Шить, готовить, чинить учись смолоду!

Помогут в этом учебно-производственные мастерские государственного учреждения образования «Средняя школа № 7  г. Мозыря»

Как все  начиналось…

Рассказывает Владимир Васильевич Хомутовский, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 7 г. Мозыря»:

— В 1978 году был открыт межшкольный учебно-производственный комбинат (УПК) г. Мозыря по известному адресу в здании на ул. Пролетарской, где скоро будет действовать районный суд. В 2014 году было принято решение такие комбинаты закрыть. Могу предположить, что для профтехобразования было признано достаточным наличие профессиональных лицеев и колледжей, а УПК вроде как лишнее звено.

Я был последним директором этого комбината, и после закрытия пришел на работу в СШ № 7, но прежде посоветовался с руководством отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома и руководством Главного управления образования Гомельского облисполкома о сохранении хоть в каком-то виде профес-
сионально-технического обучения для школьников. Кодекс об образовании позволяет учебно-производственным мастерским функционировать на базе школы в виде структурного подразделения или филиала. Этим положением мы и воспользовались, внеся необходимые изменения в устав школы. Чисто по-человечески тяжело дело, которому ты отдал много лет, сил, энергии, ликвидировать. И опыт в любой сфере показывает: закрыть легко, восстановить базу и кадры — куда сложнее и затратнее.

Совместно приняли решение попробовать сохранить в любом возможном виде. В итоге учебно-производственные мастерские мы оформили как филиал средней школы № 7 г. Мозыря. Находятся они в Козенках в здании бывшего районного УПК. Расположение удобное, автобусы ходят регулярно и по расписанию, так что дети успевают без проблем. Разве что поменялся график занятий: теперь не один полностью день в неделю, а после уроков в школе и занята суббота. Если сравнить по количеству специальностей, которые были на УПК, то сегодня вместо прежних 17-ти мы оставили 4 специальности: водитель транспортных средств категории С — в основном для мальчиков,  визажист, парикмахер и дизайнер одежды — для девочек. Образно говоря, сколько мог из прежнего УПК забрал с собой в новые мастерские.

Текущие вопросы

В начале учеба в наших мастерских была не обязательной для всех десятиклассников, а по желанию, — продолжает Владимир Васильевич. — Но уже в текущем году было принято решение, что каждый учащийся 10 класса, который не изучает предметы на повышенном уровне, так называемые базовые классы, обязательно должен пройти курс по трудовому обучению. Основной массе детей мы предложили занятия по 5 специальностям, к уже названным добавив повара, — мальчики учатся с неменьшей охотой, чем девушки. Если в прежние годы, когда посещение было по желанию, у нас занимались примерно 200 человек, то сегодня, когда группы укомплектованы, у нас 240 человек только из 10-х классов, а вместе с продолжающими — около 500 человек.

К сожалению, не можем дать возможность учиться каждому ребенку — просто не хватает мест. Если будем дальше развиваться, то необходимо  расширять производственную базу, решать кадровые вопросы. На следующий год планируем для мальчиков открыть специальность слесарь по ремонту автомобилей, чтобы охватить как можно большее количество детей. А пока для тех, кто не попал в наш филиал, организованы занятия на базе учреждений профтехобразования
г. Мозыря, можно научиться профессиям плиточника, каменщика, облицовщика-плиточника в шестой школьный день. Группа водителей пользуется особой популярностью у детей и родителей. Отмечу, что этой специальности наши ребята учатся 2 года. У них есть возможность опробовать свои навыки вождения в любую погоду – дождь, слякоть, туман…

Мое личное мнение: никакие знания не лишние, уметь работать руками должны все — даже если профессия будет далекой от сферы промышленности и обслуживания, но понятие о том, как работают механизмы и трудятся на производстве, полезны и гуманитариям, и любому руководителю.

Профессиональное образование в школе должно быть обязательно. Нередкая житейская ситуация: ребенок после школы не смог поступить в вуз. Но полученные у нас трудовые навыки плюс удостоверение помогут ему трудоустроиться: он уже, например, будет знать, как пользоваться измерительными инструментами, научится держать в руках гаечный ключ и молоток, шить себе одежду, готовить еду. Словом, придет уже с определенным багажом знаний, навыков, умений, более высокой конкурентоспособностью на рынке труда. В итоге будет более подготовленным к взрослой жизни.

Мысли вслух

Один из заветов Козьмы Пруткова «И при железной дороге не забывай двуколку» осмелимся творчески переосмыслить: «И в эпоху компьютеризации и цифровизации владей рабочей специальностью». Во-первых, простой жизненный опыт в виде армейской службы, где парни, владевшие строительными специальностями, повара и водители были на более высоком счету у командования, чем просто умные, интеллигентные и образованные. И к армейским условиям ребята, имевшие профессиональные навыки в какой-либо сфере, привыкали быстрее. Поэтому пока в качестве пожелания считаем полезным в перспективе распространить опыт получения какой-либо профессии и на тех учеников, которые сегодня выбрали профильное образование.

Во-вторых, есть такое известное понятие, как стирание граней между физическим и умственным трудом, а еще все в нашей жизни взаимосвязано. Знания, полученные на школьных уроках, в учебно-производственных мастерских можно применить на практике, а умение трудиться, работать с инструментами обязательно пригодится в школьных науках. И в дальнейшей жизни.

Поэтому пожелаем сегодняшним школьникам учиться быть профессионалами со школьной скамьи.

 

 

 

 

Дмитрий КУЛИК.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *