Гимназии: требования новые – статус тот же

1512

Если спросить у родителей, в какой школе должен учиться их ребенок, то, конечно же, ответ будет однозначным:  в хорошей.  А что значит  хорошая школа? Безусловно, одним из важных критериев при выборе школы является уровень образования. О том, что способствует достижению этой высокой планки и об изменениях, коснувшихся именно гимназий, наш  диалог с директором учреждения образования «Гимназия имени Я. Купалы» Михаилом РАНЧИНСКИМ.

 

– Михаил Михайлович,  по-вашему, на чем базируется имидж такого современного учреждения образования, как гимназия?

– Я думаю, что непременными составляющими в данном направлении являются компетентность, открытость, мобильность.

– Полагаю, у вас есть основания так говорить.

–  Несомненно. Для учащихся и педагогов гимназия – это большой, светлый и просторный дом. Для самых маленьких учеников он полон доброты, новых открытий и творчества. Для старших ребят это храм знаний и открытий. И как прекрасно, когда учащиеся  подтверждают полученные знания, принося пользу себе для будущего роста, а своими достижениями укрепляя авторитет и имидж гимназии.

– Но чем выше статус учреждения, тем труднее учиться, не так ли?

– По большому счету, вся человеческая жизнь – своего рода соревнование и стремление к совершенству. Это закономерность, ибо нельзя поддаваться чувству самоуспокоения. Именно движение вверх помогает человеку развиваться как личности. И если кто-то считает, что в гимназии трудно учиться, то это неоспоримый факт. Временем и практикой доказано, что у нас работают высококвалифицированные и требовательные педагоги, следовательно, учащиеся получают более глубокие знания, чем в других учреждениях образования. Это предусматривается повышенными требованиями, где не может быть послаблений. Одновременно с этим учебный и воспитательный процесс выстраивается таким образом, чтобы  каждый учащийся чувствовал себя здесь комфортно и хотел возвращаться сюда каждый день, чувствуя к себе внимание и заботу со стороны педагогов, а также дружелюбное отношение сверстников.

– А в настоящее время у гимназии есть существенное отличие от общеобразовательных школ?

– До вступления в силу нового указа «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них» отличие заключалось во вступительных экзаменах после начального этапа и в изучении на повышенном уровне отдельных предметов, начиная с 5-го класса. Теперь же набор в 5-е классы гимназии будет осуществляться без проведения вступительных испытаний, а все учащиеся, которые завершат обучение в 4-м классе гимназии, смогут продолжить
обучение и в 5-м. Однако наряду с этим у нас остается требование изучения отдельных предметов на более углубленном уровне. И, следовательно, гимназия сохранит свой статус с имеющимися хорошими традициями и комфортными возможностями для развития и углубленного получения знаний не только по иностранному языку, но и по другим предметам. Миссией гимназии как учреждения общего среднего образования согласно программе развития по-прежнему останется предоставление максимальных возможностей наибольшему количеству обучающихся, ориентированных на высокий уровень образования, воспитания и развития. Основным условием успешности выполнения этой задачи является сочетание высокого уровня профмастерства педагогов  и внутренней мотивации гимназистов.

– И в чем согласно новым требованиям будет заключаться разница между школой и гимназией?

– Гимназии будут отличаться от школ программой для 5-9-х и 10-11-х классов. В общеобразовательных школах со следующего учебного года будет право и возможность, начиная с 5-го класса, организовывать изучение отдельных предметов на повышенном  уровне (при наличии необходимых условий и желания родителей учащихся), в гимназии же это условие является обязательным для всех учащихся. После 9-го класса школьники могут выбрать классы как с изучением отдельных предметов на повышенном уровне, так и продолжить обучение в  так называемых базовых классах. Нынешние девятиклассники гимназий просто будут продолжать обучение в 10-м классе без сдачи вступительных испытаний, а вот учащимся школ, желающим поступить в 10-й класс гимназий, придется сдавать вступительные испытания. 

– Давайте более конкретно остановимся на выполнении задач по обеспечению образовательного процесса в гимназии имени Я. Купалы…

– Сегодня гимназия – это стабильно развивающееся современное учреждение образования, в котором трудятся 77 педагогов, более 60 из которых имеют высшую и первую квалификационные категории. Три педагога имеют категорию «учитель-методист». Учителя активно представляют свой опыт на районном, областном и республиканском уровнях. Только в 2017 году пять педагогов гимназии стали лауреатами районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года» и один – областного конкурса. Наше учреждение  является достойной площадкой для повышения уровня профессионального мастерства педагогов района и области: на базе гимназии работает два ресурсных центра, проводятся семинары различного уровня, педагоги приглашаются для обмена опытом в другие регионы области, делятся передовым опытом посредством публикаций в профессиональных изданиях, являются авторами учебных и методических пособий.

– Многие учреждения образования республики вовлечены в инновационную  деятельность, а гимназия не остается в стороне?

– На протяжении последних 10 лет наше учреждение является инновационной и экспериментальной площадкой Министерства образования Республики Беларусь по различным направлениям. Второй год мы работаем  по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования финансовой грамотности как одной из компетенций учащихся посредством создания информационной образовательной медиасреды». Гимназия является площадкой для проведения районных мероприятий с учащимися по данной тематике.

– Какие основные показатели характеризуют уровень работы коллектива?

– Как было сказано выше, главной целью работы педагогов является удовлетворение образовательных запросов учащихся. Мы вправе гордиться достижениями гимназистов. Так, за последние три года процент учащихся, успевающих на высоком и достаточном уровне, т.е. на 7-10 баллов, составляет более 90 %. Ежегодно порядка 15 % учащихся становятся круглыми отличниками, т.е. успевающими на 9-10 баллов. По итогам 2016/2017 учебного года таких учащихся было 97 человек. Средний балл аттестата на протяжении трех лет составляет 9 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне мотивации выпускников. Гимназия также является лидером региона и по результатам централизованного тестирования. Так, в 2016 году средний балл по ЦТ составил 70,96 (2-й результат в области), а в 2017-м – 64,4 (4-й результат в области). Ежегодно выпускники гимназии имеют 100-балльные сертификаты по ЦТ. Как результат – порядка 95 % выпускников поступает  в учреждения высшего образования, из них до 70 % – на бюджетную форму обучения. Многие выпускники продолжают обучение в престижных вузах не только в городах нашей страны,  но и ближнего и дальнего зарубежья: в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Варшаве. Отрадно, что многие наши выпускники в дальнейшем осуществляют свою трудовую деятельность в различных странах мира: Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, США, странах Западной и Восточной Европы – Швейцарии, России, Латвии, Литве. Ярким примером и поводом для гордости является то, что Екатерина Рябченко, получившая путевку в жизнь именно в нашей гимназии, в настоящее время  – научный сотрудник Гарвардского университета.  Конечно же, одним из главных показателей работы коллектива является результативность участия в олимпиадах. Так, за последние пять лет 446 гимназистов стали дипломантами второго (районного) этапа предметной олимпиады, 106 – завоевали дипломы третьего (областного) этапа, а 13 – стали  победителями заключительного этапа, 13 учащихся награждены свидетельствами Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Результатом работы научного общества учащихся гимназии являются также победы гимназистов в конкурсах различного уровня. Традиционно ребята принимают  участие и в конференциях, творческих мероприятиях, тематических конкурсах, таких, как «Мележевские» и «Гаазовские чтения», «Поиск», «Книга – начало всех начал», «Искусство говорить», республиканский конкурс ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» БГУ и многих других.

– А какое внимание уделяется профориентации?

– Весьма серьезное. Оно рассматривается уже при формировании профильных классов, где  мы стараемся учесть образовательные запросы каждого учащегося, чему предшествует всесторонняя диагностическая и консультативная деятельность. Это позволяет организовать профильное обучение на III ступени общего среднего образования по различным направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, химико-технологическое (химия, математика), филологическое с изучением на повышенном уровне русского или белорусского языков в сочетании с иностранным. За счет часов факультативных занятий организовано изучение на повышенном уровне таких предметов, как  математика, история Беларуси, обществоведение.

– Полагаю, что гимназия  – это не только углубленное обучение по отдельным предметам, но и отличная площадка для  обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности…

– Это, несомненно, так. У нас представлена широкая сеть дополнительного образования с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей. Функционируют как наши гимназические объединения по интересам (кружки, секции, студии), так и объединения учреждений дополнительного образования и спортивных учреждений района. Каждый может найти себе занятие по желанию. Огромное внимание уделяется сохранению здоровья и формирования у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни, развитию интеллектуальных возможностей и творческих задатков.

– Михаил Михайлович, согласно изменениям в сфере образования многие интересуются, как все же будут функционировать гимназии?

– Наша гимназия продолжит свою деятельность в прежнем статусе, как я уже говорил выше, изменятся только условия приема учащихся. По-прежнему, начиная с 5-го класса, на повышенном уровне будут изучаться отдельные предметы, а приоритетом в работе педколлектива будет удовлетворение запросов высокомотивированных к учебе учащихся. Что касается приема на обучение, то в 1-4-е классы прием заявлений и документов будет осуществляться с 12 июня по 28 августа на общих основаниях согласно прописке. При наличии свободных мест будут приниматься учащиеся и с других микрорайонов города. Начиная с 5-го класса, учащиеся должны быть готовы изучать на повышенном уровне отдельные предметы (математика и иностранные языки). Желающим поступить к нам
в 5-9 -е классы из других учреждений образования города и микрорайонов достаточно будет подать заявление на имя директора. Однако зачисление возможно только при наличии свободных мест. В 10-11-е классы зачисление будет осуществляться  по результатам вступительных испытаний по двум учебным предметам, которые учащиеся выбирают для повышенного уровня изучения (по принципу поступления в лицеи). Заявления для поступления в 10-11-е классы принимаются с 12 июня по 1 августа, а экзамены проводятся с 2 по 12 августа. За дополнительной информацией можно обращаться по телефонам:  23-07-01, 23-04-73, 23-04-74  или смотреть на сайте гимназии  gimn.mozyr.schools.by.

– Есть ли шанс у ребят из других школ города попасть  в  5-й класс нового учебного года, если гимназия примет всех своих выпускников начального блока?  Я имею в виду наличие  мест…

– Актуальный вопрос. Мы намерены выступить с ходатайством перед отделом образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома об открытии у нас четырех пятых классов, т.е. три класса –  будут наши выпускники, а один – дополнительный. Так что шанс стать гимназистами у желающих будет. Кто уже принял такое решение, обращаться к нам можно прямо сейчас.

– Как вы отмечали выше, педагогический коллектив  способен справляться с поставленными задачами на высоком уровне, а технический ресурс позволит вам взять на себя дополнительную нагрузку?

– Сейчас гимназия располагает достаточной материально-технической базой для обеспечения надлежащих условий, способствующих образовательной деятельности, развитию творческих способностей и интересов учащихся. Это 45 уютных учебных кабинетов, в том числе 2 оборудованных  компьютерных класса и 2 лингафонных кабинета, кабинет математики с локальной компьютерной сетью, кабинеты физики и химии, оснащенные современным оборудованием, мастерские,  библиотека с читальным залом, малый и большой спортивные залы, хорошая спортивная база,  зал ритмики, актовый зал, музей Я. Купалы.  Технический парк –  более 100 компьютеров, 5 кабинетов с локальной компьютерной сетью и 5 интерактивных досок, 13 проекторов и др. техника. Все кабинеты старшего блока, административный блок и библиотека связаны единой локальной сетью с выходом в интернет. Для безопасности учащихся установлено видеонаблюдение. Администрация и попечительский совет гимназии создают благоприятные условия для организации образовательного и воспитательного процесса.

– Полагаю, что вас волнует вопрос перспектив развития учреждения.

– Их можно выразить словами: инициатива, саморазвитие, партнерство.

Педагоги и ученики должны идти в ногу, беречь заложенные традиции, но и развиваться в условиях требований современности. Думаю, что наш девиз «От успехов в учебе – к успеху в жизни», которым мы постоянно руководствуемся, будет действенным.

– Спасибо за беседу, Михаил Михайлович. Желаю  вам оптимизма, уверенности и непременно успехов.

Наталья КОНОПЛИЧ, фото из архива.

 


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: