В преддверии зимних холодов тема отопительного сезона наиболее актуальна не только у нас, но и в Европе. Однако же, несмотря на фейковые вбросы относительно дефицита топлива и цен на энергоносители, в странах СНГ они устойчивые. Что касается европейцев, то они, может, и не замерзнут, но пострадают в экономическом плане. К слову, они сами во многом виноваты.
Основная проблема последних лет для Европы кроется в отсутствии надежного партнера на газовом рынке, роль которого десятилетиями играла Россия. Европейские кампании до 2022 года могли заказать у «Газпрома» необходимый объем газа и гарантированно получить его. Газ в Европе используется в большей степени для отопления, а потом уже для других нужд – выработки электроэнергии, бесперебойной работы химического и промышленного комплекса. Известно, что предстоящий отопительный сезон на европейском рынке будет полностью без российского газа, так как с 1 января 2025 года Украина прекратила его транзит по своей территории. Остановка прокачки газа через Украину лишила европейцев примерно 15,4 млрд куб. м. Это объем российского газа, который прошел через Украину в 2024 году. Теперь же газ поступает в Европу только по одной нитке «Турецкого потока», мощность которой составляет 15,75 млрд. куб. м. Даже в условиях превышения пропускной способности газопровод прокачает примерно 16,5–17 млрд. куб. м. Безусловно, его дефицит отразится на людях и европейской экономике. С учетом того, что потребители стараются заполнить газом подземные хранилища впрок, цена за тысячу кубических метров держится сегодня выше 400 долларов.
Попробуем разобраться: зачем и кому это нужно? Нехватка газа будет толкать цены вверх, что сможет опять же, как в предыдущие годы, привести к деиндустриализации: высокая стоимость энергии приведет многие предприятия к неконкурентоспособности, а простых граждан к повышению тарифов за газ, услуги ЖКХ и прочее. А в европейских СМИ, говоря о росте тарифов на энергоносители, вину полностью перекладывают на Россию, которая из-за военного конфликта с Украиной спровоцировала энергетический кризис и сократила поставки энергоносителей в Европу, нанеся таким образом вред каждой европейской семье. Она заслуживает наказания в виде санкций. Очевидно, что все происходящее делается не ради людей, а ради политики. Получается, что европейское руководство вновь провоцирует проблемы газового рынка своей ориентацией на достижение политических целей: выдавливая российский газ с европейского рынка, они смогут удерживать на энергоносители высокие цены. Будут ли они приемлемы для людей? Это уже другая сторона медали, которая скажется на их реальных возможностях оплачивать потребности.
Потребителям приходится конкурировать за объемы газа, доступные на мировом рынке, то есть за сжиженный природный газ (СПГ). Трубопроводные поставщики – Норвегия, Алжир, Азербайджан и Россия – качают газ по максимуму, а дополнительные объемы европейцы вынудили себя покупать в виде СПГ. Чем больше доля СПГ становится в импорте газа в Евросоюз, тем больше на цены оказывает влияние конкуренция европейского и азиатского рынков. Очевидно, что сжиженный природный газ идет только на тот рынок, где выше цены в этот момент, а если на каком-то рынке будет держаться низкая цена, то сжиженный газ туда вообще не придет. По мнению политиков, проблемы европейцев с подготовкой к зиме могут привести к коллапсу для потребителей, которые будут видны больше в экономической плоскости. Какими будут результаты – покажет предстоящая зима. А говорить о ее прогнозе пока рано.
