19 октября родился белорусский публицист, прозаик, литературовед Сергей Полуян. Это имя мы узнали из беседы с известным мозырским краеведом Татьяной Никитиной. Юноша добровольно ушел из жизни, не дожив до 20 лет, но именно ему посвящены сборник «Вянок» Максима Богдановича и поэма «Курган» Янки Купалы. Такое внимание человеку, который прожил всего 19 лет, и в литературе активно участвовал около года…

Сергей переезжает в Киев, готовится поступать в университет.
«Декорации представимы: снятая за гроши нищая комнатка, случайные заработки репетиторством и написанием сочинений за ленивых гимназистов, недоедание, – рассказывает о нем литературовед Людмила Рублевская. – И при этом юноша умудряется стать одной из центральных фигур белорусского возрождения. За свою недолгую творческую жизнь Полуян смог каким-то чутьем угадать и проанализировать на будущее основные проблемы белорусов. Критическая статья «Беларуская лiтаратура ў 1909 годзе» стала образцом последующей белорусской критики. По настоящее время актуальны статьи о национальной школе и театре. По свидетельству современников, Полуян сочинял стихотворения, рассказы, пьесы, составлял белорусскую хрестоматию, «Зборнiк цудоўных малюнкаў-сiмвалаў» для детей, писал большую работу по истории белорусской литературы… Много ждали от него. Но ко всем проблемам добавилась еще одна – неизлечимая чахотка.
Биография Полуяна идеально подходила для «жертвы мракобесия». Но он не стал еще одним «революционным апостолом» с портретами в учебниках. Возможно, потому, что в словосочетании «белорусский Белинский», которое пытались Полуяну навесить, ключевое слово – «белорусский».
Именно Сергей Полуян извлек из редакционной корзины стихи ярославского гимназиста Максима Богдановича, отправленные туда опытным редактором Ядвигиным Ш. (настоящее имя – Антон Иванович Левицкий), как безнадежную и никому не нужную «декадентщину».
Дмитрий КУЛИК