Всё – о пенсии — на вопросы мозырян ответила зам. начальника отдела по назначению и выплате пенсий и пособий управления по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома

469

Пенсионная белорусская реформа до сих пор  остается одной из самых обсуждаемых тем. Ввиду этого в редакции была организована очередная тематическая прямая линия.

На  поступившие вопросы разъяснение читателям дала Лидия Ивановна Литвин, заместитель начальника отдела по назначению и выплате пенсий и пособий управления по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома.

«Как исчисляется размер пенсии, выплачиваемой работающим пенсионерам?» (Акуленко Т. И.).

Ответ. Действующее пенсионное законодательство предусматривает различные условия выплаты пенсий для работающих и неработающих пенсионеров. Порядок выплаты пенсий работающим пенсионерам урегулирован ст.  83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», где указано, что часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера превышает, 1,3), в период работы (службы) либо предпринимательской деятельности не выплачивается. При этом не имеет значения, протекает работа на условиях неполного рабочего времени или нет. Данный порядок выплаты пенсии является единым и применяется в случае работы пенсионера по трудовому, гражданско-правовому договору, на основе членства (участия) в юридических лицах либо осуществления им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и не зависит от размера получаемой работающим пенсионером заработной платы. Закон обязывает пенсионера извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты (прием, увольнение с работы, определение на полное государственное обеспечение, оформление ребенка в приемную или опекунскую семью и др.). Такое обязательство каждый пенсионер подписывает при оформлении заявления о назначении (перерасчете) пенсии. В соответствии со ст. 90 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» начисленные суммы пенсии, не востребованные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время не более чем за 3 года перед обращением за получением пенсии. Для предотвращения случаев неправильной выплаты пенсии (в том числе единовременной денежной помощи, выплачиваемой согласно указам Президента Республики Беларусь) пенсионерам необходимо своевременно уведомлять о факте увольнения с работы и приема на работу управление по труду, занятости и социальной защите Мозырского райисполкома.

 «Я был индивидуальным предпринимателем с 2002-го по 2018-й, но с 2017-го предпринимательской деятельностью не занимался. Индивидуальный коэффициент у меня выше чем 1,3. С какого времени мне должна выплачиваться пенсия в полном объеме?» (Владимир Николаевич).

Ответ. Согласно ст. 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем, не выплачивается.

Соответствующий период определяется с учетом положений законодательства, регулирующего порядок государственной регистрации и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей, – со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – регистр) (приобретение статуса индивидуального предпринимателя) и до даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в регистр об исключении индивидуального предпринимателя из регистра (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя). Таким образом, Вам может производиться выплата пенсии в полном размере со дня принятия решения о внесении в регистр записи об исключении Вас из регистра.

 «Я знаю, что ликвидаторы ЧАЭС по ст. 19 получают надбавку к пенсии. Можно ли получать надбавку к пенсии ликвидатору ЧАЭС?» (Бондарь М. Г.).

Ответ. Согласно статье Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г.
№ 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее — Закон) гражданам выплачиваются надбавки к получаемой пенсии в следующих размерах:

участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986/1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятых в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы (ст. 19 Закона), пенсии повышаются на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988/1989 годах  (ст. 20 Закона) в зоне эвакуации (отчуждения) или занятых в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы, пенсии повышаются на 25 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

 «Я работала воспитателем в детском дошкольном  учреждении системы образования в период работы с 1.09.2002 по 31.05.2004 на летние месяцы (с 1.06.2003 по 31.08.2003) была переведена на 0,95 ставки воспитателя (в остальное время работа осуществ-
лялась на полную ставку). Можно ли засчитать в специальный стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет период с 1.06.2003 по 31.08.2003?» (Гаврилович М. Н.).

Ответ. В соответствии со ст.  53 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в специальный стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на такую пенсию, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата.

С учетом положений указанной статьи, оснований для включения в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периода работы с 1.06.2003 по 31.08.2003 не имеется.

 «Мне 56 лет. Страховой стаж 14 лет 2 месяца. Положена ли мне трудовая пенсия по возрасту?» (Браим Г. В.).

Ответ. В соответствии со ст.ст.  5, 11 Закона Республики  Беларусь «О пенсионном обеспечении» право на пенсию по возрасту на общих основаниях в 2018 имеют женщины при стаже работы не менее 20 лет, достигшие возраста 56 лет и страховом стаже 16 лет и 6 месяцев. Женщинам, достигшим возраста 56 лет, имеющим страховой стаж 16 и 6 месяцев, но не имеющим 20-летнего стажа работы может быть назначена трудовая пенсия при неполном стаже. Поскольку Ваш страховой стаж составляет 14 лет 2 месяца, то Вы не имеете права на трудовую пенсию.

Справочно. С 1 января 2017 г. общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на 6 месяцев до достижения мужчинами 63 лет, а женщинами — 58 (в 2018 году пенсионный возраст составляет: для мужчин – 61 год, для женщин – 56 лет). Также предусмотрено соразмерное повышение возраста, дающего право на льготную пенсию по возрасту и за выслугу лет.

Страховой стаж ежегодно с 1 января 2017 г. увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Для назначения пенсии в 2018 году он должен составлять не менее в 2018 году  16 лет и 6 месяцев, в 2019 году —  17 лет и т. д.

В соответствии со ст.  72 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь лицам, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины — 60 лет.

 «В 2018 году мне должна быть назначена пенсия за работу с особыми условиями труда по Списку № 2. Однако работодатель отказывает мне в представлении документов для назначения пенсии, мотивируя тем, что у меня недостаточно стажа для назначения пенсии по Списку № 2. Куда мне следует дальше обращаться?» (Евгений Михайлович).

Ответ. Порядок представления работающих граждан к назначению пенсий и оформления необходимых для этого документов установлен Законом Республики Беларусь от 17.04.1992
№ 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон) и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Минсоцзащиты Республики Беларусь от 23.05.1997 № 44,  в которых указано, что работодатель обязан своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите (далее —  органы по труду, занятости и социальной защите) (ст. 76 Закона).

Подготовка документов, необходимых для назначения пенсии, и представление к ее назначению осуществляются работодателем по месту последней работы заявителя.

Представитель работодателя в течение 10 дней со дня приема заявления оформляет необходимые документы о стаже, заработке и др., а также свое представление, знакомит с ним работника (под расписку в представлении) и рассматривает вопрос о возможности представления данного работника к назначению пенсии. При положительном решении вопроса заявление, представление и все документы нужно передать в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя.

Если работнику отказано в представлении к назначению пенсии, работодатель сообщает ему об этом в письменной форме с указанием причины отказа.

В тех случаях, когда работник не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в орган по труду, занятости и социальной защите.

Справочно. Работодатель несет материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвое-
временным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 76 Закона).

Нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом работодателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке или результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ст. 9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Линию провела Ольга АРДАШЕВА.

Фото Александра СОЛОДКОВА.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: