15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей

Известно, что товары и услуги оказывают влияние на качество и безопасность жизни человека. Следовательно, они должны соответствовать стандартам производства и качества, а порядок их оборота и отпуска — соответствующим положениям законодательства. Международный праздник учрежден с целью чествования сотрудников контролирующих структур и защиты интересов потребителей. Впервые событие отметили в 1983 году, а дата приурочена ко дню выступления Джона Кеннеди в Конгрессе США.

В своей речи президент провозгласил базовые принципы прав потребителя.

В Беларуси этот день отмечается в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г., придерживаясь установленного ежегодного девиза. В 2020 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом: «За ответственное потребление».

Продвижение идеи рационального и ответственного потребления является актуальной для жителей не только нашей республики: это глобальная проблема, решение которой зависит от участия каждого человека. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства является одной из Целей устойчивого развития, принятых государствами — членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Устойчивое потребление и производство направлено на то, чтобы «делать больше и лучше меньшими средствами», наращивая выгоду от экономической деятельности за счет сокращения объема использования ресурсов, эффективного управления способами утилизации загрязняющих веществ, поощрения переработки и уменьшения отходов при одновременном повышении качества жизни. Как правило, у общества возникают вопросы, касающиеся нареканий на недоброкачественные товары или услуги, разрешением которых занимаются компетентные органы на местах.

Так, за 2019 год в отдел торговли и услуг Мозырского райисполкома, как проинформировала начальник отдела Мария Щербин, поступило 25 письменных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. При личном обращении граждан в соответствующее ведомство вопросы решались в присутствии заявителя, а при необходимости — с вызовом представителя организации, в адрес которой поступило то или иное обращение. Тематика письменных обращений касалась нарушения правил торговли — приобретение некачественного товара (8 случаев); качества услуг по ремонту бытовой техники (4); предоставления Книги замечаний и предложений (7). Как показал анализ обращений, основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане, являются: приобретение товаров, относящихся к сложнобытовой технике (телевизоров, телефонов); жалобы на непредставление книги замечаний и предложений в ряде торговых объектов; незнание законодательства и дальнейших действий, если в книге замечаний и предложений оставлена запись; жалобы на несоответствующее качество по ремонту бытовой техники, станции технического обслуживания, установки окон ПВХ, изготовления памятников.

Граждане зачастую обращаются в отдел за разъяснениями по вопросам защиты прав потребителей, касающихся сроков возврата товара, перечня товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату; условиям возврата товара, приобретенного в интернет-магазине. Выясняется, что основной причиной нарушения прав потребителей является элементарное незнание законодательства как субъектами торговли, так и потребителями. Для решения данной проблемы требуется повышение правовой грамотности с обеих сторон.

С этой целью отделом торговли и услуг регулярно ведется информационно-просветительская работа на потребительскую тематику, размещается актуальная для потребителей информация в средствах массовой информации и на сайте Мозырского райисполкома; организовываются встречи с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, председателями совета индивидуальных предпринимателей по вопросам изменения в законодательстве. Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить также и у уполномоченного по защите прав потребителей Мозырского районного исполнительного комитета Пархоменко Елены Александровны по телефону 32-54-54 или по адресу: г. Мозырь, пл. Ленина, 16, каб.115.

Наталья КОНОПЛИЧ.