Одна из примет сегодняшнего времени: когда рейсовые автобусы спускаются с улицы Рыжкова или поднимаются на нее, взоры всех пассажиров устремляются на мост, где происходит самое зрелищное действо – сборка новых металлических арок. Но не только стальными конструкциями живет сегодня этот самый грандиозный в истории Мозыря объект, о чем мы и узнали, посетив стройплощадку.
На земле
Нашим экскурсоводом в ходе этого визита выступил прораб «Мостостроительного управления № 4» филиал ОАО «Мостострой» (г. Гомель) Владимир Полуян.
«21 августа генеральным подрядчиком ОАО «Мостострой» смонтирована последняя, 175-я, железобетонная балка пролетного строения, – вводит нас в курс дела Владимир Леонидович. – Завершается возведение подпорной стенки и насыпи у 27-й опоры, ведется строительство лестниц. «Дорожно-строительное управление № 10» из Калинковичей выполняет работы по благоустройству прилегающих территорий и улиц.
…В 1979 году был сильный разлив Припяти. Чтобы предотвратить размыв русловых опор моста, их засыпали бутовым камнем. Мостостроители признаются, что из-за этого возникли проблемы с рабочими площадками, вспомогательными устройствами, которые поддерживают площадку для сборки. Экскаваторы доставали камни 1–1,5 метра в диаметре. Чтобы выкопать иной экземпляр, приходилось тратить до полутора часов.
Над водой
Главное городское зрелище, за которым мозыряне наблюдают из всех возможных точек и площадок, – сборка металлических арок.
После завершения процесса конструкция должна быть опущена на свои штатные места. Если говорить официальным языком проекта, то русловой пролет № 21 – это строение «металлическое, длиной 84 м, состоящее из балки жесткости, работающей в качестве затяжки, усиленной гибкой аркой, в качестве подвесок используются гибкие ванты».
Процесс идет с полным научным обеспечением. Сотрудники отраслевой мостовой лаборатории «БелдорНИИ» проводят мероприятия по научно-техническому сопровождению строительно-монтажных работ на объекте, выполняют контроль кренов и деформаций конструкций временных опор под возводимым русловым арочным пролетным строением, учитывая ветровые нагрузки.
Работы по декоративной подсветке выполнит минская фирма. Вантовой системой будет заниматься российская компания совместно с турецкими специалистами – под их руководством будут работать белорусские мостостроители. Всего будет три лестницы: самая длинная – на левом берегу от опоры № 14 и две – на опоре № 27. Кстати, еще одной лестницей в Мозыре станет больше. Та, что приведет на пляж, имеет 130 ступенек.
Мозыряне в деле
В Мозырском районе нет организаций по строительству мостов, но работа находится и для местных специалистов.
Про вклад в дело реконструкции моста мозырских речников филиала «Нижне-Припятский» РУЭСП «Днепробугводпуть» и Мозырского речного порта впору сделать римейк известного тезиса Архимеда: мозыряне дали точки опоры в виде своих плавсредств – две баржи и буксир, и процесс пошел легче и быстрее. В противном случае пришлось бы возводить сложные опорные конструкции, расходуя ценное время.
На левом берегу установлены мачты фонарного освещения, свет обеспечат мозырские специалисты филиала «Электромонтажного управления № 4» ОАО «Белэлектромонтаж». Мы уже рассказывали о мозырянах – участниках реконструкции моста, но нам повезло встретить еще одного земляка. Мозырянин Николай Радовня работает бетонщиком в МСУ № 6 в г. Минске.
«Я окончил почти 30 лет назад школу в Глинице и приехал в Мозырь, устроился работать на стройку, – рассказывает наш собеседник, сделав минутную паузу в работе. – Отучился в Речицком педагогическом колледже, но вернулся в строительство. Сегодня (29 августа – прим. авт.) вязали арматуру на тротуар, ставим опалубку, крепим, завтра будем принимать бетон. Настроение рабочее, то есть отличное!»
Не сомневаемся, что для себя мозыряне построят мост что надо!
Дмитрий КУЛИК
Фото Сергея ШАПОВАЛОВА