Сегодня проблема детского и подросткового суицида не сходит со страниц прессы и экранов телевидения. Взрослые не в состоянии объяснить себе тот факт, что их умные, светлые дети, не имевшие проблем и конфликтов в школе и обществе, уходят из жизни.
Детский и подростковый суицид – это беда родителей не только потому, что они теряют ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что они не знают, почему он это сделал. Изыскиваются различные оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто. Тем не менее, за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые!
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
— эмоционально чувствительные, ранимые;
— неустойчивые в трудных ситуациях и одновременно не способные к компромиссам;
— негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими однотипны и прямолинейны);
— импульсивные, эмоциональные, совершающие необдуманным поступкам;
— склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверх значимого отношения;
— пессимистичные;
— замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом можно догадаться по ряду признаков:
• прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
• косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
• много шутит на тему самоубийства;
• раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям;
• приводить в порядок незаконченные дела;
• мириться с давними врагами;
• пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
• быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру: ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния, проявлять признаки беспомощности (в поступках ощущается безнадежность).
Подросток может решиться на самоубийство, если он:
• социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
• живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом, алкоголизм – личная или семейная проблема);
• ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
• имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
• перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
• слишком критически настроен по отношению к себе.
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, рекомендуется:
• внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
• не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других, а высказывания родителей «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
• не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
• стремиться вселить в подростка надежду, она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей;
• учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
• воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
• обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни, записать соответствующие номера телефонов «доверия», телефонов экстренной психологической помощи.
Светлана КУДРАВЕЦ,
заведующая Мозырским психоневрологическим
диспансером.