Сурдопедагог Ирина Липская – обладательница редкой узкоспециализированной профессии, спрос на которую постоянно растет.
О своем становлении в качестве учителя, причинах нарушения слуха, роли родителей и прогнозах в лечении Ирина Владимировна рассказала журналисту.
Путь педагога
– Ирина Владимировна, как Вы пришли в сурдопедагогику?
– Это был интересный путь. В подростковом возрасте я была застенчивой и очень боялась публичных выступлений, особенно у школьной доски. Для преодоления своего страха и выработки уверенности придумала себе игру, якобы я диктор на радио. Каждый вечер брала учебники по литературе, подходила к зеркалу и делала уроки. Со временем это дало свои результаты в виде грамотной речи и хорошей дикции, что очень помогло в будущей профессии.
После школы поступила на филологический факультет Мозырского государственного педагогического университета имени Ивана Шамякина. В тот момент это был скорее рациональный выбор, чем зов сердца. Для меня в юные годы было важно получить высшее образование, которое казалось путевкой в лучшую жизнь. Но семейные обстоятельства были непростыми. Папа рано ушел из жизни, и нас с сестрой воспитывала одна мама. Финансовой возможности учиться в другом городе не было. Рядом с домом находился педагогический вуз, что стало решающим фактором моего выбора.
После окончания университета решила дальше закалять характер и уехала работать в сельскую школу Жлобинского района. Три года преподавала детям историю, географию, а по вечерам подрабатывала воспитателем в детском саду. Было очень сложно. Но именно тогда поняла, что хочу остаться среди детей, но немного сместить вектор занятий.
Чувство сострадания к чужой боли тянуло меня в сторону коррекционной педагогики. Так я снова стала студенткой, на четыре года сев за парту Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, сердцем выбрав эту редкую, но важную специализацию сурдопедагогика.
В 2007 году я пришла работать в Мозырский ЦКРОиР, в котором тружусь и сегодня. Моя работа словно мой второй дом. Сегодня уже себя в другой профессии не вижу. Наблюдаю за тем, как ученики делают успехи и у них получается то, чему я их научила, и меня это очень радует. Какие у меня замечательные дети! Считаю себя педагогом по призванию души.
Предпосылки проблем
– Что может быть причиной нарушения слуха у детей?
– Первый скрининг ребенок проходит на 2–4 день жизни. Однако важно знать, что не все нарушения слуха могут быть зафиксированы в этот момент. Снижение слуха возможно в любом периоде развития малыша.
Новорожденный потенциально находится в группе риска, если есть определенные факторы: генетическая предрасположенность, недоношенность или малый вес, если ребенок находился на препарате ИВЛ или в реанимации больше 2 суток, часто болел отитами или другими инфекционными заболеваниями, имел травмы головы или уха, аденоиды и хронический ринит. Оказывает влияние и то, с какими особенностями протекала беременность, а также резус-конфликт матери и ребенка. На качестве слуха может сказаться прием некоторых антибиотиков и акустическая травма, к которой относятся громкие звуки.
Сразу отмечу, что среди детей школьного возраста тугоухость встречается уже у 2 % детей. Еще около 8 % детей имеют центральные расстройства слуха, которые проявляются в проблемах слухового внимания и слуховой памяти, нарушениях речи, трудностях обучения.
Домашняя диагностика
– Что должно насторожить родителей в поведении ребенка?
– К сожалению, не всегда родители неговорящих детей связывали отсутствие речи своего маленького ребенка с нарушением слуха, вследствие чего время было упущено. Действительно, нарушение слуха схоже в своих проявлениях с другими отклонениями в развитии.
К 2–3 месяцам у младенцев наступает период гуления – спонтанного и бессознательного произнесения певучих, негромких звуков. На ласковое приветствие родного взрослого он будет улыбаться, следить глазками, издавать звуки, активней шевелить ножками и ручками. Гулят все дети, даже глухие. Но у детей с нарушением слуха гуление может быть менее певучим, монотонным, коротким, иногда напоминающим визг. И важно то, что оно не возникает в ответ на эмоциональное общение.
К 7–8 месяцам гуление сменяется лепетом – это уже осознанное действие ребенка. Малыш стремится активно повторять те звуки, которые слышит. Если лепет монотонный или его не было, то это тревожный сигнал. У детей с нарушением слуха лепет беден по звуковому составу, ограничен набор слогов, без интонационной окраски. Он не переходит в речь по причине того, что ребенок не может подражать услышанным звукам. Нет восприятия речи – нет и самой речи.
У глухих детей лепета нет и вовсе.
Если малыш к 10 месяцам не повторяет цепочки слогов, не играет сo звуками своего голоса, не оживляется, когда вы разговариваете с ним, то это повод проявить бдительность. В 8–11 месяцев малыш понимает простые инструкции: «А где киса? Ав-ав…»
Если в год-полтора ребенок молчит, не отзывается на имя, не реагирует на речь, когда не видит собеседника, при общении опирается на знакомую ситуацию, мимику, жесты, а не слова, то это также повод для беспокойства. Например, мама готовит сыну обед, приходит в комнату и зовет его: «Саша, пойдем кушать». Но при этом она свои слова сопровождает бытовыми жестами (машет рукой в сторону кухни). Что в этот момент помогает, например, двухлетнему Саше понять, что он скоро будет есть? Привычная для него ежедневная ситуация: мама долго на кухне что-то делает, запах еды, время приема пищи, знакомая мимика, жесты мамы… И такая же ситуация при других режимных моментах (сон, туалет, прогулка и другое). И у родителя нет даже мыслей, что малыш их не слышит. Ведь он «всё понимает и выполняет». Если в 2,5–3 года отсутствует фразовая речь, но в обиходе есть несколько слов, либо ребенок говорит на «своем» языке, а вы догадываетесь, что ему нужно только по его жестам и мимике – это может быть снижение слуха. При этом он не реагирует на шепотную речь на расстоянии нескольких метров (в норме 6 метров). Наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, неуверенная походка, ребенок спотыкается, падает на ровном месте.
Таким образом в норме, когда в 4–5 месяцев ребенок поворачивает голову на голос мамы, вздрагивает от хлопка, гулит с интонацией; в 8–10 месяцев откликается на свое имя, говорит «ма-ма», «ба-ба»; в год произносит первые слова, танцует под музыку; в полтора – произносит 10 и более слов, выполняет простые речевые инструкции, к 2 годам появляется фраза из 2 слов, откликается из другой комнаты.
Что делать?
– Каковы прогнозы для детей с нарушением слуха?
– Прогнозы для таких детей сегодня можно назвать благоприятными. Современная медицина предлагает эффективные способы компенсации от высококачественных слуховых аппаратов до кохлеарных имплантов.
При условии регулярной коррекционной работы и поддержки семьи такие дети успешно интегрируются в общество слышащих людей.
– Что Вы посоветуете родителям?
– В первую очередь, помните о слуховой гигиене. Нужно избегать громких звуков (с осторожностью следует брать ребенка на праздничные мероприятия, концерты, фейерверки и другое). Нельзя хватать ребенка за уши и трясти. Необходимо беречь от травм головы, аккуратно чистить уши. Не занимайтесь самолечением при боли в ушах, а обращайтесь к врачу.
Если родителей что-то тревожит или они узнали в описании своего ребенка, то необходимо обратится на диагностику в ЦКРОиР. Также желаю каждому родителю любви к своему ребенку, терпения и обязательно находить время на регулярные занятия. Мой девиз по жизни «Дорогу осилит идущий».
Людмила ЛИПНИЦКАЯ
Фото из личного архива
Ирины ЛИПСКОЙ