Сергей БАРАНОВСКИЙ, главный инженер ОАО «Беларускабель»: «В техническом развитии мы на передовых позициях»

813

Сегодня традиционные понятия о качестве приобретают более широкий смысл: реалии диктуют не столько достижение качества отдельных товаров, сколько повышение управления качеством, что осуществимо в том числе и за счет модернизации активной  части основных фондов. Без инвестиций и инноваций успех невозможен —  это догма современного производства

Насколько важны «опережающие» стратегии, мы говорим с Сергеем Григорьевичем БАРАНОВСКИМ (на фото — в центре), главным инженером ОАО «Беларускабель» — предприятия, которое, осваивая новые ниши, работает напористо и только на результат: максимально сокращая затраты, осваивая новые виды продукции, выходя на новые рынки.
Сегодня завод выпускает кабельную продукцию практически для всех отраслей экономики: строительства, машиностроения, связи, авиационной промышленности. ОАО «Беларускабель» — единственное в Беларуси предприятие, на котором установлен промышленный ускоритель, облучающий кабели, в результате чего значительно повышаются их прочностные и температурные характеристики. Мозырские кабельщики с недавних пор выпускают огнестойкие кабели, которые способны надежно работать не менее 180 минут при прямом воздействии пламени, а также обладают защитой от задымления. Наша газета об этом уже писала. Не менее уникальны огнестойкие кабели с безгалогеновой изоляцией и оболочкой, инновационные низкотоксичные кабельные изделия. Инженерная мысль кипит! Благодаря освоению инновационной продукции, постоянному контролю качества и богатому опыту решения сложных инженерных задач завод занимает лидирующее положение в Беларуси. Уместна ремарка: столь лестные эпитеты — отнюдь не дань вежливости, уважения и поддержки всего под брендом «Сделано в Мозыре!», а результат ориентации на производство инновационное, наукоемкое, ресурсосберегающее, конкурентоспособное на мировом рынке. Во многом это стало возможным благодаря колоссальным капиталовложениям в модернизацию. Собственно, с этого мы и начали разговор…

В этом году по результатам соревнования по социально-экономическому развитию Мозырского района за 2016 год среди промышленных организаций ОАО «Беларускабель» было награждено дипломом III степени.

О новом  оборудовании  и его возможностях
— Сергей Григорьевич, расскажите о программе техперевооружения, реконструкции, развития, реализуемой на предприятии. Какие проекты составляют ее основу сегодня?
— Начнем с того, что техническое переоснащение, модернизация производства — на нашем предприятии процесс непрерывный. Завод может выпускать конкурентоспособную продукцию только в том случае, когда он постоянно обновляется, — это всем понятно. Только благодаря этому возможен выпуск инновационных кабельных изделий с высокой добавленной стоимостью. Еще одним наиважнейшим направлением в нашей работе стало снижение материалоемкости, которая составляет в себестоимости конечной продукции порядка 70%: конкурировать важно не только по качеству, но и по цене. Можно сказать, что модернизация — основное звено в развитии предприятия, мы не должны оставаться в сегодняшнем дне, а двигаться вперед!
В 2016 году на приобретение нового оборудования предприятие инвестировало 3 миллиона 945 тысяч белорусских рублей. Это собственные средства общества плюс кредиты банков. Из основного оборудования, которое мы закупили в прошлом году, я хотел бы особенно выделить две линии скрутки от немецкой фирмы «Niehof», оплеточную машину «Unidra» компании «Spirka». Но самое ценное приобретение 2016 года — экструзионная линия для наложения изоляции и оболочки из безгалогеновых композиций стоимостью 1 миллион 170 тысяч евро. В тендере участвовали и немцы, и швейцарцы, и австрийцы, но победителем в конкурсе стал итальянский бренд «Samp». Это один из мировых лидеров производителей кабельного оборудования. Линия позволяет увеличить производительность в 3-4 раза. Если на старом оборудовании скорость производства кабеля с безгалогеновой композицией составляла 5-10 метров в минуту, то на новом — 40-50. То есть скорость выполнения заказов увеличится, а это уже совершенно другой рабочий ритм. Оборудование вдобавок ко всему универсально, перерабатывает стандартный ПВХ, полиэтилен высокого и низкого давления, сшитый полиэтилен, безгалогеновые композиции. Переход на другой материал не вызывает особых затруднений. Еще одно свойство: линия высокотехнологична и компьютеризирована, что позволяет в автоматическом режиме контролировать технологический процесс, снижая риск ошибки оператора. В общем, очень умная техника.
— Любопытно знать, что при этом происходит со старым оборудованием. Оно функционально?
— Часть заводского оборудования выпущена в 1970-1980-е годы, и хотя оно поддерживается в исправном состоянии и работает, его производительность, энергопотребление и другие характеристики оставляют желать лучшего. Пять лет назад износ фонда оборудования составлял 87%, сейчас за счет обновлений, модернизации — 60%. На данном этапе развития отрасли оборудование устарело в электронном управлении: все, что сделано из металла, не претерпело особых изменений, а вот свой электрический потенциал оно исчерпало. Сегодня в плановом режиме идет замена электронной начинки в старом оборудовании — этим на нашем предприятии занимается энергомеханическая служба во главе с Сергеем Александровичем Лещенко (на фото — слева от главного инженера).
— Исходя из короткого экскурса по Мозырскому кабельному заводу можно сделать вывод, что производство в ближайшее время будет особенно нуждаться в электронщиках и айтишниках… Это хорошая подсказка для абитуриентов, скажем, 2027-2037 годов. Сергей Григорьевич, на Ваш взгляд, как в целом влияет развитие компьютерной науки на кабельную отрасль?
— Думаю, чтобы представить белорусский завод через 20 лет, нужно сегодня побывать в Японии. Там стерильные цеха, люди в белых костюмах. Все управляется электроникой. Человек только контролирует технологический процесс на компьютере. Тотальная автоматизация — это будущее любого производства. Даже сейчас в 50% случаев производственного брака (хотя мы отходим от такого термина, правильно сказать продукция, не соответствующая требованиям) лежит человеческий фактор. Именно поэтому все со временем будет делать робот. К человеку, который будет контролировать машину, будет одно большое требование — интеллект. Профессии будущего? Сложно сказать. Чем отличались во все времена профессионалы от интеллектуалов? А это не одно и то же. Профессионал — тот, кто всю жизнь делает однотипную работу: профессионально крутит гайку, делает отверстие, собирает станок и автомобиль, выпускает кабель и делает это превосходно. А тот, кто постоянно себе дает пищу для ума, развития, не ограничивает себя рамками, может прийти в любую сферу и стать профессионалом. Постоянно развивайтесь!
О качестве
— Белорусское, мозырское — синонимы к слову «качество». Оно — наиважнейший инструмент в борьбе за рынки сбыта. Как на предприятии устроена цепочка управления качеством?
— Для того чтобы добиться определенного имиджа на рынке, уходят десятилетия, а потерять его можно за считанные дни. Качество, безопасность — самые главные ориентиры. Внедрение систем менеджмента качества на предприятиях — это не новое для нас понятие. Многие элементы этой системы давно и плодотворно работают в ОАО «Беларускабель». И, стоит отметить, создание целостной системы требует скрупулезной подготовки, постоянного внимания, обучения работников системному подходу к вопросам качества.
Предприятие в 2016 году прошло ресертификацию системы менеджмента качества ИСО 9001 версии 2015 года. В июле 2017-го у нас проходил аудит на подтверждение соответствия данной системы. Все без несоответствий. Это подтверждение того, что все процедуры, все процессы соответствуют международным требованиям. Это касается и управления производством, и маркетинга, и закупок, и контроля испытаний готовой продукции, и др. — это целая система.
Если сказать для обывателя, это образ мысли людей, которые создают продукцию, порядок действий, упорядочивание всех процессов. Если есть такой сертификат, потребитель, будь то промышленный гигант или частное небольшое предприятие, может быть уверен: продукции, не соответствующей стандартам качества, здесь не производят.
О новаторском мышлении
— В связи с тем, что 2017 год в Беларуси объявлен Годом науки, логичен вопрос о том, какие научные подходы применяются при осуществлении модернизации и внедрении новейших технологий? Кто и как содействует в этом заводчанам?
— В Советском Союзе экономика и наука были интегрированы в единую систему, после распада СССР у нас в республике прикладной науки по кабельному направлению почти не осталось. На сегодня в Беларуси нет ни одного руководящего института кабельной промышленности. «Центрового», главного мозга, каким был когда-то для нас Всесоюзный научно-исследовательский институт кабельной промышленности (г. Москва), нет. Теперь мы сами должны чувствовать и даже формировать потребности рынка. Сложнее, когда работаем с российскими заказчиками. Хороший пример — генподрядчик возведения Белорусской АЭС «Атомстройэкспорт». Чтобы стать поставщиком строящейся Белорусской атомной электростанции, мы должны были «перейти» на российские стандарты: приобрели технические условия на определенный вид кабельных изделий, поставили их на производство и, пройдя сложную процедуру подтверждения и согласования, только тогда вошли на этот важный, имиджевый для нас объект. Гордимся, что выиграли при этом в серьезной конкуренции с российскими компаниями. Очень перспективна для нас также нефтегазовая промышленность. А попасть в число поставщиков таких компаний-«китов», как российский ТЭК, «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», очень непросто.
С белорусским потребителем мы остаемся один на один: служба главного технолога, руководителем которой является Дмитрий Николаевич Фиранчук (на фото — справа от главного инженера), для наших промышленных гигантов БелАЗа, «Лифтмаша», «Атланта», МАЗа, «Гомсельмаша» и др., руководствуясь существующими научными выкладками, своими знаниями, а также материалами, которые можно добыть, производит разработку технических условий самостоятельно. Заказчик может предлагать свои варианты, характеристики, свойства, но самый важный параметр для нас остается неизменным — безопасность. В подчинении у главного технолога 24 человека, часть работников следит за технологическим процессом на производстве, а остальные заняты разработкой новых видов кабельной продукции: их внедрением, постановкой на производство, регистрацией в органах государственного надзора, сертификацией, проведением всех контрольных испытаний и мн. др. Прибегаем и к бенчмаркингу. (Бенчмаркинг близок к понятию маркетинговой разведки. Однако маркетинговая разведка — это сбор конфиденциальной или полуконфиденциальной информации об изменении внешней среды маркетинга. Использование бенчмаркинга многонаправленно. И хотя с середины 1970-х гг. он осуществлялся в рамках конкурентного анализа, сегодня успешно зарекомендовал себя как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с лидерами в своих и смежных отраслях, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке, — прим. авт.) Могу точно сказать: среди кабельщиков существует серьезная конкуренция. В своем техническом развитии мы на передовых позициях.
Есть одно мудрое высказывание: «Ни одно желание не дается без силы, позволяющей осуществить его». Мы иногда не верим в эту силу, но она есть. Нужно просто верить в себя и в свою команду.

Ольга АРДАШЕВА.
Фото Александра СОЛОДКОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: