Мозырянин Сергей Овчинников: аппаратчик – дело для интеллектуалов

611

Какую профессию считать сложной – где много физического труда, как у шахтера, или высокая степень ответственности, как у хирурга?

Какие интересные и непростые профессии есть у мозырян, занятых на различных производствах, что зависит от их мастерства, насколько их работа уникальна и незаменима? На эти и многие другие вопросы нам помогает найти ответ Сергей Михайлович ОВЧИННИКОВ, аппаратчик выпаривания соли цеха №2 ОАО «Мозырьсоль».

Путевка в жизнь

«Сам я мозырский, начальная школа была в военном городке по месту жительства родителей, затем перешел в СШ №9, а когда построили СШ №11, то наш класс в полном составе отправился в новую школу, где мы и стали ее первыми выпускниками, – вспоминает Сергей Михайлович. – В институт поступить не получилось, пошел в училище №131, оно только открылось и считалось престижным. Окончил с отличием по специальности слесарь-монтажник, хотел опять поступить в институт, но вручили повестку… Сначала «учебка» в Минске, а потом мотострелковая рота в Азербайджане. Когда ходили по горам, то видели соседний Иран в 12 километрах.

До армии работал в нашем «Нефтезаводмонтаже», туда и вернулся после службы, а практику проходил на сользаводе: на том месте, где сейчас стоит турбогенераторная, раньше была наша «инструменталка». Позже захлестнула личная жизнь, и мечту об институте пришлось оставить.

А потом пришли те самые «90-е»: увольнения, сокращения, отсутствие работы… Но всегда любил спорт и его никогда не бросал, и как-то раз на первенстве города Виктор Александрович Кричко, инструктор по спорту сользавода, позвал меня, безработного, сыграть в заводской команде. Мы выиграли. Потом разговорились, и он предложил поработать годик на замене декретного отпуска. Словом, в этом мае будет 24 года, как на замене работаю (с улыбкой)».

Коллега – третье мое плечо

«Аппаратчиком работал сразу, прошел обучение и постепенно стал набирать необходимый опыт. Металлоконструкции, трубы, задвижки, движение потоков – все это было уже знакомо, главное – надо просто головой думать, – рассказывает Сергей Овчинников. – На сользаводе осел окончательно и прочно. Сразу очень понравился коллектив, смена, в которую я попал. Приняли, как родного, рассказали все в общих чертах, но вникать в детали пришлось уже самому. Но и здесь я не был предоставлен сам себе: конечно, в первую очередь, старался разобраться сам, но если что-то не понимал, то всегда подсказывали. Очень благодарен своему бригадиру: считаю, что Валерий Федорович Дусенок – мой настоящий учитель на предприятии. Когда навещаю отца на кладбище, всегда иду к нему… Где-то поддержал меня, что-то подсказал, поправил, научил, как делать лучше, хотя, чего скрывать, иногда хотелось сделать по-своему, но в итоге убеждался в его правоте.

Увлечение спортом и здесь продолжилось: играл в волейбол за цех, завод, сборную города, участвовали в спартакиаде на республиканском уровне – раз 8-10 привозили первые места. Когда коллектив дружный, то и команда успешно играет».

Секреты мастерства

Задание главного редактора – рассказать о людях сложной профессии, но на фото видим, что наш герой сидит за столом перед монитором компьютера. Ожидаемая обывательская реакция: «Что ж тут сложного – сидит и в экран смотрит?! Это ж не лес валить и не камни таскать…»

Аппаратчик выпарки цеха производства соли Сергей Овчинников не обижается, а терпеливо и доходчиво рассказывает о своей работе: «Если в стакан налить рассол и поставить на подоконник, то вскоре вода испарится, и останутся кристаллы соли. У нас происходит то же самое, только в ускоренных и промышленных масштабах. Получаем с рассолопромысла с глубины 1200 метров рассол. Наша задача в общем процессе производства соли – его выпарить, получить кристаллы соли, отдать на центрифугу, где массу отожмут, потом на конвейер и на сушку, а затем в цех фасовки. Идет непрерывный цикл. Основа, на которой держится все производство соли, в профессионализме и высокой ответственности за общий результат, ведь надо очень много различной информации держать в голове и уметь оперировать ею. Изучив только верхушку этого производственного айсберга, аппаратчиком нельзя стать, надо постоянно быть в процессе обучения и самообразования.

Наша работа – это не простое переключение кнопок. Компьютеры в операторной всего лишь показывают нам картину параметров, а все остальное – постоянное движение: где-то надо подняться на отметку, проверить, пощупать руками трубопровод, открыть чуть больше/меньше задвижку… При этом прокручивать в уме все возможные варианты развития событий, как твои действия могут повлиять на конечный результат…»

Мы беседуем в обеденный перерыв, когда половина смены уже позади. «Сегодня за рабочий день приходилось делать уже все из перечисленного, – продолжает Сергей Михайлович. – Где-то арматура перестала держать задвижку на центрифуге. Необходимо заменить, значит, надо остановить центрифугу, а для этого надо уменьшить подачу соли на брандеса (сгуститель-отстойник, – прим. авт.). Потому что, если набрать брандес через верх, то мы начинаем забивать солью трубопроводы и прочие линии… Если мы провороним, например, содержание твердой фазы в аппарате, то циркуляционный насос начинает работать с большим расходом электроэнергии. Не уследили вовремя – забиваются теплообменники, как следствие – начинается работа в авральном режиме, а это подача конденсата, растворение соли – словом, дополнительные расходы, а ведь это наши деньги, прибыль и зарплаты. Поэтому основа нашей работы – это взаимосвязь в цехе со всеми отделениями и обязательно включение мозга: всю смену надо все процессы видеть и чувствовать, пропускать через себя. Это я вам описал работу одной системы, а мы уже не один год работаем на двух, а это количество оборудования увеличивается в разы.

Что касается оборудования, то уже при мне многое поменялось. Можете представить себе ситуацию, когда надвигаются тучи, вся смена сидит на взводе, затем происходит мощная гроза, и останавливается весь цех… А ты находишься на 9-й отметке, и надо бежать вниз, помочь все включить и запустить. Потому что остановка свыше 5 минут считается аварийной – аппараты больше не включаются. И все надо сливать на пол. Аппарат – 70 кубов, в системе – 4 аппарата, а если систем две… Когда оборудование, в том числе электрическое, поменялось, появилась система самозапуска, нам стало немного проще в экстренных ситуациях…

В ходе модернизации поставили 2 новые градирни – совсем другая работа пошла, потому что прежние уже не справлялись с нагрузками. Уже доказанный факт, что погодные температуры выросли: на улице +30, а по технологии надо вода +25, и старая градирня уже воду не охлаждает… Раз получили воду горячее, у нас меняются параметры, мы уже не можем работать, как положено. Сейчас эта проблема исчезла. Различных нюансов в работе масса, и главное – нет мелочей, от которых можно отмахнуться…»

После такого рассказа логично спросить: «Что надо знать и уметь, каким быть, чтобы стать аппаратчиком выпаривания соли?» Сергей Михайлович Овчинников уверен: «Аппаратчиком должен быть человек с большим чувством ответственности и долга, дисциплинированный, думающий. Прийти просто, как говорится, «перекантоваться, а там видно будет» – не для этого дела. Эту работу надо полюбить. И вот когда ты ее полюбишь, начнешь в нее вникать, тогда будут открываться все секреты мастерства.

Я думаю, что сегодня, готовя себя к любой профессии, не надо быть лоботрясом в школе, современный мир такой, что знать надо как можно больше, всем интересоваться. А принцип «Ничего, жизнь научит!» лучше выбросить сразу, поскольку счет за учебу жизнь в итоге предъявит непомерный и научит, но только очень жестко и жестоко. Все надо делать вовремя, учиться тоже. Аппаратчик – это наука, и чтобы стать профессионалом в своем деле, учиться и совершенствоваться придется годами. Я и сейчас, через 24 года в этой профессии, не могу про себя сказать, что разбираюсь во всем. До сих пор открываю и перечитываю инструкцию. Хорошо, когда есть с кем посоветоваться. И обязательно учиться. Жизнь – это учеба. Когда все это совпадает, тогда из новичка обязательно получится хороший аппаратчик».

Дмитрий КУЛИК

 

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: