Ко дню пожилых людей

434

Пусть Ваши дни пылают, как закат, пусть подмигнет Вам небо оком синим, и пусть сверкает молодостью взгляд, а осень жизни будет соловьиной!

Каждому возрасту подобает свое.

Начну свое раздумье о поре, о которой великий поэт страны Восходящего Солнца Чи Хуэйань так мудро сказал всего в двух строчках: «Таи в себе свою весну и свою осень», с поучительной притчи. Называется она «Деревянная миска».

Один человек на старости лет переехал жить к сыну, а у того уже были жена и сын, и жили они не сказать чтобы очень богато. У старика уже тряслись руки, затуманивалось зрение, и шагал он неуверенно.

Вся семья обедала за одним столом, и дрожащие руки, больной взгляд старика превращали трапезу в тяжелую для других процедуру. Пища вываливалась из его ложки на пол, а когда он пытался взять стакан, молоко проливалось на скатерть. Сын и его жена устали от этого.

– Мы должны придумать что-то, надо что-то делать с дедушкой! — сказал сын. — Хватит, уже достаточно! Он разливает молоко, шумит за столом и роняет еду на пол.

Супруги решили поставить один маленький столик в углу столовой. Там старик ел один, пока остальные члены семьи наслаждались своей трапезой.

Так как дедушка постоянно разбивал тарелки, еду ему подавали в деревянной миске. Муж с женой изредка поглядывали в сторону старика и могли увидеть слезы в его глазах, пока он сидел один за столиком. Между тем единственными словами, которые они адресовали к старику, были холодные напоминания о том, что надо быть внимательным, каждый раз, когда у него выпадала вилка или еда.

Четырехлетний внук наблюдал все это в полном молчании.

Как-то вечером, перед ужином, отец мальчика заметил, что его сын играет на полу с кусками дерева. Глядя на ребенка с нежностью, он спросил:

— Что ты делаешь?

С такой же нежностью мальчуган ответил:

— Я делаю одну миску для тебя, а другую для мамы, чтобы, когда я вырасту, вы кушали из них.

Он улыбнулся и продолжил свое занятие.

Слова ребенка поразили родителей, они не могли ничего произнести. Слезы текли по их щекам. И хотя они не обменялись ни словом, оба знали, что делать.

Этим же вечером сын старика бережно взял отца за руку и проводил к столу, за которым собралась вся семья. А невестка села рядом и помогала старику есть аккуратнее, вытирая его мокрый подбородок вышитым полотенцем. До конца своих дней дедушка занимал свое место за общим столом, и больше никогда в жизни ни у сына, ни у его жены не вызывали негодования ни упавшая вилка, ни разлитое молоко, ни испачканная скатерть.

Мы можем что-то изменить в отношениях с родителями, только пока они живы.

Для чего я об этом написала? Да все просто: хочу напомнить юности: с почтеньем пусть внемлет молодой тому, кто стар и сед, ибо из всех благ жизни долголетие — лучшее благо. А потому надо всегда помнить одну простую истину: в человеческом мире не укроешься никуда — весна непременно сменится осенью… Как говорит восточная мудрость, пора любая года хороша, и в жизни человека — точно так же!

…Всегда с великим почтением встречаюсь с известным в городе врачом Екатериной Сергеевной Новик. Какой красивый она человек! Какой сильной души! Какого высокого полета ее желания и стремления: жизненный след должен быть глубоким и ярким, не стираемым ни житейскими камнепадами, ни вихрем рабочих, обыденных проблем, ни жестоким и холодным ливнем различных испытаний, подброшенных к пьедесталу жизни человека Его Величество Судьбой! Только ровный и глубокий след! И ясный чистый взор на свои года: как будто не было и нет нагроможденных друг на друга лет, нагроможденных друг на друга бед, с которых нам открылись рубежи — земли и неба, истины и лжи…

Возраст Екатерины Сергеевны называют весьма уважаемым. Такова и она сама — в поступках, в делах, в отношении с людьми. Екатерина Сергеевна окончила медицинский институт с красным дипломом — а это труд большой и ответственный. Многим женщинам она помогла обрести великое счастье материнства — а это труд значимый и серьезный. Многих молодых специалистов известный в медицинских кругах города доктор учила идти к тернистым вершинам профессионального мастерства — а это труд великий и кропотливый. Никогда не позволяла себе врач по Божьей милости душе уставать на пути к своему совершенству: умерить жизни бег, познать отдохновенье… Нет, это не о ней, Екатерине Сергеевне Новик! Никогда она не позволяла древу своей жизни засыхать, а листьям-мечтам и желаньям — опадать! А ведь какая гармония разума и чувств за всем этим стоит! «Мне юности не жаль: прекрасней солнце мая, мой золотой сентябрь, твой блеск и тишина… Я не боюсь вас, годы пожилые — под светлым инеем безгрешной седины», сказал известный поэт.

Полвека отдала Екатерина Сергеевна делу, которое выбирала сердцем: служить другим, расточая себя. Благородная миссия на земле, что и сказать. Искусством и человеколюбием, трудом и знанием служила Екатерина Сергеевна Новик людям — врач, который сделает все, чтобы помочь нуждающемуся в этом. Сегодня Екатерина Сергеевна уже на заслуженном отдыхе. Пусть и отошла она от дел врачебных, но это нисколько не сказалось на ее богатом характере: по-прежнему хорошие, славные дела наполняют ее жизнь. И та же бодрость духа. И тот же ясный, не затуманенный временем взгляд. И та же красивая стать. И то же великое стремление заполнить до краев интересными делами каждый день своей жизненной осени, подаренный ей небесами: воистину: волевые, сильные, мудрые люди, подобно Екатерине Сергеевне Новик, даже в серьезном возрасте не бывают подобны листу, с которым играют ветры… Откуда это у них? Жизнь заставляет нас покинуть оболочку юности, чтобы приобрести опыт, мудрость, знания. Помните перед наступающей осенью жизни: усилие всегда, в любом возрасте необходимо нам в жизни. Если бы нам и на склоне лет позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы бы были обделены. Мы бы не смогли быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

…Годы бегут, и у нас одно за другим похищают: отняли шутки, румянец, пирушки, любви шаловливость, утверждал Эпикур. А вот многие в возрасте люди с этим категорически не согласны. Мозырянка, бывшая актриса драматического театра им.И.Мележа Зинаида Викторовна Нагорная — из этого ряда. Сколько ее знаю лет, а их несколько десятков, столько и восхищаюсь ею — великого и мудрого сердца она человек! Отойдя в 70 с лишним лет от больших трудов, Зинаида Викторовна по-прежнему осталась верна своему главному жизненному принципу: спешите творить добро! На вопрос «не пора ли отдохнуть, о себе побеспокоить-ся?» Зинаида Викторовна Нагорная отвечает всегда так: «Я благодарна Богу за то, что умею быть милосердной». Какой великий Истм жизни! Какой великий пафос жизни в этих словах! Делать добро людям — больным, одиноким, слабым — не ради словца красивого, сказанного ей вслед, а по велению сердца — о, это совсем другая история, как говорится. Она, Зинаида Викторовна Нагорная, несла людям добро за самую большую моральную награду на земле — за спасибо! Просто так. Бескорыст-но. От чистого сердца. Ибо иначе жить она не может. Как это поется в известной песне: «И как же это вышло-то, что все шелками вышито судьбы моей простое полотно?» Вышло, и есть ответ на этот, в общем-то, риторический вопрос: потому что судьба этой замечательной женщины соткана из нескончаемых добрых дел, которым нет числа. Как ушла из театра Зинаида Викторовна в 70 с хвостиком лет, так до недавнего времени она была вся в заботах о других. Зинаида Викторовна была лучшим другом для больных и одиноких: покупала им продукты, лекарства, убирала в доме, читала книги о сильных и мужественных людях, о добре… И о том, что никогда не надо падать духом, и если теперь плохо, то не всегда так будет и впредь. Как говорит известное латинское изречение, после мрака надейся на свет, дыши и верь в лучший исход. Была Зинаида Викторовна Нагорная и волонтером с малолетними детьми-инвалидами. В городской больнице она ставила для них сказки. А еще эта женщина с красивым и умным сердцем приносила тортики: пусть малыши порадуются! «Но ведь это так трудно — постоянно видеть чужую боль. Зачем вы это делаете?» — спрашиваю я у Зинаиды Викторовны, хотя давным-давно знаю ответ: «Именно потому, чтобы сердце не разучилось быть милосердным…»

А я уверена: добрые дела продлевают человеческую жизнь. Добрым живется, конечно же, легче. Камень за пазухой ты не держи. Просто добро — это камень покрепче камешков зла и коварства, и лжи! Зинаиде Викторовне Нагорной — уже далеко за 80. У нее 9 правнуков. Не случайно Господь даровал ей такой солидный век — за добро, за неиссякаемый свет глубокой души.

Я просил сил, а жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости, а жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатств, а жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать, а жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви, а жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ, а жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Вот и женщины, о которых я рассказала, знали истину: «Не проси себе легкой дороги — у судьбы независимый нрав. Ее частных владений не трогай, не касайся властительных прав. Колесницей своей загрохочет, и пятою хозяйской сомнет…»

Две судьбы, две дороги, две жизненных позиции… Схожих и таких разных. Открытые миру и людям души — сердобольные, зажигающие, глубокие, открытые миру и людям сердца в их прекрасном и величественном порыве нести всем добро, свет, участие, никогда не перестающие это фонтанировать из внутренних своих глубин, так ярко отмеченные Богом, всегда спешащие туда, где помощь твоя — словно светлая и тихая вечерняя молитва, силы дарующая увидеть рассвет… Открытые миру и людям поступки — ясные, как сущий день Господень; славные, как знаменитый стих; благородные, как безукоризненное великодушие… Но скажите им об этом, и вы увидите искреннее удивление в глазах: а разве можно жить по-другому? Вот уж воистину: плод жизни человека — его доброе имя. Велик авторитет у моих героинь среди земляков. Увидев их, люди еще издали смиряют шаг: приветствуя и Екатерину Сергеевну Новик, и Зинаиду Викторовну Нагорную, а это надо заслужить. Всей жизнью своей заслужить. Не просто все, ой как не просто — ты ведь постоянно был и остаешься на виду, в памяти людской, в их благодарных сердцах; твоя жизненная орбита всегда притягивает их взгляды, — вот она досягаемая для всех, и вычислить, измерить ее — чего проще: дела говорят сами за себя… Нет, не зря для меня духовная и нравственная красота всегда была и останется самым красивым способом присутствия в мире. Осень жизни, как и осень года, бывает солнечной, прекрасной. Так благословим же ее!

А закончить свой материал я хочу прекрасными строчками гениальной русской поэтессы Вероники Тушновой. Вот они: «Я пенять на судьбу не вправе, годы милостивы ко мне…  Если молодость есть вторая — лучше первой она вдвойне. Откровеннее и мудрее, проницательней и щедрей. Я горжусь и любуюсь ею — этой молодостью моей. Та подарком была, не боле, та у всех молодых была. Эту я по собственной воле, силой собственной добыла. Я в ее неизменность верю оттого, что моя она, оттого, что душой своею оплатила ее сполна!»

Лариса КУЗЬМИНА


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: