МОЗЫРЬ NEWS

Своя колея. История железных дорог Мозырского Полесья в названиях и маршрутах

Железная дорога появилась в наших краях чуть более ста лет назад после строительства железнодорожного моста между нынешними микрорайонами Заречный и Железнодорожный. Возникли станции Пхов, Мозырь, Козенки. Но поезда колесили по мозырскому Полесью задолго до появления магистральной трассы Жлобин–Мозырь–Овруч–Житомир Славянской железной дороги.
Вновь листаем монографию «Микротопонимия Мозырского Полесья» Анны Ивановой. Среди местных географических названий попадаются очень неожиданные для полесской глубинки «Ветка» – ответвление от узкоколейной железной дороги, в народе – узкоколейка; «12-е поле» и «20-е поле», которые находились на 12-м и 20-м километрах узкоколейки (в направлении г. п. Ельск–д. Буйновичи). «24-е поле» было на трассе, связавшей лесные разработки с р. Припятью. Была еще и «Конка», построенная купцами для перевозки леса к р. Припять. «Крива» и «Кривая» – здесь дорога шла изогнутой линией. «Савицкий колодец» – это промышленник Савицкий приказал выкопать колодец для рабочих при строительстве узкоколейки. «30-е» – это урочище расположено на 30-м километре бывшей узкоколейной дороги (в сторону д. Скрыгалов).

Была даже своя «Орша» по аналогии с известным в Беларуси крупным железнодорожным узлом: в урочище в прошлом пересекалось несколько узкоколеек.

Словом, задолго до появления могучих локомотивов по местам заготовки леса и торфа мозырского Полесья бегали паровозики, дрезины и вагончики с грузами. Популярность узкоколеек легко объясняется: прокладывать их легче, чем железные дороги стандартной ширины, и демонтировать, при необходимости, можно было так же быстро и просто. А если вспомнить, что местность на Полесье еще и болотистая, то только такой транспорт, который был намного легче привычных вагонов, здесь и мог пройти.

Можно с большой долей вероятности предположить их местоположение, если вспомнить, что, помимо Мозыря, действовали пристани в Балажевичах, Скрыгалове, Барбарове.

Со временем узкоколейки ушли в историю, немногие оставшиеся используют для туристических маршрутов. Впрочем, осталась и одна, по-прежнему выполняющая рабочие задачи.

Самая длинная узкоколейка в Беларуси – достопримечательность Житковичского торфобрикетного завода. Каждый день тепловоз преодолевает 20 километров пути, проложенного через леса и болота к залежам торфа, чтобы загрузить торф и доставить его на предприятие.

Дмитрий КУЛИК

Exit mobile version