Не только кофе и футбол… И, действительно, много-много диких обезьян. Это Бразилия

3363

Открываем Южную Америку

Одна из главных сложностей с поездкой на этот континент – как сюда попасть, в смысле недорого, если не хочется платить свыше тысячи долларов на одного человека только в один конец. Мы добирались по маршруту Вильнюс – Париж – Сан-Паулу, но этому предшествовали поиски в интернете авиабилетов и рейсов по приемлемым ценам, потому что авиакомпании периодически объявляют скидки на различные маршруты.

Следующий этап – сделать прививку от желтой лихорадки. Это было несложно: участковый терапевт после осмотра дает направление, и в этот же день тебе делают безболезненный укол бесплатно. В Бразилии еще есть несколько очагов с этой болезнью, поэтому лучше не рисковать, тем более, что белорусские врачи не имеют опыта борьбы с этой жуткой напастью – для Беларуси она, к счастью, нетипична. Кстати, во многих африканских странах вас завернут уже в аэропорту без свидетельства о такой прививке.

Любой поездке за границу всегда предшествует изучение этой страны. Впечатлила информация: в Южной Америке живет 8 % всего мирового населения, и на нее приходится 38 % всех убийств, совершаемых в мире. Лидируют Колумбия и Сальвадор, не «отстают» Венесуэла, Гондурас, Мексика – в этих странах не щадят даже туристов. Много ужасов пришлось прочитать про Бразилию, но многие из них не оправдались. Но на всякий случай взяли с собой несколько старых мобильников для выходов в люди, одевались тоже попроще, джинсы и майки, стараясь не привлекать к себе внимание. Впрочем, не показывать свой достаток верно не только для Южной Америки.

Ради интереса проверили культовую фразу из любимого фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». Таки да: Бразилия имеет наибольшее число видов приматов среди всех стран, около 77 видов. Только живут они не в городах.

Паулисты…

Для многих стран характерно соперничество двух городов, например, Мадрид и Барселона в Испании, Санкт-Петербург и Москва в России. Для Бразилии –  это Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Правда, я бы провел другие аналогии: Сан-Паулу – это нечто вроде Москвы, куда все приезжают по деловым вопросам, а Рио – это Сочи: пляжи, самба, отдых, веселье.

На мой взгляд, путешествие по Бразилии лучше всего начинать именно с Сан-Паулу – самый населенный город в пределах страны, всего Южного полушария с красноречивым девизом: «Не мной управляют, а я управляю». Настоящая находка для любителей современной архитектуры с его небоскребами и простор для фотографов, любящих головокружительную геометрию зданий, улиц, сооружений. В эту картину удачно вписаны старые здания колониальной эпохи. Но при этом своя уникальная атмосфера: внешне он похож на Чикаго, но в американском городе все как-то правильно и стерильно, а здесь в деловую жизнь финансовой столицы Бразилии естественно вторгается  обычная жизнь, небрежная и неряшливая порой. Привычная деталь – уличная торговля. Бразильянки, точь-в-точь как наши бабушки с пирожками в свое время, торгуют на улице своей выпечкой – чуррос – с корзинками, термосами. На главных площадях люди любят не просто собраться, но еще и организовать свой флешмоб на самые разные злободневные темы. Мы стали свидетелями представления, посвященному проблемам феминизма. Для проживания лучше всего выбрать район Жардинс (Сады), здесь же расположен необычный музей современного искусства.

Говоря о Бразилии, как и о любом южноамериканском городе, невозможно обойти тему уличной преступности. Есть свои нюансы в этих городах. В Сан-Паулу есть воображаемый круг определенного радиуса, внутри которого безопасно, а за пределами есть неблагополучные районы, а в Рио такие кварталы разбросаны по всему городу в шахматном порядке, и, свернув на вроде приличную улочку, вдруг обнаруживаешь  плакат с характерными двумя фигурами: у одной в руках пистолет, у другой подняты руки. Выбираешься к цивилизации в ускоренном темпе. Но в целом опасения о разгуле преступности в этой стране с обязательным грабежом оказались преувеличенными. Похоже, бразильцам реально не до этого: страна входит в первый десяток лидеров различных престижных международных экономических рейтингов. И все мои телефоны остались целыми. Но вот в банках пользование мобильной связью запрещено, чтобы возможный наводчик не предупредил подельников снаружи, что кто-то снимает крупную сумму.

Сан-Паулу.

Конечно же, футбол обязателен. Во всех кафе и ресторанчиках телевизоры показывают только футбольные матчи, почти вся реклама завязана на этот вид спорта. Говорят же, что Бразилия – это 205 миллионов человек населения и 205 миллионов футбольных тренеров со своим составом сборной и тактикой игры. Когда первые бразильские легионеры появились в России, болельщики думали, что еврокубки не за горами, поскольку многие и сегодня уверены, что каждый бразилец если не Неймар, то, на худой конец, Тьяго Силва. Но для страны это такой же экспортный товар, как и кофе. Мы не видели ни одной пустующей футбольной площадки в Бразилии – играют все. Кстати, Сан-Паулу начинал именно с экспорта кофе, превратившись в итоге из заштатного городка в промышленный и финансовый локомотив Бразилии.

…и кариоки

Так называют жителей Рио-де-Жанейро, которые про свой город говорят так:«У нас два времени года: жара и ад». Но сюда в основном именно ради пляжного отдыха и приезжают. И после серьезного Сан-Паулу жители Рио кажутся особенно веселыми и беззаботными, но о политике говорят с жаром. Поэтому после выборов сюда лучше не приезжать – страсти кипят  нешуточные. В сфере услуг практически все владеют английским, но с таксистами приходилось общаться через яндекс-переводчик. Одна из гор, возвышающихся над Рио и обязательная для посещения, носит название Сахарная голова: с поселения португальцев у ее подножия и начинался город. Правда, реальность менее поэтична: когда на нее все-таки взобрались, то оказалось, что белая она в результате жизнедеятельности многочисленных местных птиц. Но сейчас к ней ведет канатная дорога, и с нее открывается прекрасный вид на город. А еще есть трогательная история в духе «жил-был художник один…» про современную достопримечательность – лестница Селарона. Чилийский художник поселился в одном из районов Рио и решил сделать из местной простой лестницы произведение искусства. Покупал на свои деньги плитку, расписывал своими рисунками и укладывал. Лестница стала постепенно известной, и туристы со всего мира стали привозить ему плитку и керамику – он для всех нашел место. Работу посвятил городу, и умер по ее завершению… А у нас в Мозыре столько лестниц… Потрясающе развито искусство граффити – для того, чтобы рисовать на стенах, достаточно получить лицензию художника, а с этим нет никаких проблем.

Рио-де-Жанейро, лестница Селарона.

Одна из достопримечательностей Рио-де-Жанейро – фавелы, или по-нашему трущобы. Мы посетили две из них с названиями Росинья и Вилла Каноас. На мой взгляд, сегодня это явление уже не совсем подходит под старую добрую советскую рубрику «Там, где правит капитал». Атмосфера здесь своя, живут небогато, но люди не хотят уезжать, потому что жить довольно дешево, а к местному комфорту уже притерпелись. Многие работают в престижной сфере услуг, другие делают свой бизнес, открывая магазинчики со всем необходимым. Плохо с дорогами, потому что исторически фавелы появлялись на склонах гор. Есть в Бразилии такой закон: если на землю, которую ты занял, 5 лет никто не предъявляет прав, то она твоя. Так фавелы и создавались – в ненужных районах. Местные жители – хорошие строители, но совершенно никакие архитекторы, поэтому такое понятие, как, например, инсоляция, здесь пустой звук – дома часто стоят в метре друг от друга, и между ними темно даже в солнечный день. Дороги ужасные – есть только центральная дорога, а коммуникации – набросы наших жителей на линии электропередачи, с которыми борются местные  электрики, детский лепет по сравнению с бразильскими умельцами. Перед чемпионатом мира по футболу власти страны провели программу «Умиротворения фавел», и климат в них заметно оздоровился, хотя кадры операций, что попадали на ТВ, порой напоминали сводки с российского Северного Кавказа: спецназ под прикрытием БТР штурмом берет очередной дом. Наркотики нам не предлагали, но таксисты ездят сюда по-прежнему неохотно и только до границы фавелы – потом надо самим идти в гору.

Вишенки на торте

Настоящим событием стало посещение водопадов Игуасу на границе Аргентины и Бразилии. Чтобы было понятно, позволю себе такое сравнение: у нас раскручена Ниагара, но это система только из трех водопадов, пусть и впечатляющая. А Игуасу –   это 275 водопадов, не уступающих по мощи и красоте Ниагаре. И все мы знаем, что на текущую воду можно смотреть бесконечно…

Водопады Игуасу.

В общем, в Бразилии жить хочется в Сан-Паулу, а на выходные приезжать в Рио-де-Жанейро. А еще в планах посетить амазонские леса и опустить ладони в Амазонку. Есть и другие колоритные города – Белу-Оризонти и Бразилиа, которые также хотелось бы увидеть. И не так страшна Бразилия, как ее порой рисуют.

А еще в Бразилии – внезапно – самая большая японская община в мире. Как и много других общин. В Штатах любят подчеркивать, что у них страна – плавильный котел, где все народы становятся американцами, но есть в этом доля лицемерия.

Но бразильцы гордятся тем, что у них расовая демократия, и от цвета кожи и национальности не зависит твое положение в обществе и продвижение по социальным лифтам. И когда выходишь на улицу, то видишь радостных и веселых азиатов, европейцев, африканцев – перед тобой весь мир!

Это – Бразилия.

Сергей КУЛИК, член клуба юных пожарных.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: