Стоп, пешеход, тормозите колеса…

401

По информации ООН – в мире ежегодно в ДТП погибают 1,24 млн человек, 270 тыс. из них – пешеходы. Корреспондент нашей газеты выясняла, чего категорически нельзя делать пешеходам на дороге, чтобы не попасть под машину, и на что водителям следует обращать пристальное внимание, дабы не стать убийцей «безлошадных» участников движения.

Языком цифр

По информации УГАИ УВД Гомельского облисполкома за 9 месяцев 2018 года в Гомельской области совершено 85 наездов на пешеходов, в которых 13 человек погибли и 72 получили травмы различной степени тяжести. В 24 случаях ДТП произошли по вине самих пешеходов, причем 14 пеших участников дорожного движения находились на момент ДТП в состоянии алкогольного опьянения.

В ушах – «бананы»

Массовое распространение разного рода компактных гаджетов, проигрывающих музыку в формате MP-3, породило для водителей серьезную проблему: пешеходы, идущие по городу в наушниках, просто-напросто не слышат, что к ним приближается какой бы то ни было транспорт. А те, кто увлечен разговором с собеседником, и вовсе не предполагают, что им может угрожать опасность. И если, скажем, автобус или грузовик не услышать проблематично, то мотоцикл или легковой автомобиль – запросто! Работа современных двигателей на допустимых скоростях по городу зачастую похожа на легкий шум. А мотоциклисты – категория самых незаконопослушных участников движения, гоняющих по улицам на запрещенных скоростях, могут оказаться внезапно как снег на голову. И бывает так, что сию минуту не видно «мотика», а через одну-другую – он уже тут как тут. Пешеход же, – сам себе на уме: идет да музыку слушает!..
На мой взгляд, если послушать на ходу любимую мелодию стало привычкой, то надо пользоваться хотя бы только одним наушником, либо уменьшать громкость, а при переходе дороги, и вовсе вынимать из ушей эти «бананы». Не зря говорится: «Береженого и Господь бережет!»

В обход нельзя!

Как и правильному переходу через улицу, нам со школьной скамьи известно, что трамвай надо обходить спереди, а автобус – сзади. В принципе, это, действительно, так. Но лучше забыть прописные истины и переходить проезжую часть не около остановки, а сугубо по ближайшему пешеходному переходу! А если его рядом нет, то непременно дожидаться, пока транспорт отъедет. Тогда по-настоящему переход будет безопасным!

Не совсем «зеленый»

Все помнят и такую прописную истину: – «Загорелся «зеленый» – можно идти». К сожалению, в настоящее время все далеко не так. Ступив на проезжую часть, едва только включится разрешающий сигнал, можно тут же пополнить статистику пострадавших в ДТП, поскольку многие водители любят «пролетать» не только перекрестки, но и переходы «почти на «красный», когда для пешеходов уже горит «зеленый». Получается, что и для первых, и для вторых важную роль могут сыграть буквально доли секунды! Поэтому, прежде чем переходить дорогу, даже если светофор уже «разрешает», лучше все же убедиться, что все машины остановились перед стоп-линией. Мы, как правило, всегда торопимся. Однако силы тех, кто за рулем, и тех, кто идет пешком, к сожалению, неравны. Об этом, следует помнить и водителям, и «безлошадным» участникам движения.

Идем не глядя

Уж сколько раз твердили миру, что, подходя к краю дороги, даже если переходишь ее по «зебре» со светофором, нужно вначале убедиться, что нет приближающихся машин. Но, судя по выше упомянутой статистике ДТП, все далеко не так: народ в массовом порядке идет через проезжую часть, не глядя по сторонам, будучи убежденным, что «раз я на «зебре»» — мне обязаны уступить!». Плюс ко всему, у него до носа может быть опущенным капюшон, а внимание сконцентрировано не на переходе проезжей части, а на беседе по мобильному телефону. Между тем водителю, даже если он очень пунктуален в части соблюдения ПДД (а сколько автолюбителей их нарушают!) и едет не более 60 км/ч в городе, нужно как минимум увидеть пешехода, не говоря уже о том, чтобы успеть остановиться перед переходом.

К слову, соответствующий пункт Правил гласит, что водитель обязан уступить дорогу пешеходу, «ступившему на проезжую часть», а не стоящему у края. Пешеход, в свою очередь, согласно тем же Правилам, «должен убедиться» в безопасности своего маневра. Получается, что переходить дорогу можно только тогда, когда есть уверенность, что вам уступают.

У «бездны» на краю

В последние годы участились случаи вылета автомобилей, мотоциклов и даже грузовиков на автобусные остановки. Причем происходит это не только в мегаполисах с их многополосными проспектами, а и в провинции. Совет здесь может быть только один: в ожидании общественного транспорта – не нужно стоять у края проезжей части, а лучше отойти вглубь тротуара. А от того, будете ли вы высматривать, не показался ли вдали автобус нужного маршрута, быстрее не будет. Теоретическая вероятность попасть в такое ДТП, мала, однако подобные трагедии, как правило, собирают наибольшее число жертв. И это как раз тот случай, когда лучше не соизмерять теорию с практикой.

Учат в школе

Если дорога имеет две и более полос в каждую сторону, нерегулируемых пешеходных переходов на ней в принципе не должно быть. Но ежели такие участки существуют, то «форсировать» их нужно по особым правилам. Следует запомнить: переходя многополосную дорогу по «зебре», приближаясь к каждой(!) полосе, следует убедиться, что едущий по ней водитель вас видит и пропускает. Ведь случаев, когда один автомобиль останавливается пропустить пешехода, а тот, что движется по соседней полосе, тут же его сбивает, в последнее время не сосчитать!

Постфактум

Среди нарушений ПДД пешеходами самыми распространенными по-прежнему являются: пересечение проезжей части в неустановленном месте, нетрезвое состояние, неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за транспортных средств, сооружений, деревьев или других препятствий, движение по краю проезжей части в попутном направлении автомобилей (а надо – навстречу!). Исходя из анализа статистики, предоставленной ГАИ, видно, что наезд на пешехода остается самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий, а взаимоотношения между водителями и пешеходами – напряженными. Находясь за рулем, мы упрекаем пешеходов за медлительность и нерасторопность, а когда становимся пешеходами, то браним водителей за неуважение и невнимательность. В то время, как попросту нужно найти компромисс. Скажем, сделать себя заметней – под силу каждому. Без фликера особенно опасно пересекать проезжую часть дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, поскольку пешеход видит автомобиль с включенными фарами, а водитель может его и не заметить. Наличие фликера поможет водителю вовремя заметить пешехода и своевременно отреагировать на изменившуюся дорожную обстановку.

Берегите себя и своих близких!

Наталья КОНОПЛИЧ


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: