Скоро звонок позовет на урок

Изречение французского лексикографа (XVIII-XIX век) Пьера Буаста относительно образования как дорогого клада и сегодня является весьма актуальным. Если вдуматься, то в этой фразе скрыт глубочайший смысл. Философски рассуждая, образование и есть – богатейший клад, а учитель, педагог и друг должен подобрать заветный ключик, чтобы открыть этот «сундук со знаниями» вместе со своими воспитанниками. Вместе с ними и для них. Каждый день, час, минуту и даже миг ему приходится доказывать и убеждать их в том, что только желание и упорный труд воистину являются самым надежным ключом к бесценному кладу. Об этом и о многом другом – в докладе на тему «От национальных целей и стратегических задач – к качеству образования» начальника отдела образования Мозырского райисполкома Любови Степановны КЛЕПЧУКОВОЙ.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Задачи, которые нам предстоит решить в этом учебном году, ориентированы на то, чтобы наши учреждения образования из сегодняшнего дня могли заглянуть успешно в завтрашний день. Решение этих задач потребует от нас четкого планирования работы, повышения исполнительской дисциплины, усиления контроля со стороны администрации, усиления межведомственного взаимодействия, взаимодействия с местными органами власти и управления, а также с вышестоящими организациями сферы образования. Наряду с этим мы стоим на пороге нашего общего праздника, которого с нетерпением ждут дети, волнуются родители и мы – огромная армия тех, кто однажды связал свою судьбу с педагогикой, но ежегодно готовится к этой дате, как в первый раз.

Первое сентября – праздник, близкий каждому. С него начинается трудная, но очень увлекательная дорога в мир знаний. От имени коллектива отдела образования желаю педагогам и родителям успехов, мудрости и терпения. Пусть знания и навыки, полученные в новом учебном году, станут крепкой основой для новых стартов, для укрепления новых горизонтов во всех сферах молодыми поколениями нашей дорогой Мозырщины. Школьникам и студентам желаю настойчивости, ибо от нее зависит результативность отличных отметок, которые являются стимулом к покорению новых вершин,  творчества и насыщенной жизни в наступающем учебном году! Мы убеждены, что у каждого из вас есть своя цель – получить знания, а значит, вам будет по силам преодолеть все трудности, чтобы стать по-настоящему образованными людьми и внести свой личный вклад в развитие Мозырского района и нашей страны. Крепкого вам здоровья и благополучия в семьях! Пусть новый учебный год будет для всех интересным и плодотворным, принесет радость открытий и новых достижений.  В добрый путь!

Л. С. Клепчукова, начальник отдела
образования Мозырского райисполкома.

Кадровая политика

«В настоящее время в системе образования огромную роль играет планомерная работа по внедрению организационно-экономических и нормативно-правовых рычагов управления, способствующих формированию высококвалифицированных педагогических кадров, несущих социальную ответственность за качество результатов реализуемого образования, гибко управляющих образовательными траекториями школьников». В то же время, очень важно не забывать о повышении престижа профессии педагога на общественном уровне.

Система образования Мозырского района на сегодня представлена 79 учреждениями образования, в которых образовательным процессом охвачены более 20 тысяч детей (6458 дошкольников и 14471 учащийся, из них 4494 учащихся,  посещающих учреждения дополнительного образования детей и молодежи).

В 44 августовских секциях приняли участие 2649 педагогов, где были обсуждены результаты проделанной работы, а также проблемы и перспективы развития системы образования района на новый учебный год с учетом новых задач  и поручений, данных председателем Гомельского областного исполнительного комитета Геннадием Михайловичем Соловьем, начальником главного управления Гомельского облисполкома Сергеем Ивановичем Порошиным, министром образования Республики Беларусь Игорем Васильевичем Карпенко.

В отрасли образования района трудится 4521 человек (из них 2649 педагогических работников, 1234 учителей-предметников). Учреждения общего среднего, дополнительного и специального  образования района обеспечены квалифицированными педагогическими кадрами. Процент учителей, имеющих высшее образование, в учреждениях общего среднего образования составляет 98,6 %, учреждениях дошкольного образования – 96,8 % педагогических работников (из них высшее специальное дошкольное образование имеет 231 чел., среднее специальное образование – 18, по профилю «Педагогика» (направлению «Педагогика детства» – 125 чел.),  что составляет 59,8 % воспитателей, не имеющих специального образования – 251 человек, из числа которых 43 работника в 2018/2019 учебном году направлены на переподготовку по профилю «Дошкольное образование». В 2019 году заключено 6 договоров на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов с выпускниками учреждений общего среднего образования района (в 2018 году – 2; 2017 году – 5;  в 2016 году – 4). По итогам второго полугодия 2018 года прошли повышение квалификации 109,4 % педагогов, первого полугодия 2019 – 105,5 %.

Актуальным остается вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов средствами аттестации. Результативно работает районный учебно-методический центр по организационно-методическому сопровождению и подготовке педагогов к аттестации, что позволило обеспечить повышение квалификационного уровня 482 педагогических работников. Из 1234 учителей-предметников имеет высшую квалификационную категорию  631 учитель, что составляет 51,1 % (2017/2018  – 43,4 %), первую категорию – 360 (29,1 %), вторую – 141 (11,4 %), без категории – 92 (7,5 %), воспитателей дошкольного образования высшая квалификационная категория составляет 142 (22,7 %), первая категория 177 (28,3 %), вторая – 157 (25,1 %), без категории – 149 (23,9 %). Квалификационную категорию «учитель-методист» имеют в районе 12 учителей. В первую очередь они являются учителями учителей, имеют признанный эффективный педагогический опыт и активно распространяют его в педагогической среде (2018/2019 – 1 человек, 2017/2018 – 9, 2002/2003 – 2). Аттестовано на высшую квалификационную категорию  – 175 педагогов (2017/2018 – 199,  2016/2017 – 63), первую – 156 (2017/2018 – 162, 2016/2017 – 110), вторую – 110 (2017/2018 – 268, 2016/2017 – 119).

Лидирующую позицию в текущем году среди учреждений общего среднего образования по  повышению квалификационного уровня педагогов  на высшую категорию занимают средние школы №№ 9, 14, Криничанская, Прудковская, Махновичская, Бельская базовая школа, Осовецкий ясли-сад–средняя школа, № 16, гимназия им. Я. Купалы, №№ 12, 13, 10, учреждений дошкольного образования – ясли-сад №№ 10, 13, 17, 23, ДЦРР г. Мозыря, ясли-сад № 33, 34. Независимо от стажа работы по пунктам 20, 20-1,30.5 была присвоена высшая, первая и  вторая категории 23 педагогам (средняя школа № 14, гимназия им. Я. Купалы, средние школы №№ 12, 1, МЦТДиМ, МЦТиКДиМ).

Вместе с тем, руководителям учреждений необходимо мотивировать педагогов на получение специального образования и повышение своего образовательного уровня. В учреждениях образования района есть также резерв педагогов, имеющих первую квалификационную категорию – свыше 3-х лет – 423 педагога, квалификационную категорию «учитель-методист» – 54 учителя-предметника. Руководителям учреждений следует провести детальный анализ имеющегося резерва педагогов с целью последовательной аттестации их на квалификационные категории и оказать им действенную методическую и психологическую помощь в подготовке.

В учреждения образования района к работе приступили 58 молодых специалистов, из них 56 (96,5 %) имеют высшее образование, 2 (3,4 %) – среднее специальное. Ежегодно отделом принимаются меры по закреплению молодых специалистов: обеспечиваются гарантированные государственные выплаты, материальная поддержка и стимулирование согласно коллективным договорам и районному Соглашению оказывается дифференцированная методическая помощь. Закрепление специалистов после отработки двух обязательных лет составляет – 75,5 %. Закрепленность уроженцев Мозырского района за 5 лет составила 79,4 %.

В 2019/2020 учебном году будет продолжена работа по выявлению лидерских качеств молодых педагогов, по выдвижению их в перспективный резерв кадров, оказанию методической помощи.

Участники акции «Спешите делать добрые дела!»

Передовой опыт

В ходе областных, республиканских, международных семинаров, конференций, фестивалей, совещаний, а также для педагогов  слушателей повышения квалификации опыт работы транслировал 701 педагогический работник  (2017/2018 – 516; 2016/2017 – 306). В данном направлении лидируют гимназия имени Я. Купалы, средние школы №№ 14, 13, 16, 5,  7, 15, 11, Козенская,  Криничанская, Каменская и Прудковская средние школы, Осовецкий ясли-сад –средняя школа, ДЦРР г. Мозыря, ясли-сад №№ 7, 17, 30 , 34, 27, 9, Козенский ДЦРР и МЦТДиМ.

По результатам участия в областных, республиканских и международных конкурсах профессионального мастерства, выставок научно-методических материалов и передового педагогического опыта, фестивалей, конкурсов, конференций (2017/2018 – 28, 2016/2017 – 36) награждены дипломами 49 педагогов; лучшими являются средние школы №№ 9, 10, 14, гимназия имени Я. Купалы, Глиницкий детский сад–базовая школа, Творичевский детский сад–базовая школа, МЦТДиМ, МЦТиКДиМ, МЦТТДиМ. Эффективно делились педагогическим опытом в средствах массовой информации 337 педагов (2017/2018 – 281, 2016/2017 – 186) средние школы  №№ 14, 16,  13, 9, 10, 11, гимназия имени Я. Купалы, Козенская, Криничанская,  Прудковская, Каменская средние школы, Творичевский детский сад–базовая школа,  ДЦРР г. Мозыря, ясли-сад №№ 30, 9 ,13, 34.

Активное использование педагогами информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, управленческой и методической деятельности наблюдается и в настоящее время. В районе эффективно работают два ресурсных центра информационных технологий на базе средней школы № 9, ДЦРР г. Мозыря. В течение года проводилось онлайн-консультирование с педагогическими работниками и членами администрации с целью оперативного выявления проблем и запросов по организации образовательного процесса, управленческой и методической деятельности. Однако же только 3 педагога средних школ №№ 13, 9, ясли-сад № 9 имеют личные блоги, сайты; электронные дневники и журналы внедрены в средних школах  №№ 2, 5, 7, 9, 10, 11, 14, 16, гимназии имени Я. Купалы, Криничанской, Козенской, Зимовищском детском саду–базовой школе, Каменской, Прудковской, Моисеевской базовой школе; автоматизированная библиотечная программа «БиблиоГраФ» используется в средних школах №№ 16, 14, 11, 5, 13, гимназии имени
Я. Купалы, Криничанской; не все кабинеты подключены к высокоскоростному интернету (Козенская, средние школы №№  15, 11, 12, 7, 2, 1, 8, 10, Руднянская, Слободская, Каменская, Прудковская, Скрыгаловская средние школы, Барбаровская базовая школа, Зимовищский детский сад–базовая  школа. В ряде учреждений образования не созданы сайты (центр юных пожарных, ясли-сад №№ 15, 23, 24, 27, 28, 35, Барбаровский, Бельский, Каменский, Козенский № 1, Махновичский, Моисеевский, Прудковский, Романовский, Руднянский, Скрыгаловский, Слободской, Сосновский). Руководителям данных учреждений следует максимально полно и эффективно использовать интернет-ресурсы в образовательном процессе. Обеспеченны учебным оборудованием общего назначения и средствами обучения свыше 70 % только средние школы №№ 5, 9, 13,14, 16, гимназия имени Я. Купалы. Руководителям других учреждений образования необходимо привлекать внебюджетные средства для  приобретения недостающих средств обучения с целью повышения качества образования и предоставления возможности педагогам строить образовательный процесс на более эффективном, современном качественном уровне. 

В районе, по сравнению с прошлым годом, увеличился показатель ресурсного обеспечения – 81,5 % (2017/2018 – 79,5 % (2016/2017 – 78,9 %). Свыше 90 % имеют учреждения ясли-сад № 29, 27, 30, 33, Бобренятский ясли-сад, Козенский ДЦРР, Криничанский ясли-сад, ДЦРР г. Мозыря. Руководителям учреждений – усилить контроль за эффективностью использования в образовательном процессе ресурсного обеспечения. Обеспечить педагогов учебной и учебно-методической литературой с учетом потребностей. Работа в данном направлении должна быть продолжена.

Е. В. Бобр, СШ № 14 (на снимке слева) награждена нагрудным знаком и дипломом в номинации
«Гомельский мастер».

Инновации и эксперименты

Формированию единых подходов в реализации приоритетных направлений системы образования способствует инновационная и экспериментальная деятельность учреждений. В 2018/2019 учебном году согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь на базе 22 учреждений образования работало 23 экспериментальные и инновационные площадки (средние школы №№ 1, 6, 9, 10, 11, 12,  13, 14, гимназия имени Я. Купалы, Козенская,  Криничанская, Рудняская, Прудковская, Махновичская, Скрыгаловская средние школы, Осовецкий ясли-сад–средняя школа, ДЦРР г. Мозыря, Козенский ДЦРР, ясли-сад № 9, специальный ясли-сад № 30  для детей с нарушением зрения, МЦТДиМ, МЦТиКДиМ).

«Судить о работе того или иного образовательного учреждения нужно по достижениям его учеников». Дать высокие и качественные результаты может лишь человек, который находится в максимально улучшенной социальной среде, которому нет необходимости задумываться об организации условий своего труда. Современное оборудование позволяет создать в общеобразовательной школе благоприятную среду для полноценных и качественных условий учебного и внеучебного труда учащихся и работы педагогов.

От инновации к лидерству.

Дошкольное образование

Так в последние годы не случайно в обиход вошел новый термин «предшкольное образование». Качество школьного образования начинается с дошкольного этапа и по-прежнему остается на первом месте. Охват детей в возрасте от 3 до 6 лет составляет 98,6 % (2017/2018 – 97,6 %, 2016/2017 – 89,2 %). В учреждениях дошкольного образования района востребованы новые формы  групп кратковременного пребывания – материнская школа, адаптационная группа, группа выходного дня, вечерняя группа; 402  воспитанника   охвачены  данными формами дошкольного образования  (6,2 %).  Функционировало 210 групп на платной основе, которые посещали  2118  воспитанников (32,8 %) (2017/2018 – 172 группы (1751 воспитанник) по интересам на платной основе, 2016/2017 – 170 групп, количество детей – 1716). «На современном этапе наряду с другими требованиями на  первое место выдвигается не столько обучение дошкольника чтению, письму, счету, иностранному языку и т. д., а формирование функциональной готовности к школьному обучению, социальной зрелости». Сохранилась стабильность и позитивная динамика в работе системы дошкольного образования района. Сеть учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, ежегодно дифференцируется и представлена 42 учреждениями образования.

Мы готовимся к школе. Равный обучает равного

Профильное обучение

В 2018/2019 учебном году в учреждениях общего среднего образования занимались на профильном уровне 403 учащихся 10 классов (54,8 %),  (2017/2018 – 414 учащихсяся (53,9 %),  2016/2017 – 56 %) в 11 классе 398 учащихся (53,4 %) (2017/2018 – 427 (52 %), 2016/2017 – 38 %).  Для повышения качества образования учащихся и в дальнейшем будет организована систематическая работа, через урок, факультативные,  стимулирующие и поддерживающие занятия, межшкольные факультативные занятия, последовательность в организации работы в изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне, реальное удовлетворение образовательного заказа учащихся и их родителей, осуществление контроля за качеством и результативностью проводимых занятий. В новом учебном году необходимо увеличить охват учащихся  профильным обучением. В районе продолжается работа в направлении подготовки учащихся к поступлению в учреждения высшего образования на педагогическую специальность через организацию проведения факультативного курса «Введение в педагогическую деятельность». В нынешнем учебном году занятия проходили на базе средней школы № 1 г. Мозыря, обучались 6 учащихся, трое из них поступили на педагогическую специальность (2017/2018 – 2; 2016/2017 – 6). С 1 сентября планируется на базе средней школы № 11 открытие профильной группы  педагогической направленности из числа учащихся  учреждений общего среднего образования. Руководителям учреждений необходимо провести работу по  информированию законных представителей, а также учащихся о возможности зачисления и обучения в такой группе.

Итоги – показатель знаний

Основным показателем качества знаний выпускников является итоговая аттестация.

Свидетельства особого образца получили  86 выпускников (2017/2018 – 54, 2016/2017 – 83, 2015/2016 – 68), завершивших обучение и воспитание на ΙΙ ступени общего среднего образования, что составляет 7 % от числа учащихся IX классов (2017/2018  – 4,3 %, 2016/2017 –  6,4 %). Аттестаты особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью, получили  55  выпускников, что составляет 7,4 % от общего числа выпускников (2017/2018 – 6,3 %, 2016/2017 – 29  человек (3,5 %). В числе лидеров средние школы №№ 1, 2, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 16,  гимназия имени Я.Купалы, Криничанская и Козенская средние школы. Результаты выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на ΙΙ ступени общего базового образования в 2017/2018 учебном году следующие: на 2,4 %  увеличилось число выпускников, получивших на экзаменах отметки высокого и достаточного уровня (2018/2019 – 49 %, 2017/2018 – 46,6 %);  на 1,1 % уменьшилось количество выпускников,  получивших на экзаменах  отметки среднего уровня;  на 1 % уменьшилось  число учащихся, получивших отметки от 1 до 4  баллов (2018/2019 – 25%, 2017/2018 – 26,1 %).  Учащихся, сдавших выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на ΙΙI ступени общего среднего образования в 2017/2018 учебном году на высоком и достаточном уровне, на 0,9 % стало больше, чем в прошлом (2018/2019 – 63 %, 2017/2018 – 62,1 %), кроме того, на 0,6 % уменьшилось количество выпускников, сдавших экзамены на  отметки от 1 до 4 баллов (2018/2019 – 14 %, 2017/2018 – 14,6 %). Более 40 % учащихся IX  классов  средних школ № 6
(54 %), № 10 (54 %), № 12  (49 %), Махновичской (48 %),  Скрыгаловской (46  %),  Слободской (45 %), Творичевского детского сада–базовой школы (50 %) получили на выпускных экзаменах отметки  удовлетворительного и низкого уровней. К сожалению, более 30 % учащихся XI классов средних школ № 6 (33 %), № 10 (41 %), Скрыгаловской (50 %) сдали выпускные экзамены на отметки от 1 до 4 баллов.

Иван Зелезинский

По результатам участия выпускников школ в централизованном тестировании Мозырский район занимает 10 место среди 25 районов области. Средний балл составил – 56,59 (2018 – 17 место в рейтинге, средний балл – 41,47, 2017 – 15 место, средний балл – 39,59). Всего в централизованном тестировании в 2019 году приняли участие 1979 человек-теста (2018 – 2140 человек-теста). По результатам централизованного тестирования 2019 года получено три 100-бальных сертификата (2 выпускника – 2019 года и 1 выпускник – 2016 года) (2018 – 6, 2017  – 3, 2016 – 8, 2015 – 3). Выпускник гимназии имени Я. Купалы Зелезинский Иван – 100-балльный сертификат по математике (учитель Глушкевич Наталья Михайловна), выпускник средней школы № 7 г. Мозыря Сучков Антон – 100-балльный сертификат по физике (учитель Силич Виктор Владимирович), Короленко Даша (выпускница гимназии имени Я. Купалы 2016 года) – 100-балльный сертификат по английскому языку  (учитель Варанкина Светлана Андреевна). Лидирующую позицию занимают средняя школа №  9 – средний балл – 71,51 (2018 – 51,03, 2017 – 45,33 балла), гимназия имени Я. Купалы – средний балл – 71,23 (2018 – 67,16; 2017 – 64,37). Повысился  результат тестирования в Каменской – 63,37 (2018 – 32,15),  средних школах № 14 – 61,27 (2018 – 50,82; 2017 – 48,54 балла), № 11 – 58,24 (2018 – 42,30), № 6 – 58,09 (2018 – 26,7), № 13 – 57,99 (2018 – 46,80), № 5 – 57,12 (2018 – 45,21).

Процент поступления в учреждения высшего образования стабилен, составляет более 50 процентов (на бюджетной основе).

Олимпиадное движение

На протяжении 5 лет стабильный результат имеют учащиеся Мозырского района  на заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. В  текущем учебном году получено 11 дипломов (2018 – 9, 2017 – 9, 2016 – 9). Наибольший вклад в общую победу внесли учащиеся Центра юных пожарных (педагог дополнительного образования – Борунов Алексей Валентинович),  средние школы №№ 14, 9, гимназия имени Я. Купалы.  Так, Акуленко Вячеслав, учащийся средней школы № 15, воспитанник центра юных пожарных стал серебряным призером 15-й Международной  Жаутыковской олимпиады по информатике (педагог дополнительного образования – Борунов Алексей Валентинович).

Вячеслав Акуленко, учащийся СШ № 15, серебряный призер
15-й Международной Жаутыковской олимпиады по информатике.

Найденов Николай, учащийся гимназии имени Я.Купалы награжден дипломом III степени на 53-й Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии (Алисейко Ирина Владимировна, учитель химии гимназии имени Я. Купалы).

Николай Найденов, учащийся гимназии им. Я. Купалы, призер 53-й Международной Менделеевской олимпиады по химии.

За 2018/2019 учебный год учащимися учреждений образования района завоевано 723 призовых места по учебным предметам, в конкурсах, конференциях и олимпиадах, из них: 221 – областной, 57 – республиканский, 445 – международный уровень. Наиболее успешными являются средние школы №№ 16, 14, Козенская средняя школа, гимназия имени Я. Купалы, №№ 9, 7, Каменская, Прудковская, Осовецкий ясли-сад–средняя школа, Творичевский детский сад–базовая школа, специальный ясли-сад № 30 г. Мозыря для детей с нарушением зрения, ясли-сад № 17, МЦТДиМ, МЦТиКДиМ, ЦЮП, МЦТТДиМ.

Профориентация

В 2019/2020 учебном году для 240 учащихся 10 классов (2018/2019 – 190, 2017/2018  – 104) и 241 учащегося 11 классов (2018/2019 – 87, 2017/2018 – 74) будет организована допрофессиональная подготовка по специальностям парикмахер, визажист, повар, дизайнер одежды, исполнитель художественно-оформительских работ, плотник и профессиональная подготовка – водитель механических транспортных средств  категории «С», а также будет предоставлена возможность получить навыки по профессии автослесарь. Второй год 57 учащихся района проходят обучение на базе профессионального лицея строителей и политехнического колледжа по специальности облицовщик-плиточник. «Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни». Но ежели выпускник школы не будет знать, куда ему двигаться, в какое профессиональное русло направить свои усилия после окончания школы, то это будет большим минусом всей проделанной работе. 

В центре внимания – здоровье

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. «В число основных приоритетов современной  школы входит основная задача – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся». Понимая актуальность данной проблемы, педагоги ведут постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях школы. Так, к примеру, в рамках программы здоровьесбережения, пропаганды здорового образа жизни, профилактики травматизма наиболее активно продолжают работу ясли-сад № 9, Криничанский ясли-сад, средние школы №№ 10, 12, 15 по трансляции эффективного опыта работы. За выполнением примеров осуществляется контроль в каждом учреждении образования, благодаря чему наблюдается выполнение стандартов безопасности. Также отмечается снижение детского травматизма: с 6 зарегистрированных случаев в 2016/2017 учебном году до одного в 2017/2018 учебном году   (СШ № 16), 2018/2019 – 1 (СШ № 7). В районе налажено тесное взаимодействие с органами здравоохранения. В результате целенаправленной работы по созданию здоровьесберегающей среды наблюдается положительная динамика в учреждениях дошкольного образования: показатель состояния здоровья детей в 2019 году –  пропуск ребенком по болезни – составил 3,7 д/дня (2018 – 2,33, 2017 – 5,6,   2016 – 8,3). Под эгидой отдела образования в районе налажена организация проведения ряда спортивно-массовых мероприятий с привлечением законных представителей, работников предприятий и организаций, педагогов дополнительного образования с целью формирования здорового образа жизни и профилактики вредных привычек и суицидального поведения. Наряду с этим, руководителям учреждений образования необходимо создать должные условия для оказания систематической консультативной психологической помощи педагогами-психологами в рамках рабочего времени субъектам образовательного процесса путем обеспечения мобильными аппаратами с подключением к корпоративной связи. Мозырскому районному социально-педагогическому центру создать региональную мобильную группу с целью проведения профилактической работы не  только с педагогами-психологами, но и учащимися, педагогами, родителями. В районе имеются случаи гибели детей от внешних причин. За отчетный период в районе произошло 4 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых учащиеся и воспитанники получили телесные повреждения (средние школы №№ 7, 16, ясли-сад №№ 3, 19). Руководителям данных учреждений образования необходимо усилить профилактическую работу с родительской общественностью по профилактике  безопасного поведения несовершеннолетних.

Играй и развивайся. Лето на пользу!

Патриотическое воспитание

Педагогические коллективы района продолжат активную работу по вопросам гражданско-патриотического, идеологического, духовно-нравственного воспитания обучающихся в учреждениях всех типов. В районе продолжают работу ресурсные центры по различным направлениям деятельности (средняя школа № 16 – идеологическое, № 14 – гражданское и патриотическое воспитание, № 15 – духовно-нравственное, гимназия – экономическое воспитание, № 11 – воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни, № 10 – воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования, № 7 – трудовое и профессиональное воспитание). В средних школах №№ 8, 15, 16 открыты военно-патриотические, кадетские классы пограничной, юридической, радиотехнической направленностей.    В СШ № 15 функционируют классы профориентационной направленности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Общая численность районной пионерской организации составляет 10881 человек (94 %) от общего числа школьников в возрасте от 7  до 16 лет. Численность охвата членов БРСМ составляет 752 (27 %).

Организация работы со старшеклассниками по вступлению в ряды БРСМ будет в числе приоритетных задач  и в новом учебном году. Также будет продолжена работа по открытию новых музеев и внедрению современных форм в музейное движение. Следует отметить активную позицию отдела и учреждений образования района относительно тесного взаимодействия при проведении акций, проектов, мероприятий с общественными организациями (Красный Крест, Союз офицеров, Мозырской РО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», совет ветеранов, фонд мира, союз женщин, Белая Русь и др.). В рамках реализации  мероприятий, приуроченных к Году малой родины, будет продолжена активная работа по организации проведения походов боевой славы, туристско-краеведческой деятельности, сбору информации о знаменитых людях Мозырщины.

Профилактика правонарушений

В числе наиболее актуальных проблем современного общества являются правонарушения среди несовершеннолетних. Важнейшим аспектом профилактики в данном направлении являются: организация работы в школе, с семьей и повышение ответственности родителей за воспитание детей. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям. Одной из эффективных форм профилактики негативных явлений стало приобщение учащихся в первую очередь состоящих на различных видах учета к труду. Особое внимание отделом образования и учреждениями образования уделено организации временной трудовой занятости учащихся в летний период. Так, нынешним летом функционировало 17 лагерей труда и отдыха с охватом 295 учащихся, 11 дневных (240 учащихся), круг- лосуточными лагерями были охвачены 400 учащихся. Подростки занимались ремонтом школьной мебели, книжного фонда, пошивом постельного белья, костюмов, изготовлением стендов. Более 40 человек  были задействованы на прополке овощных культур, зернотоку, уборке овощей и фруктов, посадке саженцев на предприятиях и в организациях района. На весь летний период в индивидуальном порядке трудоустроены более 76 подростков. Работа по профилактике противоправного поведения остается самым важным направлением в деятельности коллективов всех учреждений образования. Благодаря такой работе  наметилась положительная динамика по снижению преступ- лений и правонарушений: количество правонарушений снижено на 13,3 % с 78 до 35 (составлено 45 протоколов, 10 из них прекращены), количество преступлений, совершенных учащимися учреждений общего среднего образования, сохранилось на уровне 2018 года (2019 – 3 факта – 3 участника, 2018 – 3  факта – 3 участника, 2017 – 8 фактов – 7 участников). В текущем году необходимо использовать проекты и новые формы работы в данном направлении.

Образование и воспитание

 Результатом целенаправленной деятельности всех участников образовательного процесса по идеологической и воспитательной работе являются победы учащихся в областных, республиканских и международных воспитательных мероприятиях.

В 2018/2019 учебном году получено 203 диплома на областном уровне, 88 – на республиканском, 67 – на международном (2017/2018 – 171 – областном, 73 – республиканском, 48 – международном; 2016/2017 – 133 – областном, 98 – республиканском и 38 – международном. Тем не менее, каждому учреждению необходимо организовать индивидуальную и групповую работу с учащимися по максимальному вовлечению их в общественное движение. В течение года транслировался опыт работы Елены Васильевны Бобр, классного руководителя средней школы № 14 на районном, областном и республиканском уровнях. За активную жизненную позицию, профессионализм в работе с учащимися и их законными представителями, общественностью Елена Васильевна награждена Гомельским областным объединением профсоюзов нагрудным знаком и дипломом в номинации «Гомельский мастер».  Классными руководителями учреждений образования   организована и обеспечена координация работы вайбер-групп законных представителей несовершеннолетних с целью обеспечения систематического взаимодействия мониторинга актуальных проблем и оказания консультативной помощи. При участии специалистов социально-педагогической и психологической службы организовано ежеквартальное проведение мониторинга социальных сетей в отношении учащихся с целью выявления фактов вовлечения несовершеннолетних в активные деструктивные сообщества и игры суицидально опасного поведения. Интересы детей – в приоритете нашего государства. Именно такая суть отражена в Декрете Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Семью надо всячески поддерживать, а если родители вдруг оступились, то педагог должен быть первым, кто протянет руку помощи на предмет сохранения семьи. Ведь ничто не заменит ребенку домашний очаг. Принципиальная позиция, что даже в самых сложных ситуациях нужно искать выход, отражена и в Постановлении Совета Министров № 22, где по-новому расставляются акценты в случаях, когда ребенок признается попавшим в социально опасное положение. В этом отношении работа ведется и, благодаря всему, заметна положительная тенденция. Если на начало текущего года в этом статусе находились 234 ребенка, то на сегодня – 54. В новом учебном году учреждениям образования следует уделить должное внимание пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, формированию у родителей умений и навыков конструктивного поведения в семье, повышению уровня правовой грамотности, популяризации законопослушного образа жизни.

Школьное кафе – мечта школьника, СШ № 9.

Школьная столовая «Здоровое питание»

Безбарьерная среда

Развитие системы специального образования в 2018/2019 учебном году было направлено на  повышение доступности и качества обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития путем развития инклюзивных тенденций в образовании, организации и совершенствовании развивающего и безбарьерного образовательного пространства, социальной адаптации детей и интеграции  в общество. В реализации данной задачи велась информационно-
аналитическая работа Мозырского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. По сведениям банка данных о детях,  с особенностями психофизического развития на сегодня в районе – 3056  детей (на 15.06.2019, из них 219 детей-инвалидов (75 детей обучаются в ЦКРОиР). Охват коррекционно-педагогической помощью в учреждениях дошкольного и общего среднего образования составляет 100 %. Для детей с особенностями психофизического развития особую значимость приобретает непрерывное коррекционно-педагогическое сопровождение с первых дней жизни. В этой связи созданная система ранней комплексной помощи детям предполагает максимально раннее выявление нарушений в развитии ребенка и начало работы с ребенком и его семьей, в 2018/2019 учебном году   получили раннюю комплексную помощь 13 детей. Расширению социальных связей способствовала систематически проводимая работа по  их социальной реабилитации. В 2018/2019  учебном году дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, обучающиеся в центре (ансамбль «Вясёлка»), участвовали во многих мероприятиях, проводимых в городе, области и на рес- публиканском уровне.

Физкультура и спорт

В круглогодичной спартакиаде среди школьников Гомельской области Мозырский район занял 3 место, что является показателем большой совместной работы учителей физической культуры и здоровья учреждений общего среднего образования с тренерско-преподавательским составом специализированных учебно-спортивных учреждений. В республиканском этапе летнего и зимнего многоборья «Защитник Отчества» и «Здоровье» 2019 года учащиеся Мозырского района заняли 2 место. Во исполнение протокола поручений данных заместителем председателя Гомельского облисполкома В. И. Приваловым,  в новом учебном году необходимо продолжить практику закрепления за отдельными учащимися, стоящими на учете в ИДН, учителей физической культуры и здоровья с целью обеспеченности полезной занятости. Вместе с тем, заместителям директоров следует  поставить на контроль вопрос о качестве преподавания учебных занятий, занятий в специальной медицинской группе, спортивных секциях, кружках учителями физической культуры и здоровья. Руководителям учреждений использовать внебюджетные  средства для приобретения спортивного оборудования и инвентаря. Расходы на укрепление материально-технической базы, связанные с подготовкой учреждений образования к новому учебному году и отопительному сезону, составили 1 млн 531,7 тыс. руб. из них за счет бюджета 1 млн 258 тыс. руб., за счет внебюджетных и спонсорских средств 273,7 тыс.руб. Средства были направлены на приобретение технологического оборудования, мебели, мягкого инвентаря, осуществления текущего и капитального ремонта зданий, пищеблоков, внутренних помещений учреждений. Большая работа проведена по подготовке к отопительному сезону в теплоузлах, овощехранилищах, по благоустройству территорий, приобретению учебного оборудования, методических пособий. 57,7 %  текущего ремонта было выполнено хозспособом, силами работников учреждений.

Зона отдыха

Поддержка – важное дело!

Слова огромной благодарности хочется выразить  Мозырскому районному исполнительному комитету в лице Елены Федоровны Павлечко, председателю  Гомельского областного исполнительного комитета в лице Геннадия Михайловича Соловья, начальнику главного управления образования Гомельского облисполкома в лице Сергея Ивановича Порошина, родительским комитетам и попечительским советам учреждений образования, членам педагогических коллективов, руководителям организаций и предприятий региона за финансовую поддержку. К примеру, существенную помощь при подготовке учреждений к новому учебному году оказали: ГП «Совхоз-комбинат «Заря» (Олег Михайлович Слинько), РСУП «Экспериментальная  база «Криничная»  (Николай Григорьевич Рубаха); УП «Запад-Транснеф- тепродукт» (Владимир Григорьевич Леонов), ООО «Нелли» (Воскан Айказович Чобанян).

В системе образования по-прежнему актуальной остается проблема по организации работы с гражданами. Причинами обращения граждан и юридических лиц являются ослабленный контроль со стороны руководителей при рассмотрении проблем, недостаточная информационная работа с людьми, иногда формальный подход со стороны руководителей к рассмотрению вопросов заявителей, отсутствие систематического анализа работы с обращениями и обсуждения итогов на заседаниях педагогических советов. Работу в данном отношении надо совершенствовать, она должна быть поставлена на соответствующий уровень и направлена на решение любой проблемы. Ведь образование, воспитание и взаимодействие – звенья одной цепи. Как сказал Л. Сенека: «Уча других, мы учимся сами…». Поэтому главная задача, стоящая перед педагогами, заключается в том, чтобы годы, связанные со школой, оставались для детей самыми дорогими и незабываемыми. В любую карту загляни – дорог на свете много. Но начинаются они от школьного порога!..

Проект подготовлен по материалам отдела образования Мозырского райисполкома.