Елена Чайко, врач-офтальмолог мозырской детской горбольницы о том, как сохранить зрение школьника

1291

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой  деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь в структуре общей заболеваемости детей патология органа зрения в последние годы занимает второе место. Наибольший процент в патологии органа зрения занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Отмечается тенденция к увеличению детей с миопией (близорукостью). Распространенность миопии среди школьников высокая и находится в пределах 25-30%. Это медико-социальная проблема, т.к. миопии свойственно прогрессировать в детском возрасте и у взрослых. Осложненная близорукость приводит к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения у людей самого работоспособного возраста, дети ограничены в выборе профессии, спортивных занятий. Близорукость может быть врожденной и приобретенной. Один из механизмов развития миопии – это зрительная работа на близком расстоянии, также влияют условия и образ жизни, условия учебы ребенка, окружающая среда. Роль органа зрения очень велика в процессе школьных занятий. Дети стараются найти нужную информацию в книгах, телепередачах, видеофильмах, журналах, газетах, но чаще с помощью компьютера.

Как же сохранить нормальное зрение, преодолевая интенсивность учебной нагрузки? Как осилить список литературы на лето, не испортив зрение?

Формируется зрительный анализатор к 7-10 годам и готов к восприятию информации.

Большую роль в сохранении нормального зрения играет правильный образ жизни ребенка:

1)  Нужно зрительный труд ребенка чередовать с активным отдыхом на свежем воздухе, со спортивными занятиями (для близоруких хорошо плавание), гимнастикой для глаз.

Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе уменьшает общее утомление и улучшает зрительные функции. Длительность выполнения домашнего задания не рекомендовано превышать 1 ч в 1 кл., 1,5 ч в 2-3 кл., 2 ч в 4 кл., 2-2,5 ч в 5-7 кл., 3 ч в 8-10 кл. После каждых 45 мин работы делать перерыв 10-15 мин.

2)  Сон должен быть достаточным и соответствовать возрасту: около 10 ч в младших классах, около 9 ч в 5-8 классе.

3)  Питание полноценное и регулярное.

4) У школьника должно быть свое рабочее место дома, желательно светлое у окна. Должна быть настольная лампа с мощьностью 60 ватт и прикрытая абажуром, чтобы свет не попадал прямо в глаза. Лампа ставится слево, если ребенок правша, и наоборот у левшей. Свет от лампы должен падать на рабочую поверхность (тетрадь, книга), а глаза оставаться в тени. Мебель должна соответствовать росту ребенка, чтобы при чтении расстояние между глазами и книгой было 33-35 см. Для оптимальной освещенности на рабочем месте в пасмурные дни и вечерние часы необходимо включать настольную лампу и общее освещение комнаты, чтобы не снижалась работоспособность глаза.

5) При просмотре телепередач экран должен быть на уровне глаз сидящего человека на расстоянии 3-5 метров. Детям до 3 лет не рекомендуется смотреть телевизор, в 3-6 лет допустимо 30 мин в день, в 7-10 лет – 1ч, в 11-18 лет – 1,5-2,5 ч ( непрерывная нагрузка до 1,5 ч).

6)  Выбирая между книгой и электронной книгой, лучше отдать предпочтение книге. После каждых 45 мин чтения делать 15 мин отдыха (подвижные игры и зарядка).

Покупая своим детям современные, модные «игрушки» (смартфоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны), родители забывают о том, что нужно научить ребенка правильно пользоваться ими, чтобы они не вредили здоровью и психике.

В чем опасность компьютеров и видеодисплейных терминалов (планшетов, электронных книг и др.)?

Экранное изображение отличается от бумажного тем, что оно само светящееся, состоит из отдельных точек (пикселов), не имеет четких границ, мерцает с частотой около 50-100 Гц, относительно невысокой контрастности. Также при выполнении работы в компьютере наши глаза находятся на близком расстоянии к монитору, у многих людей недостаточная освещенность рабочего места, необходимость постоянного смещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст, а затем в обратном направлении, недостаточное увлажнение глаза из-за уменьшения числа мигательных движений век.

Если ежедневно и в течение длительного времени работать с компьютером и видеодисплейными терминалами, то это приводит к: затуманиваю зрения; боли в области глазниц, лба и при движении глаз; покраснению глаз, рези в глазах; развитию синдрома «сухого глаза»; развитию спазма аккомодации, затем миопии (близорукости); прогрессированию уже имеющейся близорукости.

Особенно чувствительны к такой зрительной нагрузке дети и люди, имеющие аномалии рефракции (близорукость, астигматизм, дальнозоркость).

Гимнастика для глаз по Э.С.Аветисову

  • Круговые движения глаз вправо и влево.
  • Движения глаз вверх, вправо, влево, по диагонали.
  • Легкое надавливание тремя пальцами рук на верхнее веко при закрытых глазах.
  • Интенсивное зажмуривание глаз.
  • Расположение у окна на расстоянии 30-35 см от оконного стекла. На стекле крепится круглая метка диаметром 3-5 мм. Вдали отмечается предмет для фиксации (дом, дерево, др.). Взор фиксируется на метке на 1-2 секунды, затем переводится на 1-2 секунды на удаленный предмет и обратно.

Упражнение выполняется 2 раза в день от 3 до 5 минут.

Временной режим работы ребенка с компьютером (в соответствии с постановлением М3 РБ о санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами»)

  • Детям до 3 лет нельзя заниматься с компьютером и видеодисплейными терминалами.
  • Детям 5-6 лет – работа с компьютером 2 раза в неделю по 10 мин, нельзя ноутбуки и видеодисплейные терминалы (планшеты, электронные книги и др.).
  • Школьнику за компьютером: 1 кл.– 10 мин;  2-4 кл.– 15 мин; 5-7 кл. – 20 мин; 8-9 кл. – 25 мин; 10-11 кл. – 30 мин, после перерыва можно продолжить занятие 20 мин.
  • С видеодисплейными терминалами (планшеты, электронные книги и др.) и ноутбуками: 1 кл. – 7 мин; 2-4 кл. – 10 мин; 5-7 кл. –15 мин; 8-11кл. – 20 мин.
  • Взрослым желательно не более 2 часов ежедневная работа с компьютером.

Как минимизировать вредное воздействие компьютеров и при этом идти в ногу со временем, развивая наших детей?

Грамотная организация рабочего места. У ребенка должен быть компьютерный стол с регулируемой платформой для клавиатуры и стул с регулировкой его высоты и угла наклона спинки. Важно, чтобы ребенок правильно сидел за столом: ноги должны быть согнуты под прямым углом и опираться на пол, голову необходимо держать прямо; спинка стула должна поддерживать нижнюю половину спины. Верхний край монитора должен находиться на уровне глаз и быть удаленным от них на 60-80 см. При работе на клавиатуре руки должны лежать свободно на столе, а плечи находиться в слегка расслабленном состоянии.

Если ребенок имеет аномальную рефракцию и носит очки для постоянного ношения, то занятия в компьютере надо проводить в очках.

В сумеречных условиях работать с компьютером нельзя. Освещенность помещения должна составлять 300-500 лк.

Следить за тем, чтобы на экране не возникали слепящие ребенка световые блики.

Через каждые 20-30 мин работы нужно отводить взгляд от экрана компьютера и в течение 20-30 секунд смотреть вдаль.

Лучше остановить свой выбор на компьютере с жидкокристаллическим монитором с диагональю в 17-19 дюймов, т.к. в планшете и мобильных телефонах маленький экран. И еще дети, когда играют в планшете и в мобильном телефоне, не соблюдают правильного расстояния от глаз до экрана и подносят их близко к глазам, тем самым провоцируют развитие спазма аккомодации.

Облегчить зрительную нагрузку можно с помощью специальных оптических средств: компьютерных очков (для людей без нарушения зрения), корректирующих очков со специальным покрытием.

Если ежедневно и длительно работать с компьютером, то может развиться синдром «сухого глаза». В этом случае следует пользоваться глазными каплями, замещающими слезную жидкость.

Для поддержания работы сетчатки глаза следует принимать препараты антиоксидантов на основе черники, в-каротина, витаминов С и Е, D, минералов селена и цинка, меди, полиненасыщенные жирные кислоты (омега-3), лютеин, зеаксантин.

После занятий с компьютером и в перерывах между работой в нем следует делать гимнастику для глаз.

Пользоваться интернетом можно детям с 12 лет, но с «отсечением» вредных программ с помощью специальной защиты. Безопасный интернет – это безопасность вашего ребенка!

Мультфильмы и фильмы смотрите по телевизору, а не в мобильном телефоне, планшете и компьютере. Если закачиваете их из интернета, то выводите на экран телевизора.

Мобильный телефон желательно давать ребенку школьного возраста по надобности, когда он без родителей идет на кружок, спортивную тренировку и др., и правильно учить пользоваться им, т. к. дети наиболее чувствительны к воздействию электромагнитного излучения от сотового телефона. Использовать его по назначению: звонить маме, папе, а часто дети смотрят мультфильмы, фильмы там и играют в игры.

Берегите здоровье и зрение свое и ваших детей!

Елена Чайко,

врач-офтальмолог  учреждения «Мозырская городская детская больница».


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: