Ранее в Беларуси существовало ограничение для поступления на дневное отделение вузов – до 35 лет. Сейчас таких возрастных пределов нет, поэтому обучаться в университете может даже человек пожилого возраста. Как говорится, было бы желание, возможности и здоровье.
Так, на первом курсе в Мозырском государственном педагогическом университете им. И. П. Шамякина обучаются 45-летняя Галина и 37-летний Николай. Причем на дневной форме. Специальность выбрали глубокую – «Социально-педагогическое и психологическое образование», значит, намерены погрузиться в самую суть педагогической профессии. Они одногруппники, приехали из разных городов и живут в студенческом общежитии. Спрашиваем, какая мотивация привела их, с большим жизненным опытом, в стены университета.
Воспитала детей и занялась собой
Галина Исаенко родом из Светлогорска. Она – мама двоих детей. Несколько дней назад стала бабушкой: 23-летняя дочь Полина родила сына.
Галина Руслановна уже второй раз в жизни стала студенткой. Первый опыт был в 17 лет, когда она, окончив школу в родном городе, последовала примеру старшей сестры и поступила в БелГУТ на инженера-эколога. Быстро поняла, что ей это направление не интересно, и через год забрала документы. К тому же Галине было сложно находить общий язык со сверстниками, она решила направить силы на реализацию внутри семьи. В 18 вышла замуж, родила дочь. Работу выбрала понятную и привычную – убирала помещения.
«Да, профессия не самая престижная, – рассуждает наша героиня. – Но мне был удобен график, хорошо знала, как поддерживать порядок вокруг себя, и параллельно «очищалась» внутренне».
Рассказывает: «Встал вопрос: куда поступать. Сын в то время тоже готовился к поступлению в университет. Поскольку он закончил колледж на диплом с отличием, дороги были открыты. Выбрал, как ни странно, факультет психологии – поступил. Я написала ЦТ и по баллам проходила на дневную форму обучения в тот же вуз. Разумеется, учиться в одной группе с сыном было бы не совсем правильно. Решила взять еще год паузы, закрыть оставшиеся нерешенные вопросы и повторить попытку снова. Так и получилось: этим летом снова сдала тестирование и поступила в Мозырский педуниверситет. Этот вуз подсказала мне дочь. К слову, мы бывали раньше в Мозыре: приезжали семьей на экскурсию. Город еще тогда мне понравился, но я и представить не могла, что спустя несколько лет приеду сюда учиться».
Галина рассуждает: «Может показаться, что я пожертвовала собой и, пока ровесники получали образование и реализовывались в профессии, посвящала жизнь детям. В действительности работала над собой, укреплялась духовно. И вот я – студентка. Да, отличаюсь от одногруппников внешне, но по внутренним ориентирам мы на одном уровне: открыты неизведанному и настроены на изучение нового. По крайней мере, я точно. Сразу заняла место на первой парте. Оно было свободно. Наверное, ждало жаждущего знаний студента (смеется). Преподаватели видят мой настрой и уважают за смелое решение сделать несвойственный в таком возрасте шаг. Но я счастлива, мне хорошо и радостно на душе. Я там, где должна быть».
Много и тепло Галина рассказывала о своих детях, которые пошли традиционным путем: окончили школу, потом колледжи, затем поступили в университеты. В воспитании Галина придерживается простого правила: важно слышать и уважать друг друга, общаться честно и открыто.
«Я предоставила детям большой подарок – свободу самовыражения, – говорит Галина. – По себе знаю: принуждение вызывает протест. Дети понимали, что должны учиться для себя, поэтому на школьных родительских собраниях я не заглядывала в журналы и в тетради. Наши отношения строятся на доверии. И сын, и дочь могут сделать мне замечание и честно сказать, если им что-то не нравится. И это замечательно! Чувствую, что иду правильным путем».
Сейчас героиня – студентка первого курса. Впереди еще четыре года обучения. Возможно, на этом она не остановится и пойдет дальше – поступит в магистратуру.
«Внутренне спокойна, готова развиваться, – делится Галина. – Да, из-за разницы в возрасте некоторые одногруппники обращаются ко мне на «вы», но общаемся мы на равных. Внешние различия – это всего лишь незначительный фактор, внутренне мы настроены на одну волну – просвещаться. Вот так бывает в жизни: можно сначала стать мамой, бабушкой, а потом осознанно погрузиться в студенчество и взять от этой поры максимум пользы».
Стройте алгоритмы успеха
Николай Жаринов учится в той же группе на факультете дошкольного и начального образования, что и Галина. И тоже сидит за первой партой, что уже явный признак мотивированного студента.
Родом он из Гомеля, женат. Опыта воспитания своих детей у Николая нет, но его окружают племянники разных возрастов, дети друзей, которые растут фактически у Николая на глазах. И за этим процессом, со свойственными ему аналитическими способностями, мужчина пристально наблюдает. Зачем?
Николай объясняет просто: «Чтобы улучшить ежеминутно протекающие вокруг нас процессы. Говоря понятнее: чтобы научить детей мыслить конструктивно, логически. Ставить цели и идти к ним, быть хозяевами своей жизни, а не следовать навязанному сценарию.
Возможно, звучит несколько пафосно и обобщенно, но без построения четких подходов в образовательном процессе мы не сдвинемся с точки, на которой сейчас стоим. На одних лишь эмоциях, импульсах, пусть и очень правильных, и логичных, не выстроить стабильную систему. Понимаете, нужно прописать «скелет» этого процесса, четкий алгоритм, который станет «методичкой» для педагогов. У меня есть кое-какие наблюдения, глубокие накопленные знания и огромное желание принести пользу обществу. Это без преувеличения. Искренне хочу таким образом повлиять на ход вещей – на возвращение гармонии и стабильности в общественные отношения. Сейчас мир и покой в особой цене, нужно его сохранить внутри себя и внутри нашей страны. Мы, к сожалению, видим, как разрушаются незыблемые когда-то истины: ценность семьи, образования, взаимоуважения, сострадания, коллективной ответственности. И в зоне риска как раз наши дети. Кто им объяснит, как правильно, если авторитет родителя и учителя подорван? Вот поэтому я здесь, в университете, получаю недостающие знания и развиваю компетенции, чтобы попробовать с такими же единомышленниками восстановить мост доверия между детьми и ответственными за них взрослыми. В этом чувствую свою миссию, свое призвание. Не разделяю позицию «пусть кто-то другой, но не я». Убежден, что и один в поле воин. А когда воинов несколько – сражение будет выиграно».
Надо сказать, что у Николая действительно много мыслей в этом направлении. И конкретных предложений по выстраиванию «концепции для достижения желаемых целей». Мы, к слову, регулярно ею пользуемся, просто неосознанно, поэтому происходят «промахи». А если будем знать механизм процессов, сможем влиять на конечный результат, следовательно, воспитывать и обучать детей осознанно. Сейчас это очень важно делать, поскольку информационные технологии стремительно врываются в жизнь общества и особенно «накрывают» молодежь.
«Надо выстоять, – решительно говорит Николай. – От «информационной волны» не укрыться, но важно передать четкие знания, умения и навыки, чтобы будущее поколение, сталкиваясь с агрессивной средой, выжило. Это непростая миссия, которую я на себя возложил абсолютно осознанно».
К цели Николай идет, уверенно следуя расписанному плану. Получать педобразование решил в мозырском вузе, поскольку здесь сильный профессорско-преподавательский состав, который верен традициям.
Рассказывает: «Я усердно готовился к сдаче ЦТ, поскольку в мои школьные годы этого не было, ходил на специальные курсы. В результате набрал высокий балл и выбрал этот университет, поскольку, на мой взгляд, он свою стратегическую миссию отлично выполнял еще в советское время. И сохраняет ориентиры».
До приезда в Мозырь Николай работал в сфере энергетики и строительства. Так как дневное обучение предполагает полное погружение в процесс, про работу на время пришлось забыть. Для этого у студента подготовлена «финансовая подушка». Николай живет в общежитии. Супруга осталась в Гомеле, но мужа полностью поддерживает.
«Татьяне тяжело дается разлука, но она приняла мой выбор и поддерживает, – говорит мужчина. – С ребятами из общаги подружились, по утрам вместе делаем зарядку. Рад, что не побоялся пойти своим путем, и советую другим, не взирая на возраст, ставить смелые цели, прописывать алгоритм их достижения и следовать плану. Особенно, если результат направлен на общее благо».
Наталья КОНДРУСЕВИЧ
Фото автора