Вслушаться и понять. Интервью с социальным педагогом мозырской СШ №9 Мартой Анатольевной Тыщик

1551

«Трудных детей не бывает. Есть те, кому не хватает внимания, кто проявляет агрессию потому, что вокруг немало конфликтных ситуаций», – Марта Анатольевна Тыщик, педагог социальный ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря», работает только первый год.

Но у нее уже сложилось свое собственное профессиональное мнение. Она уверена, что ее работа очень интересная, по-своему сложная, требующая большой самоотдачи. Но главное, что молодой специалист любит детей, искренне сопереживает, чувствует их внутренний мир, понимает его, мечтает сохранить и пронести через годы память о своих школьных буднях. «Это очень помогает в работе», – отмечает педагог.

Сегодня у нее очередное занятие. На этот раз с ребятами из 1 класса. Викторина «Мое безопасное поведение в школе» проходит весело и интересно. Малыши заглядывают в глаза Марте Анатольевне, ловят каждое ее слово. И это непросто так: у молодого специалиста – большой потенциал, который основан, прежде всего, на любви к своему делу.

Наше сегодняшнее интервью – о первых профессиональных буднях молодого специалиста, педагога социального ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря» Марты Анатольевны Тыщик. С ней говорим о любви к профессии, о трудностях и проблемах, встречающихся у вчерашних выпускников вузов на своих рабочих местах.  Разговор получился искренним и интересным. Присоединяйтесь к нам!

– Марта Анатольевна, представьте себя нашим читателям. Где вы родились, как пришли в свою профессию?
– Родилась в Мозыре, здесь же окончила СШ № 12, поступила в педагогический университет им. И. П. Шамякина. Выбрала факультет технологии, но при окончании он был переименован в факультет дошкольного и начального образования. Училась хорошо, балл был высокий, поэтому мне предоставили выбор, где бы я хотела работать после окончания вуза. Выбрала СШ № 9 по причине того, что это одна из лучших школ в городе. Оказалось, что здесь работает дружный коллектив, в котором я чувствую себя довольно комфортно.

– Действительно, для молодого специалиста очень важно, чтобы его хорошо приняли на новом месте работы, оказали помощь, ведь начинать свой трудовой путь всегда непросто.
– Меня приняли отлично. На первом же педагогическом совете представили коллективу. И я вскоре увидела, что какой-то настороженности как к молодому специалисту нет.

Но все равно молодым специалистом быть сложно. В университете, конечно, нам дали много теории, была и практика. Это достаточно интересно, но в действительности многие вещи воспринимаешь по-другому, ведь теперь тебе приходится работать каждый день, на практике применять то, чему научился в вузе.

Конечно, сначала всем страшно допустить какую-то ошибку. Но не стоит этого бояться, ведь именно на ошибках мы учимся. А чтобы их все-таки было меньше, нужно активно взаимодействовать с администрацией учебного заведения, а также со своим куратором. В моем случае мне очень помогает общение и поддержка моей более опытной коллеги Ольги Александровны Колос.

– Вы работаете только первый год, но уже, я думаю, можете поделиться с нами своими впечатлениями о работе. Что вас привлекает в деятельности педагога социального, ведь работа эта, прямо скажем, нелегкая?
– Я пришла в школу 15 августа. Волнительно ждала 1 сентября. В этот день школа ожила. У нас очень много учащихся – более 1300 ребят! И это на первых порах очень пугает. Но потом, когда с помощью коллег налаживаешь свою работу, страх уходит.

Наверное, в своей работе меня, как и других педагогов, привлекает общение с детьми. И если у учителя главная задача – дать ребенку какие-то знания, проследить, чтобы он усвоил материал, у педагогов социальных цель немного другая. Во-первых, мы должны рассмотреть ребенка, которому сложно, который напуган, отвергнут коллективом, испытывает какие-то трудности дома. Кто-то прогуливает уроки, кто-то каждую перемену проводит в одиночестве, стоя у окна, бывает, что одаренного ребенка не принимает класс. Мы должны быть очень внимательными, реагировать на каждый сигнал. Во-вторых, с такими детьми нужно работать. Душевная беседа, всевозможные тренинги, анкеты, задания, общение с родителями – методов очень много. В каждом классе периодически провожу классные часы, в нашем поле зрения должны быть абсолютно все дети. Это интересная кропотливая работа, результаты которой видны практически сразу, ведь очень часто в итоге совместных усилий поведение ребенка меняется в лучшую сторону. Это отличная мотивация для дальнейшей работы.

– Вы упомянули о доверительной беседе взрослого и ребенка. Тогда вопрос: а как эту самую беседу сделать доверительной? Как наладить контакт с собственным ребенком, особенно если он находится в переходном возрасте?
– Какого-то общего правила нет и быть не может. Все зависит от конкретной ситуации, от условий, в которых живет ребенок, от особенностей его характера. Но вот говорить с ребенком, внимательно слушать его – это, наверное, главное. Мы все про это знаем, но вот реально выслушать ребенка в конце рабочего дня, поддержать его, постараться услышать то, что он вам говорит, а не то, что вы хотите услышать – это делают единицы. Отсюда, наверное, и проблемы во взаимоотношениях между родителями и ребенком.

Кстати, у нас в школе функционирует семейный клуб «ЛАД», на занятия в который приходят родители с детьми. Чаще всего, конечно, мамы. Мы проводим с ними детско-родительские тренинги, которые помогают лучше узнать своего ребенка, всевозможные упражнения, которые помогают наладить отношения. Ребятам очень нравятся такие занятия. Кроме этого, школьные психологи проводят с родителями консультации. Так что если кому-то нужна психологическая помощь, поддержка, разбор той или иной ситуации, школа не остается в стороне.

– Вы сказали, что на занятия в клубе чаще всего приходят мамы. Получается, что папы остаются в стороне? Их вовлеченность в воспитательный процесс нулевая?
– Есть папы, которые активно участвуют в жизни своих детей. Такие родители приходят в школу, интересуются оценками, помогают своему ребенку. Но таких, к сожалению, меньшинство. Хотелось бы, конечно, чтобы папы были поактивней.

– Как и в каждой профессии, в вашей сфере есть какие-то сложности? Чтобы вы отнесли под это определение?
– Всегда сложно найти контакт с родителями. С ребенком это сделать проще. Он еще только формируется, происходит становление личности. А вот взрослый – готовая личность со своими знаниями, со своим опытом, характером. Ты уже стараешься подстроиться под него и выступаешь посредником между школой и родителем. Это всегда требует от педагога большой самоотдачи, умения договориться, терпения.

– То и дело приходится слышать, что дети сегодня злые и жестокие. Отовсюду бросаются, наверное, не совсем корректными формулировками: «трудный ребенок», «тяжелые дети», «сложный подросток». Как относитесь к таким фразам?
– Нет, дети сегодня совсем не злые. Просто к каждому ребенку нужно найти свой особенный подход. Я не видела злых, трудных детей. Скорее – тех, у которых проблемы дома, а на фоне этих проблем и возникает какая-то агрессия. Дети не рождаются злыми, такими их делает окружающий мир, близкое окружение. Бывают такие дети, которые делают что-то не очень хорошее просто потому, что хотят привлечь к себе дополнительное внимание. Да, нашим детям часто просто не хватает внимания взрослых, поэтому они стараются выделиться за счет странного с точки зрения взрослого поведения.

– Одни говорят, что в профессии педагога главное – призвание. Другие уверены, что без качественного образования стать достойным учителем невозможно. А как думаете вы?
– Без призвания человек, получивший педагогическое образование, отработает положенный срок и уйдет из школы домой. Должна лежать душа к выбранной профессии. Но в тоже время без азов мастерства, без теории вряд ли у человека что-то получится на практике. В идеале человек, влюбленный в профессию, должен хорошо учиться в выбранном вузе.

– Вы сделали правильный выбор? Не планируете менять сферу деятельности после того, как отработаете два года?
– Уверена, что и потом буду работать здесь. Мне нравится моя работа, нравится коллектив, ребята, с которыми приходится общаться. Думаю, что останусь в одной из лучших школ города и после отработки.

– У молодого специалиста нет опыта, вместо него – страх и неуверенность. А есть что-то такое у этой категории работающих, чего нет у более опытных сотрудников? Чем в себе вы бы могли гордиться?
– Сегодня я уже не ребенок – педагог, и теперь все по-настоящему. Однако я еще не забыла свои школьные годы, не забыла, что чувствовала в этот период, почему вела себя именно так, а не иначе. Это очень помогает в работе. И это, наверное, плюс всех молодых учителей. Хотела бы сохранить в себе эту память, это состояние, мироощущение, чтобы всегда быть на равных с ребенком, понимать его внутренний мир.

– Что бы пожелали тем студентам, у которых первое место распределения еще впереди, которые вот-вот окончат свой вуз и придут на работу?
– Я уверена, в том, что их первое место работы оправдает их ожидания. Обращаться за помощью к более опытным коллегам. Ошибка – это не критично, ее всегда можно исправить. Лучше исправить то, что не получилось и снова идти вперед. Удачи. Побед. Достижения задуманных планов.

Юлия ПРАШКОВИЧ.
Фото Сергея БОРОВИКА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: