МОЗЫРЬ NEWS

Сергей Телепень: «3 июля – дань памяти поколению победителей»

День Независимости – важнейший государственный праздник в тех странах, в которых он празднуется. В большинстве своем это те субъекты международных отношений, которые приобрели суверенитет по итогам отделения от другого государства. В основном это бывшие колонии, прежде всего, стран Азии, Африки и Латинской Америки, иногда веками боровшиеся за свою самостоятельность.

Впрочем, среди прежних колониальных владений есть и такие образования, как Соединенные Штаты Америки. День Независимости празднуется в США как дань памяти об объединении североамериканских колоний в конце XVIII в. Тогда эти колонии при поддержке Российской империи освободились от владычества британской короны. Однако в таких странах, как Великобритания, Франция, Испания, Бельгия, Нидерланды и некоторых других, прежних метрополиях, прежде нещадно эксплуатировавших народы Азии, Африки и Нового Света, такого праздника нет. Да и как ему быть у тех, кого мучают фантомные боли о былом «величии» их империй, созданных как средство выкачивания ресурсов из заморских территорий. С другой стороны, почти во всех прежних республиках СССР торжества, приуроченные не к чему-нибудь, а именно к отделению от многонациональной страны, победившей нацизм, входят в число главных национальных праздников. И только в Российской Федерации и Республике Беларусь, наиболее последовательно сохраняющих память прадедов, штурмовавших в 1945 году Берлин, ситуация иная.

Да, мы помним, что и у нас поначалу победили те силы, которые относились как минимум без пиетета к тому самому «советскому прошлому», частью которого, заметим, была Великая Победа. И вот, с 1991 года День Независимости в нашей стране отмечался ежегодно 27 июля, в день принятия Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР, как тогда называлось наше государство. Однако с 1994 года многое стало меняться в судьбе страны. Мы помним, что Александр Лукашенко пришел к власти на волне народного недовольства прозападным, выраженно антисоветским курсом бело-красно-белого правительства Шушкевича–Кебича. Александр Григорьевич, будучи подлинным выразителем народных чаяний, сделал все от него зависящее, чтобы прекратить обозначившуюся украинизацию политического процесса.

Одним из символов перемен стало решение о праздновании Дня Независимости ежегодно 3 июля, в день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, попытавшихся при помощи пособников из числа коллаборационистов превратить белорусов (тех, кто остался бы после «ариизации восточных пространств») в эксплуатируемое население. О том, как это могло выглядеть, дают представление колониальные режимы «европейских цивилизаторов» в Африке, например, в Бельгийском Конго (как говорится, Интернет в помощь). Поэтому закономерно, что на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года белорусский народ выразил свою суверенную волю, не пожелав ассоциировать свой национальный праздник с распадом страны, победившей нацизм, и проголосовал за то, чтобы отныне День Независимости отмечался как праздник избавления от худшего из зол, с которым наш народ сталкивался за всю его историю. С тех пор наш праздник – дань памяти поколению победителей, красноармейцев 1941–1945 гг., солдат былого Союза.

С праздником, дорогие соотечественники!

Сергей ТЕЛЕПЕНЬ,
кандидат исторических наук,
заведующий кафедрой истории и обществоведческих
дисциплин МГПУ им. И. П. Шамякина

Exit mobile version