– Я по национальности украинка. В Мозыре, который стал мне второй родиной, живу с 1973 года. В Беларуси оказалась по распределению после Киевского геологоразведочного техникума. Здесь нашла и свою вторую половинку, а позже состоялась как мама и бабушка. Обо всем этом говорю для того, чтобы было понятно, какие вещи мне дороги и передаются в роду из поколения в поколение. Мастерицей-рукодельницей была моя бабушка Прасковья Прокофьевна (1891 года рождения, прожила 94 года), от которой до сих пор у меня бережно хранятся сорочка-вышиванка, уникальная скатерть, окаймленная фамильной надписью, и старинная ваза. После бабушки эти вещи стали достоянием моей мамы Ольги Иосифовны, которая более 40 лет отдала педагогике. Потом семейные реликвии перешли ко мне. Как символ рода они перейдут к моей дочери Лилии, которая бережно относится к нашей родословной.
– В историю моей семьи война внесла безжалостную коррективу. Я родом из деревни Глушковичи Лельчицкого района, которую постигла участь Хатыни. В огне на глазах моей матери, которой удалось спрятаться, сгорели заживо мои дедушка и бабушка. Отец был на фронте, а мама благодаря добрым людям выжила. Поэтому в моей семье особенно ценны вещи послевоенного времени, которые создавала мама своими руками. Я рано научилась прясть, ткать, вышивать. Бережно храню вещи, созданные мамиными руками: народный костюм – юбку, кофту-вышиванку, безрукавку, сделанную из плотного сукна (в Лельчицком районе ее называли «кабат»), домотканые покрывала, вышитые рушники, которые стелем перед молодыми в дни бракосочетания. Мои дети знают ценность этим вещам, так как в них заложено тепло рук предков, их талант и умение создавать красоту.
– В моей семье достоянием нескольких поколений считаются музыкальные инструменты, музыка и песня. Еще на заре XX века виртуозно на скрипке играл мой дед. Мать с отцом были активными участниками народных посиделок «Вячорки». Я вышел на сцену Лясковичского сельского клуба (в 1964 году) в 5-летнем возрасте с гармошкой, которую едва удерживал в руках. Затем учеба в Петриковской музыкальной школе открыла передо мной окно в мир большой музыки от простой гармошки до пятирядного баяна. Хотя я верен одному инструменту на протяжении 60 лет, у моих сыновей потянулись руки к другим: у Павла – к гитаре, а у Юрия – к барабанам. Зато у внучки Янинки, которой только 5 лет, руки тянутся к баяну. Есть надежда, что будет кому передать инструмент со временем. Ведь в песне и музыке душа народа скрыта!
Беседовала Наталья КОНОПЛИЧ
Фото из архива респондентов