой войны – Иван Труханович, Григорий Бордашевич, Григорий Ермаковец, Иван Колоцей, Степан Шевчик, Петр Коноплич, Филипп Дойняк, Василий Кадол, Максим Жогло, Петр Лагун, Иван Некрашевич, Юрий Реут, Захар Евжик и многие другие отважные мужчины.
Вечная память героям…
Грудь в крестах
Самой почетной солдатской наградой в царской России был Георгиевский крест, специально учрежденный для нижних чинов, солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и храбрость, проявленную против неприятеля.
В годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны одним из способов сплочения народа стало обращение к славному историческому прошлому. Так появились ордена Александра Невского, Богдана Хмельницкого, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова. Советский орден Славы благодаря своему статусу и оформлению в виде георгиевской ленты является прямым наследником Георгиевского креста.
В 2014 году увидел свет многолетний труд историка Сергея Патрикеева «Сводные списки кавалеров Георгиевского креста», который был посвящен «забытым героям Великой войны». Сергей Патрикеев собирал информацию не только в российских архивах, но и в архивах Великобритании, США, Франции и Чехии. Печально, но еще в самом начале 20-х годов прошлого столетия были целенаправленно уничтожены практически все Георгиевские алфавиты, которые велись во всех частях и соединениях Российской Императорской армии на протяжении всей войны. К настоящему моменту из более чем 2000 этих алфавитов сохранилось всего около 40, причем большинство из них далеко не полных. Тем ценнее та информация, которую удалось разыскать.
Как минимум два воина из Мозырского уезда стали полными Георгиевскими кавалерами. Из деревни Постолы (ныне Житковичский район) ушел на фронт Иосиф Францевич Кухта – старший унтер-офицер 164-го пехотного Закатальского полка. Подпрапорщик 10-го Туркестанского стрелкового полка Михаил Кузьмич Кисель родом из села Комаровичи (ныне Петриковский район). «Георгием» III степени награжден «за то, что 24.05.1916 при наступлении на сильно укрепленную позицию противника примером личной храбрости и самоотвержения, ободрив своих подчиненных, увлек их за собой». «Георгий» II степени вручен «за отличие в бою 26–27.11.1916 при атаке выс. 1326 у г. Дорна-Ватра (Румыния), где примером и мужеством увлекал подчиненных ему нижних чинов». «Георгий» I степени заслужил «за то, что в бою 2.06.1916 за выбытием из строя всех офицеров роты принял командование ротой, восстановил в ней порядок и, подавая пример мужества и храбрости своим подчиненным, энергично продолжал наступление».
Сегодня имен этих Георгиевских кавалеров нет в списках выдающихся людей Житковичского и Петриковского районов. Надеемся, что местные краеведы проведут необходимую работу и историческая справедливость будет восстановлена.
В бой идут земляки
Не отставали и мозыряне. Как минимум тремя «Георгиями» был награжден прапорщик 3-го Финляндского стрелкового полка Ипполит Олимпиевич Малиновский «из мещан» (так в Российской империи называли жителей местечек и горожан – прим. авт.).
«Георгием» III степени награжден «за то, что в бою 1.02.1915 под сильным и действительным огнем противника вызвался охотником на разведку и дал важные сведения о расположении противника», а «Георгием» II степени – «за то, что в бою 27.02.1915 за убылью всех офицеров из строя принял командование ротой, выбил противника из окопов и укрепился в них». Кстати, в исследовании Сергея Патрикеева Ипполит Малиновский упомянут среди награжденных «Георгием» I степени, но подтверждения этой информации в других источниках мы не нашли, поэтому при всем понятном желании не будем торопиться с выводами.
Добровольцем ушел на фронт житель Мозыря Сергей Григорьевич Дейкун – старший унтер-офицер 283-го пехотного Павлоградского полка. «Георгием» IV степени награжден «за то, что в бою 23.10.1914 под м. Делятин (ныне Ивано-Франковская область, Украина) под сильным огнем противника, имевшего в три раза большие силы, в числе первых бросился в атаку на неприятельский окоп, своим примером увлекая за собой товарищей, причем противник бежал, понеся большие потери… За захват австрийского знамени в бою 4.09.1915 у д. Сильно награжден Государем Императором орденом Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом».
Многое может рассказать и церемония вручения наград. Рядовой 6-го саперного батальона Павел Яковлевич Каленик из местечка Петриково награжден «Георгием» II степени «Его Императорским Высочеством Великим Князем Георгием Михайловичем при посещении Временного патроната для ампутированных воинов («укорочение ноги на 6 сантиметров»), состоящего под покровительством Их Императорских Высочеств Великих Княгинь Анастасии Николаевны и Милицы Николаевны в г. Киеве за ранение, полученное в бою 8.08.1915 на р. Буг».
«Георгием» IV степени удостоены наши земляки ефрейтор 10-го стрелкового полка Николай Булько («В бою, когда от артиллерийского огня загорелся сарай, в котором были сложены патроны, он, несмотря на сильный артиллерийский обстрел, успел вынести все патроны») и стрелок 10-го Туркестанского стрелкового полка Василий Журавский («30 декабря 1916 года был послан в штаб полка с важным извещением, что исполнил вполне, пройдя под действительным огнем противника»).
Среди мозырян – кавалеры Георгиевского креста Прокопий Агейчик, Тимофей Голос, Айзик Гутман, Мина Баланович, Петр Калацкий, Петр Сущин, Макар Шумак, Филипп Некрашевич, Кирилл Косак, Василий Мицура, Павел Свелибович, Никифор Кашков и многие другие славные имена.
Будем признательны, если наши читатели поделятся с нами воспоминаниями о своих родных – участниках Первой мировой войны.
Сергей Патрикеев, подводя итог своей титанической работе, выражает надежду: «Теперь есть все основания считать, что эти герои, обретшие на страницах издания свое второе рождение, уже никогда больше не исчезнут ни со страниц истории нашей многострадальной Родины, ни из благодарной памяти своих потомков».
Да будет так…
Дмитрий КУЛИК.