ОАО «Мозырьсоль»: люди и цифры

2130

С точностью до копейки и цента

Известный армейский лозунг «Все, что создано народом, должно быть надежно защищено» финансово-экономический блок ОАО «Мозырьсоль» может с полным основанием перефразировать: «Все, что произведено трудовым коллективом, должно быть точно учтено и с умом вложено в развитие производства».

О решении тактических и стратегических задач, тонкостях и деталях работы рассказывают ведущие специалисты предприятия.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Вероника Валерьевна КУКСАЧЕНКО, главный экономист.

– Какова задача этого дня, которой вы будете заниматься сегодня?

– Не за горами конец года, поэтому надо оценить, как мы будем жить в 2018 году. Актуальным остается вопрос снижения себестоимости продукции. Технология производства соли является энергоемкой, поэтому в структуре себестоимости продукции наибольший удельный вес занимают топливно-энергетические ресурсы. Удельный вес топлива в затратах предприятия доходил до 50%. С целью недопущения необоснованного роста себестоимости готовой продукции ежегодно разрабатываются и реализуются мероприятия по сокращению затрат на производство продукции. Среди таких мероприятий в 2016 году стал перевод работы котельной с природного газа на мазут, что в конечном итоге позволило предприятию погасить все свои текущие кредиты, нарастить выручку и стать конкурентоспособными на внешних рынках.

В 2017 году завершается строительство ООО «Руссоль» завода по производству выварочной соли в г. Новомосковске (Тульская область.), что создает значительные риски для стабильной работы ОАО «Мозырьсоль».

Над этим сейчас и работаем. С целью обеспечения 100-процентной загрузки производственных мощностей и производства соли в объеме 480 тыс. тонн в 2018 году необходимо сохранить возможность в любой момент снижения цен на продукцию, сохранив при этом ее конкурентоспособность, путем снижения затрат на топливно-энергетические ресурсы.

– Ваша работа – это только мир цифр?

– Конечно, нет. В силу того, что в подчинении находится три отдела (финансовый отдел, планово-экономический и отдел по труду и заработной плате), с людьми работаем тоже. К нам идут как по поводу заработной платы, если что-то не нравится, так и согласовывают расходы, связанные с финансированием. Конечно, все закупки рассматриваются на комиссии, а основные средства согласовываются дирекцией, но в любом случае планирование денежных средств, сможем ли мы это позволить себе сейчас или купим в следующем месяце, году, решается здесь.

– За цифрами видно людей? Ваши расчеты могут повлиять на то, что кого-то придется сократить?

– Люди видят, что ОАО «Мозырьсоль» работает рентабельно, и естественное желание – увеличить себе заработную плату. Но здесь есть государственный «Стоп»: сейчас очень строго контролируется показатель соотношения заработной платы и производительности труда. Данный коэффициент контролируется поквартально, нарастающим итогом. Поэтому идет анализ ситуации, чтобы определить, какой производственный показатель нужно подтянуть, что нужно сделать, чтобы по итогу отчетного периода он был выполнен. О сокращении речь не идет, но в течение прошлого года проводились мероприятия по оптимизации численности, что позволило уменьшить среднесписочную численность на 6 человек. Это и многое другое решается в плановом отделе. Конечно, на уровне производства, руководителей, но цифры идут именно от нас, планового отдела, чтобы принять определенное управленческое решение.

– Насколько есть понимание, что деньги должны идти не только на зарплату, но и вкладываться в производство, иначе можно просто «проесть» завод за одно поколение?

– Сделав анализ с 2012 года, можно отметить, что объем инвестиций предприятия в основной капитал за последние 5 лет превысил 34,7 млн. деноминированных рублей, что составляет 91% от суммы полученной чистой прибыли. Это огромные инвестиции в модернизацию, замену старого изношенного оборудования. Рост за 8 месяцев текущего года составляет 193,3% к аналогичному периоду прошлого года.

Но мы не забываем и о работниках: с января 2015 года зарплата увеличивалась три раза, последнее на 15% произошло в июне 2017 года. Среди промышленных предприятий Мозырского района за 8 месяцев 2017 года средняя заработная плата выше на 10%. Помимо основной заработной платы, существуют и дополнительные выплаты по коллективному договору, так что обид и недопонимания быть не должно.

Одна из наших особенностей – люди работают не сами по себе, а семьями: супруги, родители и дети. А когда работает семья, то есть понимание, что завод – это их жизнь, их будущее. Поэтому, надеюсь, есть понимание, что надо вкладывать в развитие предприятия, чтобы оно работало и в дальнейшем.

– Ваша работа – это строгий расчет, или риск тоже возможен?

– В связи с тем, что более 80% продукции уходит на экспорт, нам поступает выручка в разной валюте. Поэтому еже-дневно считаем, в какой валюте и за что мы будем рассчитываться. Когда кладем деньги на депозит, тоже считаем, под какой процент, куда или в какой день мы будем переводить и множество других операций, так что риски есть каждый день. Угадать очень сложно, мы ведь видим курс только сегодня на завтра, а российский рубль ведет себя вообще непредсказуемо, но есть и свои хитрости, как минимизировать риски.

Свои сложности с производством. Конкретные объемы по выпуску каждого вида продукции прогнозируются в начале года, когда составляется бизнес-план, с учетом рынка сбыта, поэтому нет смысла вкладываться в то, что не имеет своего покупателя. В прошлом году была тенденция больших закупок таблетированной соли. Мы разработали до 2020 года стратегию развития по этому виду продукции, но сегодня столкнулись с проблемой, что на российском рынке появилась турецкая, китайская и египетская аналогичная продукция, а мы уже начали реализацию своего проекта… Но  сегодня при условии работы котельной на мазуте мы можем себе позволить снизить цену и остаться на плаву, сохранив объемы, и в итоге получить свою прибыль.

Большое производство, а у нас работает больше тысячи человек, не позволяет делать резкие движения, нужен плавный переход при качественном планировании.

– Любая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Что вы можете сказать о себе?

– Всегда мечтала быть экономистом. Работа с цифрами – это мое, нравится считать, свою профессию люблю. Даже не могу сказать, что она на меня как-то повлияла. На работу хожу не по обязанности, а с удовольствием. Могу только сказать, почему я экономист, а не бухгалтер: у экономиста есть право на свое мышление, если хотите, помечтать, прежде чем спрогнозировать что-то, а бухгалтерия – это очень точная наука, которая работает ежемесячно с одним и тем же материалом в строго заданных рамках. А экономист – это более творческая работа и образ мышления, никогда не бывает скучно!

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

Марина Витальевна ИРХА, главный бухгалтер.

– Как вы пришли в профессию?

– Началось, естественно, с учебы. Я закончила университет экономики и финансов в г. Санкт-Петербурге, сама родом из Гродно и в Мозырь приехала, как жена декабриста, за мужем. Это очень сильная школа экономических знаний, в том числе сильный бухгалтерский учет. Той школой, которую я сегодня применяю в жизни, я обязана этому вузу. По диплому я экономист, но основательные знания по бухучету в итоге привели меня на сегодняшнюю должность, когда поступило предложение от руководства предприятия.

Также была хорошая школы работы в «Белагропромбанке»: кто работал, тот меня поймет. Это можно приравнять к службе в органах или в армии, настолько там серьезная работа с огромными деньгами и высокой ценой ошибки. На этой работе я тесно сотрудничала со структурами ОАО «Мозырьсоль», потому что обслуживала это предприятие, поэтому продолжение карьеры на сользаводе, наверно, логично.

А может, мысли имеют свойство материализовываться: во время работы в банке были идеи работать в этой организации… Правда, не ожидала, что это будет именно такая должность.

– Обычная практика: директор ушел, новым начальником стал главный инженер. У главного бухгалтера есть шанс стать руководителем предприятия?

– Конечно, есть. Могу сказать, что через месяц после моего прихода мне была предложена освободившаяся должность заместителя гендиректора по экономике. Главный инженер и главный бухгалтер – это ведь две стороны одного предприятия: производство и экономика, просто один из них все знает о своей сфере деятельности и кое-что о другой. Хотя могу сказать, что моя работа не чисто кабинетная: приходится посещать цеха, производство, чтобы понять, что новое мы вводим и как это правильно отразить на счетах учета. Тот случай, когда надо самой потрогать руками, посмотреть и порой даже поменять решение на основании того, какие бумаги я получила, а потом своими глазами убедилась, что документы надо переделывать.

– За что вы любите свою профессию?

– Несомненно, надо любить цифры. Дружить с ними. Очень обижает, когда от новых специалистов периодически слышишь «вам передали бумажку…». Для меня это документ! Любая официальная бумага, что приходит ко мне, это документ.

Артисты говорят: «Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Такой же подход у меня и в плане отчетности: я ее должна писать не для себя, а так, чтобы поняли все. В этом году у нас проходил аудит, и специалисты отметили, что такое пояснение к отчетности, как у нас, они видят впервые. «Даже не видя предприятие, просто прочитав ваш отчет, у нас сформировалось полное представление о производстве…» – таков был отзыв столичных проверяющих.

– Риск для бухгалтера насколько благородное дело?

– Все основные решения принимаются коллегиально, но у меня есть возможность быть услышанной, если возникло какое-то предложение. Но оно должно быть непременно в правовом поле, и выскажу я его только при уверенности на 99%, что оно не нарушает законодательство. Получается, что это уже и не риск.

– Как вы объясните такой частый расклад на предприятиях: директор – мужчина, главный бухгалтер – женщина?

– Бухгалтерия требует скрупулезности, а это больше присуще женщинам. Чтобы бумаги были в порядке, подшиты. Мужчины мыслят глобальными категориями: принятие решений, а бумагами должны заниматься помощники, в том числе и главный бухгалтер.

Другое женское свойство: вбирать больше информации, чем необходимо, но потом в нужный момент вроде как посторонние факты и цифры приходят на помощь.

– Курсы бухгалтеров дают достаточное образование, чтобы работать на сользаводе?

– Нет, ни в коем случае. Сегодня законодательно установлено, кто может быть бухгалтером вообще, какой необходимый объем знаний и образование требуются. Даже не представляю, куда сегодня можно устроиться после этих курсов, наверно, никуда… Это обучение должно быть на что-то положено, на какую-то базу: возможно, человек получал инженерное образование, но не хватает ему бухучета. Кстати, очень хорошие бухгалтера получаются из тех, кто закончил технические вузы, видимо, инженерные профессии положительно влияют на формирование и бухгалтерского склада ума. Но к гуманитариям это не относится.

– Вы еще и руководитель. Что требуете от своих подчиненных?

– В первую очередь работы, ничего личного. Во-вторых, я хочу, чтобы в коллективе был комфортный климат, чтобы людям хотелось приходить сюда трудиться, и они могли бы друг с другом нормально разговаривать. Чтобы я как можно меньше вмешивалась в разрешение межличностных проблем, а занималась только тем, где нужна моя профессиональная помощь. Могу сказать, что пришлось провести, как сейчас говорят, тонкую настройку коллектива под то видение, которое я считаю верным. Конечно, человеческого участия с моей стороны это не отменяет.

Сегодня несложно прикинуть шансы кандидата на работу в нашем коллективе: профессиональное тестирование, посмотреть образование и места прежней работы и позвонить туда, откуда человек ушел. Не скажу ничего нового, если заявлю, что нужны профессионалы, умеющие работать в команде, и с хорошей базой, чтобы нам не заниматься их обучением. На это нет времени.

– Новое поколение бухгалтеров – какое оно? Каков предел карьерного роста у финансиста?

– Они – молодцы! Кто выбрал этот путь, кому это нравится, обязательно станет профессионалом, и у него все будет хорошо. Мы ведь когда-то уйдем, поэтому стремление расти как специалист можно только приветствовать. Даже стараюсь отметить лучших, говоря, что в них я вижу потенциал. Впрочем, могу и сказать иной раз, что при таком небрежном отношении к работе всегда найдется тот, кто будет выполнять ее лучше и займет это место с большим удовольствием.

Что касается моих карьерных устремлений, то у меня не было цели занять какую-то должность: «Вот сделаю хорошо отчет, начальство меня заметит и повысит…» Мне просто нравится моя работа, то, чем я занимаюсь, этот мир цифр… Хочется больше знать и уметь в своей профессии, учиться чему-то новому… Наверное, кто-то мои старания видел и отмечал, вот поэтому я здесь. Словом, работай, как положено, а слава и должности тебя найдут.

Могу похвастаться тем, что в 2017 году законодательно ввели норму, когда более 300 бухгалтеров в Республике Беларусь обязаны иметь сертификат профессионального бухгалтера. Он выдается на уровне Министерства финансов, чтобы его получить, надо сдать двухуровневый экзамен. На сегодня его имеют 104 бухгалтера, три из них работают в Мозыре, в том числе и главным бухгалтером ОАО «Мозырьсоль».

ДОЙТИ ДО СУТИ

Ирина Матвеевна ШИБАЛКО, заместитель начальника главного экономического отдела:

– Как соотносятся экономисты, плановики и бухгалтерия?

– Работа планового отдела по факту выстроена на статистических данных, предоставленных бухгалтерией. Они проверяются, анализируются, сопоставляются, и на базе анализа фактических цифр экономистами планируется перспектива на будущее, выстраивает модель развития экономики предприятия. Мои обязанности, в частности, планирование и анализ производства соли как основного вида деятельности предприятия. Это установить производственный план, его анализ, расчет с выходом на уровень показателей, которые нам доводят вышестоящие организации и требует экономика предприятия.

– Вы работаете в ОАО «Мозырьсоль» с 2001 года. Насколько изменились характер работы, требования, круг обязанностей?

– Легче никогда не бывает. Сользавод, как и другие предприятия республики, работает в рамках действующего законодательства, которое систематически меняется, совершенствуется. В постперестроечный период экономика подвергалась реформам неоднократно, поэтому экономика предприятия не стоит на месте, она развивается в соответствии с производственными заданиями. С 2012 по 2016 годы в ОАО «Мозырьсоль» проводилась масштабная модернизация с целью наращивания объемов производства, так что работы, несомненно, прибавилось: не только увеличение цифровой составляющей, но необходимо больше анализировать, оценивать перспективы – приходится действовать в рамках сложившихся условий, которые меняются каждый день.

– Ваша работа – только цифры?

– Люди тоже. Это не только коллеги по отделу, но и другие службы. В единой структуре предприятия приходится взаимодействовать и с энергетиками, и с механиками, и с технологами, а также маркетинг, продажи, сбытовики – словом, практически все структурные подразделения завода.

По своей должности кадровые вопросы я не решаю. Но мною могут вноситься корректировки в действие моего участка работы – производство соли: ассортимент, объемы добычи с целью выхода на экономические параметры и показатели. Это моя обязанность, я это направление контролирую, курирую и могу в план производства вносить коррективы в течение месяца.

– Ваша работа идет строго по науке и нормативам, или риск и творчество тоже возможны?

– Любое принятое решение должно быть в рамках закона. Бывают отступления, когда включается чувство логики, интуиции, но и они должны быть подкреплены ответственностью за принятое решение. Интуиция, в том числе и женская, проявляется в оценке рисков на перспективу. Но это не «сама не знаю, почему, просто мне вот так кажется, поэтому я так хочу…», а заключение, которое подсказывает профессиональный опыт, деловой подход, понимание, что за тобой стоят люди, которые будут выполнять принятое тобой решение, поэтому оно должно быть правильным. Не потерять свое лицо для меня тоже важно. Наш генеральный директор вникает в каждый вопрос, поэтому бывает, что иногда чувствуешь себя неудобно за какое-то некорректно принятое решение.

– Чему вас в жизни научила ваша профессия?

– Больше думать, чем говорить. Есть такая фраза: «Дипломат – это человек, который подумает дважды, прежде чем ничего не сказать». Для меня важно, что сказать. И в целом характер работы – с документами, компьютером, цифрами – у меня молчаливый. Но это вторично, а первично – скрупулезный подход к рассмотрению вопросов, всесторонний анализ перед принятием решений, оценка целесообразности своих действий. Обязательно – ответственность.

Девиз моей жизни: «Если ты что-то делаешь, то делай это хорошо». Я стараюсь.

– Как вы оцените молодежь, которая сегодня приходит в финансово-экономическую сферу?

– Была такая реклама: «Он знает, как заработать деньги, она знает, как их потратить». Но сегодня обычное дело, когда в семье мозговой центр – женщина, которая знает и умеет зарабатывать деньги. Еще памятны советские времена, когда карьеризм считался смертным грехом, а слово «карьерист» было оскорблением. Сегодня же понятие карьерный рост обычное дело и для женщин.

Умная молодежь выстраивает свое продвижение по служебной лестнице планомерно и продуманно, по заданной программе. В любом случае, на первом месте будут стоять профессионализм, качественное образование, стремление повышать квалификацию, потому что хороший человек – это не профессия, а с гендерными предпочтениями как-нибудь разберемся. Личные качества: умение работать в команде, создавать благоприятную атмосферу в коллективе – тоже обязательны.

Дмитрий КУЛИК

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: