Портрет – зеркало души

1310

Мозырь буквально наводнила живопись в различных ее вариациях. Частью этого прекрасного для всех ценителей высокого искусства явления стала выставка прекрасного портретиста и иллюстратора Оксаны КРЫВУЛИ (на фото в центре). Основную часть экспозиции составили изображения близких и родных художницы, которые полностью проявляют всю теплоту и яркость ее творчества. Проникновенность работ позволяет зрителям расслабиться и просто получать эстетическое и душевное удовольствие, уводящее от суеты городских будней. Представление о творчестве всегда будет более полным, если хотя бы заочно познакомиться с автором. А потому предлагаю нашим читателям окунуться в мир Оксаны во время интервью.

Первые шаги в искусстве

– Когда у вас появился первый осознанный интерес к живописи, и что или кто вас вдохновил начать ей заниматься?

– Живопись в моем случае – вещь наследственная, отец и мать прекрасно рисовали, пусть и на любительском уровне. Собственно, отец был моим первым учителем. Он умел крайне точно и четко передавать суть картины. Ну, а когда я переняла у отца все лучшее, меня, семилетнюю девочку, отправили в художественную школу. Притом принимали туда тогда с 10-12 лет. Проводили экзамен с выборочной композицией, после которого меня приняли и выяснили, что я, мягко говоря, слегка не подхожу по возрасту. К счастью, учиться мне разрешили. Конечно, если ты самая младшая в группе, то иногда некоторые понятия могут быть как будто из космоса и пониматься тяжело, хотя с художественным процессом особых трудностей у меня не было.

– Вслед за ранним началом обучения, даже сверхранним, я бы сказал, последовал такой же ранний дебют в преподавании. Как проходили первые занятия? Много ли волновались, и как боролись с этим?

– Когда я поступала в Минское художественное училище им.А.К.Глебова при Академии искусств Республики Беларусь, то выбрала факультет живописи. И вот на третьем курсе этого факультета нам внезапно объявили, что мы будем не просто живописцами, а еще и преподавателями этой самой живописи. Естественно, после такой неожиданности некоторые решили как можно быстрее, если можно так сказать, свинтить оттуда. Но, как вы понимаете, быть в наше время свободным художником практически невозможно по различным причинам. А потому право преподавания открывало дополни- тельные финансовые, в первую очередь, возможности. Начало работы проходило, можно сказать, даже спокойно, видимо, мне повезло с учениками. Процесс  приносил удовольствие.

Учи, но не забывай учиться

– Учитесь ли вы у своих учеников? И часто ли свои работы приводите в пример?

– Несомненно, у детей всегда есть чему учиться. Иногда это невероятная усидчивость и сосредоточенность, а иногда, наоборот, расслабленность и непосредственность в отношении к работе. Что касается моих работ как образцов, то я показываю их чаще всего по просьбам детей. Кроме того, мы даем детям немного свободы в творчестве и шанс внести нечто свое в мелкие детали работ, ведь живопись – это не точная наука, и нельзя сказать, что что-то нужно делать именно так и никак иначе.

Эволюция или деградация? Каждый видит свое

– Как вы относитесь к современному абстрактному искусству? Пытаетесь ли найти смысл в подобных работах или считаете это бесполезным?

– Живопись в принципе весьма субъективна. Как говорится, сколько людей, столько и мнений, и каждый человек оценивает то или иное творчество по-своему. Могу сказать о себе, что очень не люблю судить и оценивать детские работы. Ведь, когда перед тобой лежит 10 работ, выполненных в абсолютно разной технике, но при этом одинаково прекрасно раскрывающих свои темы, тогда все сводится к твоей субъективной точке зрения. То же самое и с современным искусством, ведь кто-то в нем может оценить композицию, колорит или какие-то другие мелкие, но важные детали. Если говорить о понимании смысла подобных работ, то здесь очень большую роль играют названия, отражающие мысли и идеи автора. Сама же не являюсь поклонницей современного формализма, то есть отсутствия всякого рода содержания и акцента только на форме. Мне больше превалирует реализм с долей собственной фантазии. Даже портретисты в каждую картину привносят нечто свое, пропуская все через себя.

Талантливый человек талантлив во всем. Художественная многогранность и не только

– Помимо всего прочего, вы еще и иллюстратор. Какие авторы и жанры литературы для вас наиболее интересны в этом плане, и с кем уже довелось поработать?

– В данный момент работаю с издательством «Высновы» и занимаюсь иллюстрированием методического материала для школьников младших классов. Кроме того, доводилось поработать с местными авторами, в большей степени касаясь детских произведений. Более серьезная и, пожалуй, запоминающаяся работа была с московским издателем. В рамках ознакомления со скандинавской литературой постсоветского периода удалось поработать с книгой одного из современных норвежских поэтов. Вот здесь уже иллюстрации были более глубокомысленные и, скажем прямо, недетские. Было интересно перестроиться на более серьезный уровень и поработать с по-настоящему многогранной литературой.

– Доводилось ли продавать или отдавать свои работы? Какое чувство при этом перевешивает: гордость за признание своего таланта или же грусть от расставания с работой?

– Дарить всегда приятно, и потому чувство расставания в данном случае не ощущается. Когда же ты работаешь над какой-то, скажем так, коммерческой картиной, то волей-неволей вкладываешься в нее чуть меньше, и отпускать ее гораздо легче. Но у меня, как и у любого художника, есть любимые работы, которые уже словно дети. Вот такие работы хочется сохранить именно для себя. Как вы, возможно, знаете, учебные заведения иногда оставляют себе лучшие из работ своих выпускников, чтобы потом показывать следующим поколениям как пример для подражания. И по идее это должно вызывать у каждого гордость. Примерно это мне говорили преподаватели, когда хотели забрать сделанную мною копию картины Валентина Серова «Портрет неизвестной». Ее нужно было проработать максимально четко и близко к манере автора. Работала долго, изучая роскошную манеру автора, подмечая мелкие детали. Ну, а когда уже попросили оставить ее для фонда, мне все же удалось отстоять ее для себя.

– Как портретист пытались ли вы составить некое мнение о человеке во время написания его портрета?

– Сейчас портреты приходится рисовать в основном с фотографий, так как по понятным причинам люди не имеют возможности позировать нужное количество времени. Однако во время обучения у нас действительно были самые настоящие и разнообразные натурщики. Были люди разных возрастов и положений. Если говорить о старшем поколении, то в этом случае прослеживалась некая застывшая эмоция, которую они могли сохранять на протяжении всего времени написания. Молодые же люди, наоборот, более динамичны и менее усидчивы и часто меняют какие-то мелкие детали на своем лице, что также говорит об их характере и прослеживается в портрете.

– Как бы ни было печально, нельзя отрицать, что популярность живописи в современном обществе не очень высока. С чем вы можете это связать?

– Сейчас людей, которые действительно живут искусством, осталось не так много. Рядовые обыватели же загружены повседневными хлопотами и стрессом и потому чаще всего не имеют ни возможности, ни сил на то, чтобы хотя бы ненадолго приобщиться к высокому искусству и к тому разумному, доброму, вечному, что оно несет в себе.

Выставки как возможность показать себя

– Это уже не первая ваша выставка в Мозыре, но где ваши работы побывали, кроме нашего города?

– Персональных выставок за пределами Мозыря пока не было. Принимала участие в областной выставке 2016 года, также в некоторых художественных конкурсах област-ного и республиканского масштабов. Полесские художники, в принципе, не очень часто являются этакими передвижниками и чаще всего остаются в своих краях, не выходя без приглашения куда-то еще.

– Каковы ваши ожидания от данной выставки, и какую реакцию зрителей на свои работы вы бы хотели увидеть?

– Каких-то особых ожиданий от выставки нет, ведь ничего особенно нового или неизвестного людям я не показала. Пусть люди смотрят и получают удовольствие. Если говорить о реакции на работы, то здесь все, как в известном выражении, «обидеть художника может каждый». И действительно, ведь художник, выставляя свои картины, обнажает частичку своего внутреннего «Я», которое очень легко ранить. Но, с другой стороны, можно сказать «я художник, я так вижу», ведь автор высказывает свое отношение к той или иной теме и иначе  ее уже не воспринимает.

– Интересно ли вам наблюдать за реакцией людей на свои работы?

– Безусловно, особенно красочной эта реакция выдается у детей, ведь взрослые, умудренные жизненным опытом люди более сдержанны и практически не выдают своих эмоций. Можно вспомнить группу учащихся, которая присутствовала на открытии моей последней выставки. Некоторые буквально забрасали разными вопросами, на лицах других же ближе к концу прослеживалась усталость от показавшейся долгой беседы с художником. В целом для автора нет ничего лучше, чем увидеть положительные эмоции на лицах зрителей.

Спасибо Оксане за столь откровенную, насыщенную и по-настоящему душевную беседу. Хочется пожелать ей успехов во всех уже начатых и грядущих проектах, а также пригласить вас, дорогие читатели, на выставку нашей героини, которая  проходит ежедневно с 10.00 до 19.00, кроме понедельника и воскресенья, по адресу: ул. Пролетарская, 82. Вход свободный. И, уверяю вас, положительные эмоции и истинное удовольствие испытает каждый зритель!

Максим ЗАРАНИК.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: