Владимир и Ольга Хомутовские – директора школ № 7 и № 9. Кроме того, что они замечательные руководители, они еще и любящие друг друга муж и жена, заботливые родители и счастливые дедушка и бабушка.
Обсуждают ли педагоги-руководители за ужином организацию учебного процесса? Делятся ли педагогическими «лайфхаками»? Как отдыхают? Какие качества ценят в людях? Пообщались с семьей Хомутовских и задали им эти и другие интересные вопросы.
Семья – моя опора
Владимир Хомутовский родом из деревни Корма Ельского района, воспитывался в семье педагога. Отец Василий Иванович более 40 лет проработал учителем в сельской школе.
Рассказывая о детстве, Владимир Васильевич вспоминает яркие моменты: «Когда шли с папой по деревне, люди, здороваясь, снимали шляпы. Такое уважение к педагогу вызывало чувство гордости за отца».
Выбор вуза был очевиден – педуниверситет. Владимир Васильевич приехал учиться в Мозырь, однако после выпуска в сферу образования работать не пошел. Объясняет: «Время было тяжелое и нестабильное, на меня легла задача обеспечивать семью. Брался за любую работу».
Со временем ситуация нормализовалась, и Владимир Васильевич вернулся в педагогику, но не в школу. Изначально он возглавил учебно-производственный комбинат.
«Когда в 2014 году стали реорганизовывать УПК, меня назначили директором СШ № 7, – рассказывает Владимир Хомутовский. – Мы посоветовались с руководством, пришли к выводу, что полностью ликвидировать УПК не стоит, и оставили мастерские как структурное подразделение школы.
Уникальность СШ № 7 не только в мастерских: в школе есть бассейн, к слову, единственный в учреждениях образования района.
«Наша школа небольшая, но мы по-настоящему чувствуем себя одной большой семьей, – говорит директор. – Искренне люблю детей, и они отвечают мне взаимностью. Иду по коридору, они подбегают, обнимают, рассказывают новости. Всё это – без страха и стеснения, не боясь осуждения и недопонимания. Когда прихожу на работу и вижу, что учителя и дети улыбаются, понимаю, что все делаю правильно. Для меня семья – это главное, крепкий фундамент и опора во всех делах. Я не гонюсь за лидерством, а выбираю путь конструктивного диалога».
Владимир Васильевич стремится создать в коллективе теплую атмосферу, чтобы каждый чувствовал поддержку. Он умеет не выделяться, оставаясь при этом надежным главой и на работе, и дома.
Не соперничество, а тандем
Ольга Хомутовская в сфере образования с 1995 года. Окончила университет и, воодушевленная, пришла работать в среднюю школу № 7 учителем английского языка. Она коренная мозырянка.
Училась в средней школе № 4, школьные годы вспоминает с теплотой: «У нас были замечательные педагоги: мудрые и добрые. На них хотелось равняться, – рассказывает Ольга Алексеевна. – Особенно ярко в памяти остался образ классного руководителя Галины Васильевны Булавко».
Ольга Алексеевна попробовала работать в университете, но быстро поняла, что скучает по динамичной школьной жизни, и вернулась к детям, причем в родную среднюю школу № 4, где сначала была учителем, а потом заместителем директора. После перешла в отдел образования, где курировала воспитательную работу, а в 2007 году стала директором СШ № 9.
«Я прошла все ступени, прежде чем стать руководителем, – говорит героиня. – В 30 лет мне доверили управлять учреждением образования. Волновалась, но рядом был муж, который во всем поддерживал. Я твердо знала, что педагогика – это мое. Перед глазами был пример мамы Валентины Васильевны – воспитателя с большим стажем. Когда приходила к ней на работу, видела, как она общалась с малышами, обнимала их, с каким энтузиазмом разучивала новые роли и выступала на утренниках. Благодаря маме я реально понимала, что значит работать с детьми, и ощущала тягу к педагогике».
«Родителями мы были строгими и добрыми одновременно, – рассказывает собеседница. – Приходилось совмещать родительство с трудовыми буднями: утром бежали на работу, а вечером уделяли внимание сыну и дочке. Поочередно с супругом делали с ними уроки, беседовали и о простых вещах, и о глобальном. Но диалог был всегда, как и забота, внимание, объятия. Детям не страшна родительская строгость, если она сопряжена с объяснениями, уважением, честностью и теплотой. Мы все вкладывались в семейный комфорт, покой и уют. И это дало результаты: дети выросли, а мы по-прежнему ощущаем сплоченность, опору и тепло семейных отношений».
Дочь Хомутовских окончила Минский лингвистический университет, но решила пойти по стопам родителей и получила вторую профессию – преподаватель иностранного языка. Сын поступил в технический вуз, отучился на инженера-геолога. Сейчас получает третье образование в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и работает в НПЦ по геологии. Есть у Ольги Алексеевны, по ее словам, небольшой недостаток, над которым она работает: «Не умею отдыхать, а перегрузка никому не идет на пользу, – признается руководитель. – Люблю в тишине походить по лесу, выехать на природу. Когда дети были маленькие, путешествовали по Беларуси. Это отличный способ провести каникулы семьей. Сейчас стараемся проводить свободное время с внуком Кириллом. Рабочие вопросы обсуждаем дома редко. Но если мне нужен совет, муж всегда поддержит и словом, и делом. Мне повезло, потому что супруг знает особенности работы руководителя, не упрекает, когда что-то не успела сделать по дому, не спрашивает, почему задержалась на работе. Он все понимает и помогает. Страхует меня, а я – его. У нас точно тандем, а не соперничество».
В вопросах воспитания Ольга Алексеевна придерживается принципа: родители не должны позволять детям брать на себя роль управляющего в семье: «Как только ребенок понимает, что может манипулировать взрослыми дома, он искренне перестает понимать, почему не может управлять учителями в школе. А стремление пап и мам дать детям всё, чего не имели сами, порой приводит к тому, что ребенок становится потребителем, а не самостоятельным и инициативным лидером».
Говоря об уникальности СШ № 9, руководитель называет особую атмосферу комфорта и свободы самовыражения, которую создают педагоги и дети: «Мы помогаем каждому найти свою сильную сторону и развивать ее. Человек должен идти тем путем, который приносит результат и, главное, удовлетворение. Отрадно, что выпускники возвращаются к нам в качестве молодых специалистов и хотят работать именно в своей школе. В современной гонке за высокой успеваемостью, достижениями в олимпиадном движении, в подготовке в ЦТ и ЦЭ стараемся не упустить главное – воспитать человека доброго, честного, ответственного, любознательного и внимательного к другим».
Семейная жизнь помогает нашим героям настраиваться на работу. В свои коллективы Владимир Васильевич и Ольга Алексеевна идут с удовольствием, а домой возвращаются в настроении и с уверенностью, что родные стены напитают энергией и завтра наступит новый хороший день.
Наталья КОНДРУСЕВИЧ. Фото автора